Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПУЛОВ Евгений Александрович, Заместитель Исполнительного директора по правовым вопросам Российского Союза боевых искусств (РСБИ).




Регулирование вопросов обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований на законодательном уровне заслуживает внимания. При этом следует учитывать, что не маловажную роль следует уделить и обеспечению общественной безопасности при проведении физкультурно – массовых мероприятиях.

Вместе с тем изучение положений проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» (далее - законопроект) свидетельствует о необходимости его дополнительной проработки.

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта относит к полномочиям Российской Федерации (п. 19 ст. 6).

Законопроектом предлагается в целях совершенствования российского законодательства в данной сфере ввести понятие «контролера (распорядителя)». При этом контролером (распорядителем) может являться физическое или юридическое лицо, привлекаемое организатором спортивного соревнования и (или) собственником (пользователем) объекта спорта на договорной основе, для обеспечения безопасности при проведении спортивного соревнования. Таким образом, предлагается вопросы обеспечения правопорядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта возложить на организатора и (или) собственником (пользователем) объекта спорта. При этом, организатор и (или) собственник (пользователь) объекта спорта обязывается привлекать для выполнения указанных функций контролера (распорядителя) на условиях гражданско - правового договора, согласно которому данное лицо будет выполнять весь комплекс услуг, предусмотренный статьёй 201 законопроекта.

Заметим, что указанной категории лиц для выполнения таких функций необходимы знания из различных областей - это знание российского законодательства в спортивной сфере, знание норм административного, уголовного права, тактики предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, связанных со спортивной деятельностью, знание психологии, физическая подготовка и т.д.

В тексте законопроекта отсутствуют нормы, обязывающие таких лиц проходить специальную подготовку. При этом они обязываются информировать зрителей о Правилах поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и осуществлять контроль за их соблюдением, требовать от зрителей соблюдения общественного порядка и общепринятых норм поведения, а также соблюдение Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие соревнования.

Неясно, каким образом и кем будет определяться квалификация и способность указанных контролеров осуществлять возлагаемые на них функции. Ясно только одно, что в соответствии с гражданским законодательством договор с такими лицами может быть расторгнут за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора. Фактически речь идет о лицах, которые должны выполнять функции билетеров, но при этом на них возлагается обязанность по контролю и обеспечению безопасности при проведении официальных спортивных соревнований общественного порядка. Если бы не это, то и закона бы не потребовалось, поскольку иные вопросы вполне решаемы в рамках договорных отношений. Между тем, согласно законопроекту (ст. 2) ответственность за нарушение правил по обеспечению безопасности при проведении официальных спортивных соревнований в соответствии со статьей 20.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будут нести собственники (пользователи) объекта спорта. Встает вопрос, а как же быть с организаторами, на которых законопроектом также возлагается обеспечение правопорядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта и которые вправе привлекать контролеров (распорядителей).

На наш взгляд такой подход к решению проблемы вряд ли правомерен.

Считаем, что концепция законопроекта нуждается в дополнительной проработке.

При определении концепции законопроекта авторам законодательной инициативы необходимо учитывать, что обеспечение безопасности - это прерогатива в первую очередь правоохранителей, а не организаторов спортивных мероприятий и (или) собственником (пользователем) объекта спорта. Кроме того, следует иметь в виду, что в необходимости обеспечения безопасности нуждаются все - организаторы, участники и зрители спортивных мероприятий, необходимо учитывать специфику организации и проведения спортивных мероприятий, которая связана с большим скоплением людей, скоростью возникновения различных эксцессов, ограниченным пространством спортивного мероприятия и др.

Обеспечение правопорядка в общественных местах является основным направлением деятельности полиции (статья 2 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ).

Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 250 В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" установлено, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагается обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий.

Пунктом 5 части 1 статьи 12 ФЗ "О полиции" на полицию возлагаются обязанности обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах и других общественных местах. Следовательно, сегодня в рамках бюджетных средств, направленных на осуществление деятельности полиции, должна быть создана служба, призванная обеспечить безопасность граждан и общественный порядок при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта. Работники полиции такой службы в рамках повышения квалификации должны пройти подготовку по изучению российского законодательства в спортивной сфере, а также Правил по обеспечению безопасности при проведении официальных спортивных
соревнований.

В рамках действующего законодательства помощь сотрудникам полиции в обеспечении правопорядка на таких объектах могли бы оказывать такие общественные институты как добровольные народные дружины.

Возможно, также было бы целесообразным в данной работе применять различные формы общественного контроля.

По нашему мнению в перспективе данный вопрос следовало бы решать путем создания спортивной полиции.

Необходимость создания спортивной полиции как самостоятельного подразделения органов внутренних дел или как структурного подразделения органов внутренних дел, о которой сегодня говорят ученые – правоведы, является наиболее приемлемой и оправданной формой.

Подготовка специалистов правоохранительной деятельности в спортивной сфере должна осуществляться на образовательном уровне, с разработкой учебной программы подготовки специалистов в данной сфере с внесением изменений в государственный образовательный стандарт по специальности "юриспруденция".

Конечно, введение такой структуры в системе правоохранительных органов потребует и дополнительные бюджетные расходы, но это вполне будет оправдано и соответствовать основным конституционным принципам - обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и правопорядка.

Все указанные вопросы нуждаются в дополнительном обсуждении, но, безусловно, одно, что законопроект в представленном варианте, на наш взгляд, не может быть поддержан.

ВЫХОДЕЦ Игорь Трифанович, заместитель директора Государственного казенного учреждения города Москвы "Центр инновационных спортивных технологий и подготовки сборных команд" Департамента физической культуры и спорта города Москвы, кандидат медицинских наук, доцент, председатель Всероссийской коллегии судей Федерации сумо России.

Предлагаемым законопроектом предусматривается введение понятия «контролера (распорядителя)» - как физического лица, целями создания которого является содействие обеспечению безопасности зрителей во время проведения официальных спортивных соревнований.

В соответствии с пунктом 6) главы 4 статьи 201 проекта федерального закона к правам и обязанностям контролеров (распорядителей, физических лиц) в целях обеспечения порядка при проведении официальных спортивных соревнований и безопасности зрителей, а также предупреждения правонарушений при проведении таких соревнований контролеры (распорядители) обязаны, в том числе,принимать участие в эвакуации зрителей во время чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем, вопросы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований включают также и мероприятия по медицинскому обеспечению спортсменов, зрителей и самих организаторов соревнований, в том числе при возникновении чрезвычайных и других внештатных ситуаций (техногенные катастрофы, теракты, «давка», массовые драки, пожар и т.д.), угрожающих здоровью и жизни людей.

В целях обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований предлагается дополнить обязанности контролеров (распорядителей, физических лиц) оказывать первую помощь.

В соответствии со статьей 31. федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

1. Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

2. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

ПриказомМинздравсоцразвития России от 04 мая 2012 № 477нутвержден перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, а также перечень мероприятий по оказанию первой помощи.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь:

1. Отсутствие сознания.

2. Остановка дыхания и кровообращения.

3. Наружные кровотечения.

4. Инородные тела верхних дыхательных путей.

5. Травмы различных областей тела.

6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.

7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.

8. Отравления.

Перечень мероприятий по оказанию первой помощи:

1. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:

2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

3. Определение наличия сознания у пострадавшего.

4. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего.

5. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни.

6. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей.

7. Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения.

8. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний.

9. Придание пострадавшему оптимального положения тела.

10. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки.

11. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

В целях оказания первой помощи у контролеров необходимо наличие аптечки первой помощи, например располагающейся в удобной сумке небольшого размера, крепящейся к брючному ремню и имеющей соответствующую маркировку в виде нанесения эмблемы красного креста в белом круге.Также необходимо будет утвердить соответствующим приказом Минздрава России требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи контролерами при проведении официальных спортивных соревнований (например, по аналогии с приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 20 августа 1996 г. № 325 «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)»).

Обучение контролеров предлагается проводить по уже имеющимся и действующим программам учебного курса по оказанию первой помощи.

Таким образом, предлагается изложить пункт 6) главы 4 статьи 201 проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» в следующей редакции:

«Статья 201. Права и обязанности контролеров (распорядителей) при проведении официальных спортивных соревнований

4. В целях обеспечения порядка при проведении официальных спортивных соревнований и безопасности зрителей, а также предупреждения правонарушений при проведении таких соревнований контролеры (распорядители) обязаны:

6) оказывать первую помощь пострадавшим лицам, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;принимать участие в эвакуации зрителей во время чрезвычайных ситуаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...