Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджетный контроль как подсистема бюджетного менеджмента: виды, задачи, составные элементы




1. Сущность и значение бюджетного контроля.

Бюджетный Контроль занимает важное место в системе управления бюджетными ресурсами.

Бюджетный контроль - совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности формирования и использования бюджетного фонда, предназначенного для реализации функций, возложенных на государство или территориальные органы власти.

Целью бюджетного контроля является выявление отклонений в деятельности по формированию бюджетного фонда для своевременного принятия корректирующих мер, привлечения виновных к ответственности и получения компенсации за причиненный ущерб, а также для разработки и реализации мероприятий по предотвращению таких нарушений в будущем.

Основные задачи бюджетного контроля:

- соблюдение правильности соблюдения процедуры составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета;

- соблюдение налогового и бюджетного законодательства;

- проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств;

- контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

- выявление резервов повышения эффективности управления бюджетными ресурсами;

- выявление злоупотреблений в бюджетной сфере и принятие мер наказания к виновным.

Система бюджетного контроля включает такие основные элементы:

- объект контроля;

- предмет контроля;

- субъект контроля;

- методы контроля.

Объектом бюджетного контроля являются денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения ВВП в территориальном и отраслевом разрезах с целью выполнения государством своих функций. Таким образом, бюджетный контроль охватывает бюджетно-налоговую сферу, бюджетный процесс и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений.

Предметом бюджетного контроля выступают все стадии бюджетного процесса: поступление налоговых и других платежей в бюджет, декларации, расчеты по налогам, постановка бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, официальные трансферты, бюджетные кредиты, обмен и безвозмездная передача товарно-материальных ценностей и др.

В качестве субъектов бюджетного контроля можно рассматривать практически все государственные и территориальные органы власти, а также хозяйствующих субъектов и население. В Украине систему органов бюджетного контроля составляют: Верховная Рада Украины, Счетная палата, Контрольно-ревизионная служба, Государственное казначейство, органы системы Минфина, Налоговая администрация.

К методам бюджетного контроля относят документальную и камеральную проверки, ревизию, обследование и экономический анализ.

Большое значение для повышения эффективности бюджетного контроля имеет соблюдение принципа публичности. В Украине информация о бюджете должна быть обнародована. Министерство финансов Украины обеспечивает доступность для публикации.

2. Классификация бюджетного контроля.

Виды бюджетного контроля различаются в зависимости от субъектов контроля и по времени проведения.

В зависимости от субъектов контроля различают:

1) Государственный бюджетный контроль – осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления. Он может быть двух видов:

- бюджетный контроль законодательных органов власти;

- бюджетный контроль исполнительных органов власти.

Законодательные органы власти имею право на получение от органов исполнительной власти необходимых материалов при утверждении бюджета, получение оперативной информации об исполнении бюджета, создание собственных контрольных органов. Органы исполнительной власти контролируют формирование и использование бюджетного фонда в соответствии со своими компетенциями.

2) Ведомственный контроль – проводят контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств. Предметом контроля является процесс использования бюджетных средств согласно ведомственному признаку бюджетной классификации.

3) Общественный контроль – осуществляют общественные организации в зависимости от поставленных задач.

4) Независимый контроль – осуществляется со стороны аудиторских фирм. К услугам аудиторских фирм прибегают различные структуры. Такой контроль может осуществляться и по заказу предприятия, финансовая деятельность которого становится объектом аудита.

5) Внутренний контроль – проводится соответствующими службами предприятий, организация и учреждений.

6) Правовой контроль – осуществляется правоохранительными органами. Побудительными причинами такого контроля является необходимость выяснения причастности субъекта хозяйствования к противоправной деятельности.

7) Физические лица также осуществляют бюджетный контроль, именуемый гражданским контролем. Контроль осуществляется автоматически в процессе составления налоговых деклараций, ознакомлении с информацией об удержании из заработной платы и т.д. Кроме того, многие физические лица являются получателями бюджетных средств в виде заработной платы и различных трансфертов, что также автоматически становится объектом бюджетного контроля.

По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

1) Предварительный контроль – проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджета и документов, связанных с планируемым использованием бюджетных средств. Предварительный контроль направлен на предотвращение противоправных ситуаций, на выявление резервов роста доходов и повышения эффективности планируемых бюджетных показателей программам социально-экономического развития государства или соответствующей территории. Поэтому он носит предупреждающий характер.

2) В процессе исполнения бюджета проводится текущий контроль. В результате текущего контроля выявляются нарушения бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдения норм и нормативов по формированию и расходованию бюджетного фонда. Текущий контроль является основным видом контроля.

3) Последующий контроль проводится по окончании отчетного периода. Если текущий контроль основывается на изучении первичных документов оперативного, бюджетного, бухгалтерского учета и отчетности, то последующий контроль – в основном отчетных документов.

 

3. Методы проведения бюджетного контроля.

Можно выделить следующие методы бюджетного контроля:

1) Документальная проверка – осуществляется на предприятии в присутствии должностных лиц. Она проводится на основании данных первичных документов, учетных регистров, отчетности и установленных показателей сметы доходов и расходов бюджетных учреждений с целью подтверждения законности, целесообразности и достоверности осуществления финансово-хозяйственных операций.

2) Камеральная проверка проводится по месту нахождения контролирующего органа на основе документов о финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования. В процессе камеральной проверки осуществляются: принятие, проверка и обеспечения сохранности отчетов, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов к ним, а также расчетов по налогам налогоплательщиков; прием налогоплательщиков и распорядителей бюджетных средств по вопросам, связанным с правильностью исчисления и уплаты в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей; осуществление контроля за правильностью начисления финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налоговой дисциплины и т.д.

3) Ревизия - наиболее распространенный метод бюджетного контроля, система контрольных действий, направленных на всестороннюю проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета.

Существуют различные виды ревизии. Ревизии можно классифицировать по различным признакам:

1) По ведомственной принадлежности ревизуемых органов ревизии могут быть:

- ведомственные,

- внутриведомственные,

- внутрихозяйственные.

2) По полноте охвата деятельности ревизуемого объекта различают:

- полные - проводятся при необходимости проверки всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля,

- частичные - отдельных сторон,

- комплексные - включают все участки и стороны деятельности ревизуемого объекта,

- тематические ревизии - предназначены для проверки определенного участка деятельности ревизуемого предприятия.

3) По глубине проведения:

- сквозные - связаны с проверкой деятельности отраслей экономики, управлений, акционерных обществ, фирм. Она проводится одновременно во всех структурах предприятия или организации по одинаковым и взаимосвязанным программам.

- локальный ревизии -проводятся только на одном предприятии, учреждении, организации, или на нескольких, но по различным и не взаимосвязанным программам.

4) По степени охвата данных:

- сплошные - контролируются все операции и данные на определенном участке деятельности ревизуемого предприятия или учреждения за весь ревизуемый период.,

- выборочные - проверяется часть документов на выборку за какой-либо промежуток времени,

- комбинированные - заключается в сочетании сплошной и выборочной ревизии по отдельным участкам деятельности.

5) По отношению к плану:

- плановые,

- внеплановые.

6) По очередности исследования одних и тех же документов:

- первичные,

- дополнительные,

- повторные.

Дополнительные и повторные ревизии проводят, если результаты первичной проверки не соответствуют определенным требованиям.

7) По характеру проверяемого материала:

- документальные – осуществляется на основе первичных документов, регистров бухгалтерского учета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации.

- фактические - связана с непосредственной проверкой материальных ценностей, денежных расчетов, соблюдением норм и качества выполненных работ и услуг. Важным фактором фактической ревизии является ее внезапность.

4) Обследование - ознакомление контролирующего лица с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности. Обследование является фактическим контролем, который заключается в следующем: обследование на месте объекта проверки; инвентаризация имущества, товарно-материальных ценностей и денежных средств; проверка фактического исполнения оплаченных работы; контрольные замеры состава еды для потребителей; экспертная оценка и т.д.

5) Экономический анализ исполнения бюджета. В процессе контроля любого вида проводится аналитическая работа, дается оценка действующему бюджетному законодательству, выявляются причины несоблюдения тех или иных норм, бюджетных показателей, даются рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса. На основе такого анализа делаются выводы о возможном совершенствовании процесса формирования доходов бюджетов и использования бюджетных ресурсов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...