Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджетный процесс и бюджетный регламент как основные блоки управления




Центральное место в системе управления общественными финансами занимают организация и проведение бюджетного процесса.

Бюджетный процесс – это регламентированный бюджетным законодательством процесс составления, рассмотрения, утверждения, исполнения, а также контроль за соблюдением бюджетного законодательства.

С точки зрения финансового права: бюджетный процесс - это юридический процесс, который обслуживает формирование и выполнение закона о бюджете на следующий финансовый год, т.е. – это единая процессуальная форма бюджетного закона.

К задачам, которые возникают перед бюджетным процессом, относятся:

1) уточнение стратегических приоритетов, задач и функций государства;

2) разработка основных направлений бюджетной политики государства на следующий год;

3) выявление материальных и финансовых резервов государства;

4) обеспечение реальности прогнозных объемов доходов и расходов государства;

5) обеспечение максимальной сбалансирование бюджета;

6) оптимизация перераспределения бюджетных ресурсов между всеми бюджетами;

7) обеспечение своевременного поступления в государственную казну финансовых ресурсов в объемах, достаточных для реализации государственных программ;

8) обеспечение экономного, эффективного, рационального и целевого использования мобилизованных бюджетных средств;

9) качественная и своевременная разработка и утверждение бюджетной отчетности;

10) осуществление контроля за соблюдением налогового и бюджетного законодательства.

Признаками бюджетного процесса являются:

- динамичность;

- последовательность;

- участие в нем всех органов государственной власти и управления;

- правовая регламентированность и целенаправленность;

- конституционно-правовые нормы; совокупность материальных норм;

- система технико-организационных нормативов расходов, действующих стабильно на протяжении продолжительного периода;

- наличие исторически обусловленной и упорядоченной системы государственного механизма с четким распределением функций, прав и обязанностей всех органов власти.

Бюджетному процессу присущи следующие принципы:

1) принцип распределения бюджетных полномочий между органами законодательной и исполнительной власти;

2) принцип специализации бюджетных показателей;

3) принцип ежегодности бюджета;

4) принцип гласности;

5) принцип наглядности;

6) принцип достоверности.

На качество бюджетного процесса влияет много факторов, причем они отличаются в зависимости от стадии бюджетного процесса. Факторы влияния на качество бюджетного процесса:

1) на стадии подготовки и составление проекта бюджета на качество влияют:

- политические интересы структур власти;

- зависимость от принятия других решений, например, налогового пакета;

- надежность информационной базы и научных методик для расчетов показателей бюджета;

- профессиональный уровень разработчиков проекта;

- интересы международных финансово-кредитных организаций и их требования;

2) на стадии рассмотрения и утверждение Закона о бюджете на качество влияют:

- направленность интересов определенных властных структур, групп, лиц (так называемое лоббирование интересов);

- уровень осознания ответственности и компетентности народных депутатов в вопросах экономики и бюджета;

3) на стадии исполнения бюджета на качество влияют:

- соблюдение норм Закона и требований других нормативно-правовых актов, которые регламентируют исполнение бюджета;

- наличие эффективной системы оперативного бюджетного контроля.

 

Бюджетный процесс состоит из соответствующих стадий, которые определяются содержанием и характером деятельности государственных органов, позволяют более четко разграничивать полномочия органов власти и регулировать механизм бюджетного процесса.

Стадиями бюджетного процесса являются:

1 стадия - Составление проекта бюджета

Составление проекта бюджета является первой стадией бюджетного процесса.

На данном этапе закладываются основы, определенная направленность, создается единый, целостный прообраз бюджета будущего периода.

Украина

Министерство финансов Украины отвечает за составление проекта Закона о Государственном бюджете Украины, определяет основные организационно-методические основы бюджетного планирования, которые используются для подготовки бюджетных запросов и разработку предложений проекта Государственного бюджета Украины.

Министерство финансов Украины разрабатывает и доводит до главных распорядителей средств государственного бюджета инструкции по подготовке бюджетных запросов.

Бюджетный запрос – это документ, который содержит предложения по соответствующими обоснованиями относительно объема бюджетных средств, необходимых для его деятельности на следующие бюджетные периоды.

Проект Государственного бюджета Украины включает следующие показатели:

1. Общая сумма всех доходов, расходов и кредитование государственного бюджета.

2. Предельный объем годового дефицита и профицита государственного бюджета, а также предельный объем государственного долга и предельный объем предоставления государственных гарантий.

3. Доходы государственного бюджета по бюджетной классификации.

4. Финансирование государственного бюджета по бюджетной классификации.

5. Бюджетные назначения главным распорядителям средств государственного бюджета.

6. Бюджетные назначения межбюджетных трансфертов.

7. Установление размера минимальной заработной платы.

8. Размер прожиточного минимума в расчете на месяц на одного человека.

10. Перечень кредитов и займов, которые привлекаются государством от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций.

Разработанный Министерством финансов Украины проект Закона о Государственном бюджете вместе с приложениями, объяснительной запиской и другими информационными материалами подается Кабинету Министров Украины.

Россия

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составлением бюджета занимаются исключительно Правительство РФ и высшие исполнительные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местных администраций муниципальных образований.

Правительство РФ организует работу по составлению бюджета: доведению до представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах и их изменениях.

Исполнительные органы власти всех уровней доводят до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Президент РФ направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

2 стадия - Рассмотрение проекта и принятие Закона о бюджете

Рассмотрение проекта и принятие Закона о бюджете - это 2 стадия бюджетного процесса.

Украина

Кабинет Министров Украины принимает постановление об одобрении проекта о Государственном бюджете Украины и подает его вместе с соответствующими материалами Верховной Раде Украины и Президенту Украины.

Проект закона о государственном бюджете подлежит обязательной публикации в газете "Урядовый курьер".

Рассмотрение и утверждение Государственного бюджета Украины происходит в Верховной Раде Украины по специальной процедуре, определенной Регламентом Верховной Рады Украины.

Рассмотрение и принятие Закона о Государственном бюджете Украины предусматривает серию парламентских заседаний и рассмотрение Закона о Государственном бюджете Украины в трех чтениях и процедуры его принятия.

Закон о Государственном бюджете Украины принимается Верховной Радой до 1 декабря года, который предшествует плановому.

Закон о государственном бюджете Украины после его принятия Верховной Радой подписывает Председатель Верховной Рады и направляет его Президенту.

Президент Украины подписывает закон и официально делает достоянием гласности или возвращает закон со своими замечаниями и сформулированными предложениями к Верховной Раде Украины.

Закон Украины о государственном бюджете Украины и постановление Верховной Рады о порядке введения его в действие публикуется в печати. Опубликование закона происходит после подписания закона Президентом.

Россия

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета определяются Правительством РФ.

Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год.

На основе данных плана-прогноза Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики бюджета и распределение расходов бюджета, рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными исполнительными органами предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям средств, а также подготовка перечня финансируемых федеральных целевых программ.

На основе представленных федеральными исполнительными органами документов Правительство Российской Федерации должно утвердить проект закона о федеральном бюджете для внесения в Государственную Думу.

Одновременно проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год представляется Президенту Российской Федерации.

Составленный Правительством РФ проект федерального бюджета и проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год представляется в Государственную Думу.

Проект федерального закона о федеральном бюджете, принятый к рассмотрению, направляется Советом Государственной Думы или Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.

Государственная Дума рассматривает проект бюджета в трех чтениях.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает закон и голосует в целом.

В случае одобрения закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию, которая выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный закон о бюджете. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в одном чтении.

В результате повторного рассмотрения и принятия проекта закона Государственная Дума вновь направляет его в Совет Федерации для окончательного утверждения.

 

 

3 стадия - Исполнение бюджета

3 стадия - Исполнение бюджета - это обеспечение своевременного и полного поступления запланированных доходов в целом и по каждому источнику, а также своевременного и беспрерывного финансирования предусмотренных бюджетами мероприятий.

Украина

Исполнение Государственного бюджета Украины обеспечивает Кабинет Министров Украины. Общую организацию и управление выполнением государственного бюджета, координацию деятельности участников бюджетного процесса по вопросам выполнения бюджета осуществляет Министерство финансов Украины.

Государственный бюджет Украины исполняется за росписью, которая утверждается Кабинетом министров Украины.

Бюджетная роспись - это документ, в котором устанавливается распределение доходов и финансирование бюджета, бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств по определенным периодам года соответственно бюджетной классификации.

Согласно Бюджетному кодексу в Украине применяется казначейская форма обслуживания государственного бюджета.

Государственная казначейская служба Украины является правительственным органом государственного управления, которое действует в составе Министерства финансов Украины и ему подчиняется.

Не позднее 31 декабря текущего бюджетного периода Государственная казначейская служба Украины закрывает все счета, открытые в текущем бюджетном периоде для выполнения бюджета. Порядок закрытия счетов текущего бюджетного периода и открытие счетов следующего бюджетного периода определяется Министерством финансов Украины.

Россия

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Согласно Бюджетному кодексу в России применяется казначейская форма обслуживания федерального бюджета.

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов, а также и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге казначейства.

Исполнение бюджета осуществляется на основе сводной бюджетной росписи, бюджетных росписей главных распорядителей, бюджетных росписей распорядителей средств и кассового плана.

Сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется в соответствии с порядком, установленным главным распорядителем бюджетных средств.

Бюджетная роспись – это порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств.

Бюджетная смета составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение.

Кассовый план - это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Финансовый орган устанавливает порядок его составления и ведения, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.

Министерство финансов РФ представляет ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание. Один экземпляр квартального и годового отчета об исполнении федерального бюджета представ-ляется в Счетную палату РФ.

Завершается работа по исполнению бюджета 31 декабря.

 

 

4 стадия - Свод, составление и предоставление отчетности об исполнении бюджета

Украина

Сведение, составление и предоставление отчетности об исполнении Государственного бюджета Украины осуществляются Государственной казначейской службой Украины. Не позднее 31 декабря Государственная казначейская служба Украины закрывает все счета, открытые в текущем бюджетном периоде.

Главные распорядители бюджетных средств соответственно единой методике отчетности составляют и подают в соответствующие органы казначейства детальные отчеты, которые содержат бухгалтерские балансы, данные о выполнении смет, результаты деятельности и другую информацию.

Территориальные органы казначейства составляют и подают в соответствующие местные финансовые органы балансы, отчеты о выполнении государственного бюджета и другие финансовые отчеты.

Сводные показатели отчетов о выполнении бюджета подаются управлениями государственного казначейства в Государственную казначейскую службу Украины. Сформированный отчет об исполнении государственного бюджета, информация о выполнении бюджета, защищенных статей бюджета, использование средств из резервного фонда Кабинета Министров поступает в Министерство финансов и Счетную палату. Дальше годовой отчет об исполнении закона о Государственном бюджете Украины подается Кабинетом Министров в Верховную Раду.

Верховная Рада рассматривает отчет об исполнении закона о Государственном бюджете Украины.

С содокладом об исполнении закона о государственном бюджете выступают Глава Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета и Глава Счетной палаты.

По результатам рассмотрения Верховная Рада Украины принимает решение относительно отчета выполнения закона о Государственном бюджете Украины.

Постановление об отчете публикуется в средствах массовой информации.

Россия

Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджетов за истекший год на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств составляет Минфин России и представляет их в Правительство РФ.

Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный год в форме федерального закона. Годовые отчеты об исполнении бюджетов всех уровней подлежат утверждению в соответствующих представительных органах.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета, доклад председателя Счетной палаты РФ о заключении Счетной палаты РФ на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.

По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении бюджета.

Законы и решения об исполнении бюджета или об отклонении бюджета должны быть опубликованы в СМИ, а также в течение года - в специальных статистических сборниках.

 

Все стадии бюджетного процесса взаимосвязаны.

Весь бюджетный процесс должен регламентироваться соответствующим документом, который имеет название бюджетный регламент.

Бюджетный регламент – это документ, в котором определен порядок и сроки составления, рассмотрения, утверждения бюджета, а также организация его выполнения.

Бюджетный регламент выполняет следующие функции:

1) определяет четкое размежевание функций между органами государственной власти и государственного управления;

2) устанавливает необходимую документацию, которая используется в бюджетном процессе;

3) определяет особый порядок выполнения бюджета в случае его несвоевременного утверждения;

4) определяет ответственность органов за нарушение бюджетного регламента, а именно:

- органов исполнительной власти - за некачественный проект бюджета и несвоевременное представление проекта бюджета;

- органов законодательной власти - за нарушение установленных сроков рассмотрения и утверждения бюджета;

- Министерства финансов – за нецелевое использование бюджетных средств.

На всех стадиях бюджетного процесса осуществляются финансовый контроль и аудит, проводится экономический анализ и оценка эффективности использования бюджетных средств.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...