Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КРАВЧЕНКО Елена Владимировна, Руководитель Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, Член Правления Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук.




Секретарю Общественной Палаты

Российской Федерации, Академику

Российской академии наук

Е.П. ВЕЛИХОВУ

Заместителю Секретаря Общественной

Палаты Российской Федерации,

Доктору юридических наук, профессору

В.В. ГРИБУ

 

Заключение Комиссии по спортивному праву

Ассоциации юристов России на законопроект

Уважаемый Евгений Павлович!

Уважаемый Владислав Валерьевич!

 

Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России рассмотрен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» (далее – законопроект).

Направляем Вам экспертные заключения и предложения по данному законопроекту, подготовленные специалистами от Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов Российской Федерации:

ШАХРАЙ Сергей Михайлович, руководитель Аппарата Счетной палаты Российской Федерации, член Президиума Ассоциации юристов России, член Президиума Совета по внешней и оборонной политике Российской Федерации, председатель Юридического комитета Олимпийского комитета России, Председатель Наблюдательного совета Национальной федерации бадминтона России (НФБР), доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации;

КРАВЧЕНКО Елена Владимировна, Руководитель Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, Член Правления Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук;

КОЖЕВИН Алексей Владимирович, Заместитель начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации, Председатель Комитета по безопасности и работе с болельщиками Российского футбольного союза (РФС), генерал-майор полиции;

БРУСНИКИНА Ольга Александровна, Председатель Комиссии спортсменов при Олимпийском комитете России, Член Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, Член Комиссии спортсменов Европейского олимпийского комитета (ЕОК), Член технического комитета Европейской лиги плавания (ЛЕН), Член Исполкома Олимпийского комитета России, Член Коллегии Минспорта России, Вице-президент Федерации синхронного плавания России, Директор ДЮСШ «Штурм 2002» по синхронному плаванию (г. Чехов М/О), Трёхкратная Олимпийская Чемпионка, Заслуженный мастер спорта России;

ГУСОВ Кантемир Николаевич, Заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина (МГЮА имени О.Е. Кутафина), председатель Юридического комитета РФС, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, академик РАСН;

ШЕВЧЕНКО Ольга Александровна, Генеральный секретарь Международной Ассоциации Спортивного Права (IASL), доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Кутафина, ответственный секретарь Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук;

ПУЛОВ Евгений Александрович, Заместитель Исполнительного директора по правовым вопросам Российского Союза боевых искусств (РСБИ);

ВЫХОДЕЦ Игорь Трифанович, заместитель директора Государственного казенного учреждения города Москвы "Центр инновационных спортивных технологий и подготовки сборных команд" Департамента физической культуры и спорта города Москвы, кандидат медицинских наук, доцент, председатель Всероссийской коллегии судей Федерации сумо России;

СТАСЕЕВ Евгений Евгеньевич, Генеральный директор Юридической фирмы ЗАО «Компания Лоурент»;

ПЕСКОВ Анатолий Николаевич, Начальник Управления безопасности Российского Международного Олимпийского Университета, автор учебной программы «Спорт и безопасность», кандидат юридических наук, член комитета по безопасности спорта “Международной Ассоциации Спортивного Права”;

ИЗААК Светлана Ивановна, Исполнительный директор Федерации спортивных менеджеров России, профессор кафедры истории и инновационного развития молодежи ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)", доктор педагогических наук, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации;

АРИСТОВА Людмила Вениаминовна, Вице-президент Федерации спортивных менеджеров России, Председатель Комиссии по сертификации футбольных стадионов РФС, член Экспертного совета по физической культуре и спорту Комитета Совета Федерации по социальной политике, кандидат экономических наук, Заслуженный экономист Российской Федерации;

МИРОНОВ Анатолий Николаевич, доцент кафедры управления и административно-правовых дисциплин Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России), кандидат юридических наук, доцент;

АМИРОВ Искандер Маратович, старший преподаватель кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России), вице-президент АНО «Академия спортивного права», кандидат юридических наук, доцент;

СЫРОВИЦКИЙ Александр Сергеевич, заместитель директора Юридического департамента Футбольного клуба «Динамо-Москва»;

МИТРОФАНОВ М.Л., Генеральный директор Закрытого акционерного общества «Футбольный клуб «Зенит».

 

При дальнейших разработке и согласовании законопроекта Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов Российской Федерации выражает свою готовность к дальнейшему сотрудничеству в данной сфере.

 

Приложение:

Законопроект (на 12 л.);

Пояснительная записка к законопроекту (на 2 л.);

Отзывы экспертов Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России (на 74 л.).

 

С уважением,

 

Председатель Комиссии по спортивному праву

Ассоциации юристов России С.В. Алексеев

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ШАХРАЙ Сергей Михайлович, руководитель Аппарата Счетной палаты Российской Федерации, член Президиума Ассоциации юристов России, член Президиума Совета по внешней и оборонной политике Российской Федерации, председатель Юридического комитета Олимпийского комитета России, Председатель Наблюдательного совета Национальной федерации бадминтона России (НФБР), доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации.

В Счетной палате Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» (далее - законопроект). К указанному законопроекту имеются следующие замечания.

1. Предлагаемое дополнение статьи 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» пунктом 41 (подпункт «в» пункта 1 статьи 1 законопроекта) о содержании понятия «место спортивного соревнования» полагаем излишним, поскольку понятие объектов спорта содержится в пункте 7 указанной статьи.

Требование устанавливаемое пунктом 4, о том, что виды спорта должны быть внесены в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, представляется нецелесообразным ввиду того, что спортивные соревнования могут проводиться по всем возможным видам спорта, включая, например, авиамоделизм. Создание подобного перечня никак не несет в себе функции обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий.

2. В подпункте «б» пункта 4 законопроекта дополняющего статью 20 пунктом 1 в тексте указанного пункта после слов «а также» дополнить словом «общими». Указанное также относится ко всему тексту законопроекта, где упоминаются «Правила поведения зрителей при проведении спортивных соревнований, утверждаемые Правительством Российской Федерации».

Аналогичное замечание относится и к «Правилам по обеспечению безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий, утверждаемых Правительством Российской Федерации».

3. В подпункте «б» пункта 4 законопроекта, дополняющего статью 20 пунктом 1, предусматривается, что гражданам, привлеченным к административной ответственности за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, может быть запрещено посещать места проведения спортивных соревнований. В таком случае названные граждане включаются в соответствующий список лиц.

Однако законопроектом не раскрывается, что непосредственно представляет собой этот список, порядок его формирования, ведения, а также круг лиц или органов, ответственных за его применение.

4. В подпункте «в» пункта 4 законопроекта дополняющего статью 20 пунктом 2, предусматривается, что входной билет на официальные спортивные соревнования действителен только при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Вместе с тем ни Федеральный "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", ни законопроект не содержат требований о необходимости указания на входном билете фамилии, имени и отчества владельца.

Кроме того, согласно образцу билета для посещения спортивно-массовых мероприятий, являющемуся приложением 3 к приказу Минфина России от 25 февраля 2000 г. № 20н «Об утверждении бланков строгой отчетности», данные о фамилии, имени и отчестве владельца в билете не приводятся.

5. В отношении пункта 5 законопроекта дополняющего Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» статьей 201, необходимо обратить внимание на следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 3 и пунктом 2 части 4 указанной статьи контролеры (распорядители) вправе совместно с работниками органов внутренних дел осуществлять личный досмотр граждан и проверять документы, удостоверяющие личность.

Данные положения представляются излишними, поскольку полномочия по осуществлению личного досмотра граждан и проверке документов, удостоверяющие личность, уже есть у сотрудников правоохранительных органов и наличие указанных полномочий у контролеров необязательно.

6. В пункте 2 законопроекта, дополняющем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 32.14, в части третьей названной статьи содержится требование о направлении копии вступившего в силу постановления об административном запрете посещать места проведения спортивных соревнований в дни проведения официальных спортивных соревнований вынесшим его судом в орган внутренних дел по месту жительства лица, привлеченного к административной ответственности.

Полагаем, что в указанной статье необходимо раскрыть, с какой целью направляется указанные копии и какие последствия это должно повлечь.

Правовой департамент аппарата Счетной палаты Российской Федерации.

КРАВЧЕНКО Елена Владимировна, Руководитель Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, Член Правления Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук.

1. Ряд положений законопроекта не в полной мере отвечает требованиям точности, ясности и формальной определенности закона.

1.1. Предлагая в пункте 31 статьи 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определение понятия «зрители», авторы используют конструкцию «от противного», то есть включают в состав зрителей всех физических лиц, находящихся в месте проведения спортивного соревнования, и при этом не задействованных в проведении такого соревнования, в том числе в организации и обеспечении безопасности при проведении спортивного соревнования. Под это определение автоматически подпадает весь технический персонал объекта спорта, что вряд ли является правильным, а потому предлагаемая законодательная дефиниция нуждается в уточнении.

1.2. Обращает на себя внимание несогласованность предлагаемого в пункте 32 статьи 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определения контролера (распорядителя), в качестве которых могут быть как физические, так и юридические лица, положениям статьи 201 «Права и обязанности контролеров (распорядителей) при проведении официальных спортивных соревнований», в которой закреплены требования к контролерам (распорядителям) применительно только к физическим лицам. Отсюда возникает неясность, какие юридические лица могут выступать в качестве контролеров (распорядителей) и каким требованиям они должны отвечать, что требует своего уточнения в предлагаемом законопроекте.

1.3. В законопроекте вводится новое понятие «место проведения спортивных соревнований» (пункт 41 статьи 2 Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), под которыми предлагается понимать объекты спорта, спортивные сооружения, специально предназначенные для проведения спортивных соревнований по видам спорта, перечень которых утверждает федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Представляется, что данное понятие логически не согласовано с положениями пунктов 7 и 17 этой же статьи, а также статьи 37 указанного закона, в соответствии с которыми спортивные сооружения являются разновидностью объектов спорта и представляют собой инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы.

Кроме того, статья 37.1 (части 3 и 4) Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусматривает формирование и ведение всероссийского реестра объектов спорта федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта на основе его собственных подзаконных нормативных актов.

Таким образом, введение нового понятия «место проведения спортивных соревнований» с ведением их перечня является избыточным, поскольку действующее правовое регулирование вполне позволяет федеральному органу исполнительной власти в области физической культуры и спорта вести необходимый учет объектов спорта как мест проведения соревнований.

2. К ак следует из положений статьи 1 законопроекта, граждане, которым запрещено посещать места проведения спортивных соревнований на территории Российской Федерации в дни проведения официальных спортивных соревнований, включаются в список лиц, которым запрещено посещать указанные места; вход на официальные спортивные соревнования осуществляется по билетам с обязательным предъявлением документа, удостоверяющего личность; входной билет на официальные спортивные соревнования по перечню, определяемому федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, действителен только при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Цель этих норм понятна. Однако практическая реализация может вызвать затруднение. Сложно себе представить, как контролеры вместе с сотрудниками органов внутренних дел будут на входе не только проверять документы, но и сопоставлять со списком лиц, которым запрещено посещать места проведения спортивных соревнований на территории Российской Федерации в дни проведения официальных спортивных соревнований, и какая очередь на вход может возникнуть, создавая угрозу давки.

Поэтому хотя бы как вариант можно предусмотреть продажу билетов на некоторые спортивные соревнования по документам, удостоверяющим личность, с включением соответствующих данных в билет (как на поезде, самолете и так далее). При этом у продавцов уже будут соответствующие списки и лицам, включенным в них, будет просто отказано в продаже билета. На входе же достаточно будет сверить паспортные данные с данными билета.

Такая модель поможет также соответствующим органам (при условии создания специальных информационных систем) отслеживать опасную концентрацию на трибунах лиц, склонных к нарушению общественного порядка, к которым в конкретный момент времени административный запрет посещать места проведения спортивных соревнований в дни проведения официальных спортивных соревнований не применяется, и применять превентивные меры. Это может быть также средством борьбы со спекуляцией билетами на значимые спортивные соревнования.

3. Не вполне объяснимо, почему контролерами (распорядителями) не могут быть «граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства» (предлагаемый пункт «а» части 2 статьи 201 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

4. В законопроекте предлагается создать институт контролеров (распорядителей) при проведении официальных спортивных соревнований, которые наделяются правом осуществлять совместно с сотрудниками органов внутренних дел личный осмотр граждан и находящихся при них вещей с применением технических средств, а также проверять документы, удостоверяющие личность (статья 201 Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Данные меры связаны с потенциальным применением принуждения и ограничения прав граждан и потому нуждаются в более детальной регламентации. В частности, понятие «личного осмотра граждан» в действующем законодательстве не раскрывается, в связи с чем возникают вопросы о том, является ли это мерой принуждения, чем отличается такой осмотр от досмотра, каков порядок и пределы его проведения и т.д. Соответственно, представляется целесообразным в законе сделать ссылку на необходимость разработки правил проведения осмотра по аналогии с тем, как это сделано в статье 85 (часть 4) Воздушного кодекса Российской Федерации применительно к досмотру в аэропортах (см. Приказ Минтранса России от 25 июля 2007 года № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров»).

5. Нельзя не обратить внимания на то, что вменение в обязанность контролеров (распорядителей) при проверке у зрителей входных билетов проверять также документы, удостоверяющие личность, вместе с сотрудниками органов внутренних дел не согласуется с правом полиции на проверку документов, которая может проводиться согласно пункту 2 части первой статьи 13 Федерального закона «О полиции» лишь в случаях, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Поскольку Федеральный закон «О полиции» не предусматривает права сотрудников полиции на проверку документов при проходе граждан на официальные спортивные соревнования, то предлагаемая редакция пункта 2 части четвертой статьи 201 Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» требует своей доработки и синхронизации с положениями статьи 13 Федерального закона «О полиции».

6. Модель административного процесса, установленная КоАП Российской Федерации, предполагает необходимость законодательного закрепления должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (статья 28.3). Однако в проекте указанные лица не определены. В нем установлена только подведомственность данной категории дел. Неопределенность в вопросе о том, кто именно вправе возбуждать дела по новым административным правонарушениям, создает препятствия для действия вводимого законопроектом механизма обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.

7. Нормативные положения Главы 32 «Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний» КоАП Российской Федерации непосредственно определяют органы, на которые возлагается обязанность по исполнению постановления о назначении конкретного вида административного наказания. Между тем в соответствии с законопроектом орган, исполняющий наказание в виде запрета посещать места проведения спортивных соревнований в дни проведения официальных спортивных соревнований, уполномочивается Правительством Российской Федерации. В свою очередь, видимых оснований, препятствующих установлению данного органа непосредственно законом, не усматривается.

Кроме того, как представляется, это в любом случае больше, чем один орган. Скорее всего, это органы внутренних дел и федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Справка подготовлена специалистами Управления конституционных основ публичного права и Управления конституционных основ уголовной юстиции Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации.

КОЖЕВИН Алексей Владимирович, Заместитель начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации, Председатель Комитета по безопасности и работе с болельщиками Российского футбольного союза (РФС), генерал-майор полиции.

Министерство внутренних дел Российской Федерации полностью поддерживает Министерство спорта Российской Федерации – разработчика проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований».

В настоящее время назрела необходимость в принятии указанного закона на территории Российской Федерации. Эта проблема очень большая, и уже в течение более семи лет идут обсуждения, что должен содержать данный законопроект, на кого он должен распространяться, как закон будет действовать, какие должны быть санкции и т.д. Многие вопросы проходили и обсуждались довольно болезненно.

На сегодняшний момент следует отметить, что рассматриваемый законопроект наиболее оптимален и должен действовать эффективно на территории Российской Федерации, с учетом менталитета, с учетом специфики проведения больших спортивных мероприятий и с учетом той обстановки, которая сложилась в рассматриваемой сфере.

Статистика по большим спортивным мероприятиям свидетельствует, что за последние 9 месяцев в ходе их проведения осуществлено более 3 тысяч административных задержаний. Это говорит о том, что при проведении футбольных матчей принимаемые меры со стороны организаторов, со стороны сотрудников полиции по обеспечению безопасности не дают того эффекта, который хотелось бы увидеть на данных мероприятиях.

Законопроект составлен с учетом передового опыта европейских стран в рассматриваемой сфере, в частности, Великобритании. По данным Министерства внутренних дел Великобритании, официальной статистики, собранной по заказу британского парламента, можно легко увидеть, насколько сократилось количество арестов, и как параллельно этому растет посещаемость матчей высшего английского эшелона после введения с 1990-х годов запретов на посещение футбольных матчей и уголовного преследования футбольных хулиганов.

Статистика следующая. В 1987 и 1988 годах, количество арестов в сезон составило более 6 тысяч. В 1995 г., после принятия соответствующих законодательных актов, арестов стало и в два раза меньше, менее 3 тысяч в сезон. Общая посещаемость была в 1980-х годах более 17 миллионов зрителей в сезон, после введения специальных законов посещаемость выросла более 21 миллиона. В части арестов – если на 1988 год приходилось арестов на 100 тысяч зрителей 34, то после принятия соответствующих законов количество арестов уменьшилось вдвое.

Эта статистика говорит сама за себя, поэтому представленный законопроект, а также развивающие его Правила по обеспечению безопасности при проведении официальных спортивных соревнований и Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утверждаемые Правительством Российской Федерации, следует поддержать.

 

БРУСНИКИНА Ольга Александровна, Председатель Комиссии спортсменов при Олимпийском комитете России, Член Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, Член Комиссии спортсменов Европейского олимпийского комитета (ЕОК), Член технического комитета Европейской лиги плавания (ЛЕН), Член Исполкома Олимпийского комитета России, Член Коллегии Минспорта России, Вице-президент Федерации синхронного плавания России, Директор ДЮСШ «Штурм 2002» по синхронному плаванию (г. Чехов М/О), Трёхкратная Олимпийская Чемпионка, Заслуженный мастер спорта России.

При разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» нужно учитывать проблемы не только таких глобальных видов спорта, действительно важных для нашей страны, как футбол, хоккей, и проведения больших спортивных мероприятий, но поскольку закон будет распространять свое регулирование на все остальные виды спорта и спортивные мероприятия, необходимо учитывать, что если у многих популярных игровых видов спорта – футбола, хоккея и т.п. есть многочисленные болельщики, которые приходят на стадионы поддержать своих игроков, поддержать спортсменов. Но есть виды спорта, в которых привлечь зрителей на стадионы, в бассейны, на различные мероприятия, чтобы популяризировать тот или иной вид спорта, бывает довольно сложно. Есть мероприятия, которые проходят на уровне региональном, на уровне муниципальном, проводят их, как правило, федерации, и города, которые принимают различные соревнования.

Поэтому при разработке этого закона необходимо учитывать указанные особенности, чтобы после его принятия не был излишне отягощен процесс проведения различных соревнований разного уровня. И чтобы при проведении местных соревнований, соревнований регионального уровня, а также зачастую и чемпионатов страны не было излишней нагрузки ответственности на организаторов соревнований.

 

ГУСОВ Кантемир Николаевич, Заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина (МГЮА имени О.Е. Кутафина), председатель Юридического комитета РФС, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, академик РАСН;

ШЕВЧЕНКО Ольга Александровна, Генеральный секретарь Международной Ассоциации Спортивного Права (IASL), доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Кутафина, ответственный секретарь Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук.

Проблема безопасности при проведении спортивных мероприятий – одна из центральных в современном спортивном движении. Недостаточная безопасность при проведении спортивных мероприятий приводит не только к серьезным внутренним социальным проблемам, связанным с уровнем правонарушений и общественной безопасностью, но и воздействует на международные взаимоотношения. В мировой практике хулиганское поведение болельщиков вызывает негативное отношение к странам, граждане которых позволяют себе безответственные и хулиганские действия.

Поэтому представленный к обсуждению федеральный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» является, весьма важным и своевременным, и вполне понятно стремление улучшить его и избавить от отдельных дискуссионных моментов и недостатков.

Одним из направлений улучшения законопроекта является сравнительный анализ его положений по отношению к аналогичным положениям, существующим в спортивном законодательстве других стран. В этом отношении нам представляется важным провести сравнение особенностей регулирования болельщиков и регламентировании безопасности спортивных мероприятий данного законопроекта и действующего законодательства Франции, Италии и других стран.

Спортивные болельщики – это категория участников спортивных отношений, которая обеспечивает поддержку отдельным спортсменам или команде в целом.

Спортивные болельщики диктуют правила поведения целым трибунам на домашних матчах и на выезде, привлекают новых поклонников. Это люди, которые едут на выезд в любой город, даже самый враждебный, ради поддержки любимой команды. Не надо думать, что это хорошо организованная группа и поэтому ее легко контролировать правоохранительным органам. У многих спортивных болельщиков нет единого лидера, совершенно различный социальный статус участников.

Итак, рассмотрим с правовой точки зрения, кто же такой спортивный болельщик.

В толковом словаре русского языка дается следующее определение: Болельщики- л юбитель наблюдать спортивные состязания, а также вообще человек, болеющий за кого-либо[1].

Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей[2]. Согласно Конвенции, договаривающиеся стороны обязуются сотрудничать между собой и независимыми спортивными организациями в предотвращении насилия и в контроле проблемы насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий.

В этих целях Конвенция предусматривает ряд мер, а именно:

- тесное сотрудничество между задействованными силами полиции;

- судебное преследование правонарушителей и применение соответствующих наказаний;

- строгий контроль продажи билетов;

- ограничения продажи алкогольных напитков;

- соответствующее проектирование и строительство стадионов,

- мероприятия, предотвращающие насилие среди зрителей, позволяющие контролировать толпу и обеспечивать ее безопасность.

Другими наиболее значимыми европейскими законодательными актами, регулирующими безопасность во время проведения спортивных мероприятий, являются:

- Декларация Совета Европы «О борьбе с насилием среди зрителей» (1999 г.);

- Рекомендации Совета Европы по борьбе с хулиганством в футболе (1999 г.);

- Рекомендации Совета Европы относительно идентификации нарушителей и обмена информацией во время чемпионатов Европы и мира по футболу (2000 г.);

- Резолюция Европейского союза по профилактике и борьбе против хулиганства в футболе (1997 г.).

В России до сих пор не принят закон о статусе болельщиков, но такой закон действует во многих странах, например, Италии, Бразилии.

Закон Бразилии «О статусе болельщика» предусматривает юридическую ответственность организаторов соревнований за возможные беспорядки на стадионах и причиненные болельщику травмы и моральный ущерб. Организаторы соревнований должны предпринять ряд мер безопасности на стадионах. Например, билеты должны «контролироваться по номерам». Стадион, имеющий более 20 тысяч мест, должен быть оборудован электронными камерами слежения. Кроме того, на стадионе должна находиться скорая медицинская помощь из расчета один автомобиль на каждые 10 тысяч болельщиков.

В Италии законом о правилах поведения болельщиков на стадионах предусмотрена уголовная ответственность для нарушителей порядка.

Кроме того, начальник главного полицейского управления имеет право запретить посещение стадионов наиболее агрессивным болельщикам не только на территории Италии, но и за ее пределами. Это запрещение может действовать до двух лет, а сами нарушители, по постановлению суда, обязаны являться в полицию в день соревнований, чтобы органы правопорядка могли убедиться, что они в это время не находятся на трибунах. Все билеты на стадионы являются именными, и продаваться только по предъявлению удостоверения личности.

В свете имеющегося зарубежного опыта нам представляется целесообразным учесть предложенные регулирующие нормы по статусу болельщика в обсуждаемом законопроекте.

Ценные и полезные нормативные положения, касающиеся организации безопасности спортивных мероприятий содержатся в Спортивном кодексе Франции, глава II «Безопасность спортивных мероприятий»[3].

Нормы французского законодательства об обеспечении безопасности при проведении спортивных мероприятий могут быть условно сведены по предметному критерию в следующие группы:

1. Требования к организаторам спортивных мероприятий по организации охраны и осуществлению мер безопасности.

Уполномоченные спортивные федерации или, за неимением таковых, признанные спортивные федерации могут определять, каждая для своего вида спортивной дисциплины, нормы технической классификации, безопасности и требования к оборудованию территорий, мест и трасс, служащих для занятия естественным спортом (ст. L.311-2 Спортивного кодекса Франции).

Согласно ст. L.212-1 Спортивного кодекса Франции организовывать или руководить спортивной деятельностью на коммерческой основе могут только лица, обладающие соответствующим дипломом.

К спортивным сооружениям, помещениям и иным местам проведения спортивных мероприятий законом предъявляются особые требования.

На спортивных объектах, где осуществляется один или несколько видов физкультурной или спортивной деятельности, должны предоставляться гарантии гигиены и безопасности для каждого вида такой деятельности, порядок таких гарантий определен в соответствующих нормативных документах (ст. L.322-2).

2. Требования о привлечении охранных агентств и служб к обеспечению спортивного мероприятия.

Согласно ст. L.332-1 Спортивного кодекса Франции на организаторов коммерческих спортивных мероприятий может быть возложена обязанность по обеспечению присутствия службы охраны на условиях, предусмотренных в ст. 23 Закона от 21 января 1995 г. N 95-73 относительно порядка организации мер в области безопасности.

В ряде случаев такое привлечение охранных служб является обязательным. Так, организации, указанные в ст. 1 Закона от 12 июля 1983 г. N 83-629, регламентирующего частную охранную деятельность, обеспечивают контроль над допуском в помещение, где организовано спортивное мероприятие, на котором присутствует более 1500 зрителей, в порядке, предусмотренном в ст. 3-2 этого Закона (ст. L.332-2 Спортивного кодекса Франции).

3. Требования к обеспечению мест проведения спортивных мероприятий техническими средствами охраны, в том числе электронными средствами наблюдения.

Статья L.332-2-1 устанавливает, что, если в помещении, где проходит спортивное мероприятие, установлена система видеонаблюдения, то лица, ответственные за ее эксплуатацию, в соответствии с разрешением, выданным префектурой в порядке ст. 10 Закона от 21 января 1995 г. N 95-73 относительно порядка организации мер в области безопасности, и организатор спортивного мероприятия должны предварительно, до начала проведения вышеуказанного мероприятия, проверить правильность работы системы видеонаблюдения. За несоблюдение этого требования налагается штраф 15 000 евро.

4. Ограничения на распространение и употребление алкогольных напитков в спортивных сооружениях и помещениях, в помещени<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...