Бюджетное прогнозирование как основная функция бюджетного менеджмента
Бюджетное прогнозирование - это процесс разработки основных показателей Государственного бюджета на перспективу, прогнозирование важнейших поступлений и расходов бюджета. Это научно-аналитическая стадия разработки бюджета, в процессе которой формируется концепция, пути ее решения и основные цели, которые должны быть достигнуты. Целью бюджетного прогнозирования является оценка и определение наилучших вариантов формирования ресурсов бюджета и направлений их использования с учетом приоритетов и целей развития экономики. Организация бюджетного прогнозирования базируется на использовании определенных принципов, основным среди которых являются: 1) принцип научной обоснованности - базируется на системных знаниях о закономерностях развития бюджетной системы; учитывает реалии экономической, политической, социальной жизни государства, отечественный и мировой опыт; 2) принцип многовариантности или альтернативности связан с необходимостью разработки нескольких вариантов возможных направлений социально-экономического развития государства; 3) принцип целеустремленности - определяются тенденции и закономерности развития бюджетной системы для решения конкретных народнохозяйственных задач, повышения благосостояния населения; 4) принцип адекватности - прогноз должен достаточно точно и полно отображать реальные социально-экономические процессы, которые происходят в обществе. Бюджетное прогнозирование предусматривает использование разных методов: Метод экспертной оценки (интуитивный метод) - способ предшествующей оценки последствий разных вариантов формирования бюджета на основе опрашивания и обсуждения прогнозируемых его показателей, а также согласование и обобщение суждений специалистов (экспертов) относительно будущего социально-экономического развития государства.
Метод эконометрического моделирования используется для расчета на перспективу отдельных показателей бюджета, а также бюджетных нормативов, отражение динамики бюджетных показателей в зависимости от факторов, которые на них влияют. Построение имитационных моделей возможен лишь на основе учета знаний экспертов и соответствующей технологии использования моделей. Экономико-статистическое моделирование состоит в формализованном количественном описании исследуемого объекта и дальнейшей экономической интерпретации результатов моделирования. Метод написания сценария базируется на определении логики развития бюджетной системы, исходя из конкретной ситуации, рожденной социально-экономическими, политическими, демографическими, научно-техническими и другими факторами.
8. Бюджетное планирование как основная функция бюджетного менеджмента Бюджетное планирование - это комплекс организационно-технических, методических и методологических мероприятий на таких стадиях бюджетного процесса как составление, рассмотрение и утверждение бюджетов для определения объемов и источников формирования и направлений использования бюджетных ресурсов государства с целью обеспечения стабильного социально-экономического развития общества. Результатом бюджетного планирования являются проекты Государственного и местных бюджетов, которые после процедуры утверждения, становятся планами, от исполнения которых зависит эффективность функционирования бюджетной системы, как на государственном, так и на местном уровне. Бюджетное планирование базируется на нормативной базе, которая определяется соответствующим правовым обеспечением. Основными юридическими документами, которые регулируют процесс бюджетного планирования являются:
- Конституция; - Бюджетный кодекс; - законы, которые регулируют отдельные вопросы планирования бюджетов; - ежегодное Послание Президента к Верховной Раде «Об основных направлениях бюджетной политики на следующий бюджетный период»; - указы Президента, которые регламентируют отдельные текущие вопросы, которые имеют государственный вес, и должны поддерживаться государством; - постановления и распоряжения Кабинета Министров; - другие законодательные документы государственных и местных органов власти: приказы, инструкции министерств и ведомств, бюджетная классификация и т.п. Организация бюджетного планирования осуществляться на основе следующих принципов: комплексный подход к основным параметрам экономического и социального развития в тесной взаимосвязи с имеющимися бюджетными возможностями; органическая связь бюджетного планирования с планами социально-экономического развития государства и регионов, между прогнозными и текущими бюджетными планами; демократизация бюджетных отношений, т.е. во время планирования необходимо учитывать оптимальные связи между государственным и местными бюджетами, а также между звеньями местных бюджетов; приоритетное значение бюджетного планирования во всей совокупности финансовых планов; научное обоснование планов, которое предусматривает реальность прогнозных расчетов, их экономическую обоснованность; применение единой методологии относительно проведения бюджетных расчетов; рациональное определение источников мобилизации бюджетных ресурсов и оптимальное их перераспределение через звенья бюджетной системы; создание необходимых резервов для обеспечения непрерывности бюджетного процесса; директивность и обязательность выполнения показателей бюджета всеми субъектами бюджетных отношений. В процессе бюджетного планирования важно правильно выбрать методы планирования, основными из которых являются: 1) Аналитический метод – вычисление плановых показателей на основе определения влияния на них разнообразных факторов, основывается на моделировании бюджетных показателей.
2) Коэффициентный метод – базируется на использовании соответствующих коэффициентов, которые рассчитываются как соотношение достижений прошлого периода к плановым показателям. 3) Нормативный метод – базируется на использовании норм и нормативов, установленных по отношению как к детальным, так и к обобщающим показателям и является основным при расчете расходов на текущее содержание бюджетных учреждений. 4) Балансовый метод – главный метод бюджетного планирования, который позволяет достичь согласованность между источниками поступлений и источниками расходов по видам и регионам, установить взаимосвязь с общей величиной финансовых ресурсов в государстве по ведомствам, министерствам, регионам и соответствующими нуждами, которые могут быть обеспечены. 5) Программно – целевой метод – предусматривает определение расходов бюджета соответственно запланированным бюджетным программам. В бюджетном планировании принимают участие Кабинет Министров, соответствующие комитеты Верховной Рады, министерства и ведомства, научные учреждения, общественные организации, а также международные финансовые учреждения и зарубежные консультанты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|