Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международная практика борьбы с криминальным фанатизмом




Массовые беспорядки среди фанатов на спортивных мероприятиях это явление глобальное, распространенное во всем мире. Однако эффективность борьбы с этим негативным явлением, как представляется, в некоторых странах гораздо выше, чем в Российской Федерации.

В частности, европейцы сделали должные выводы из последствий массовых беспорядков на стадионе Хейзель в Бельгии в 1985 г., в ходе которых погибли 39 и ранено более 500 человек. И, как известно, приняли же в этом же году Европейскую конвенцию о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей, создавшую основу для международного сотрудничества в этой сфере.

В частности, этой Конвенцией был определен международный механизм координации по борьбе с футбольным хулиганством, информирования о взаимных угрозах, недопущения на стадионы потенциальных зачинщиков беспорядков, запрет проноса на трибуны алкогольных, пиротехнических изделий и т.п.

Только с 1993г. по настоящее время Советом Европы принято около 10 резолюций, рекомендаций, решений по вопросам правоохранительного обеспечения безопасности спортивных мероприятий.В декабре 2010 г. на встрече министров юстиции и внутренних дел в Брюсселе была одобрена специальная рабочая программа Совета Европы по обеспечению безопасности спортивных мероприятий на 2011-2013 гг. [6]

В соответствии с этим документом обеспечение безопасности на футбольных матчах признается комплексной и международной проблемой. Программа распространяется не только на футбол, но и на другие спортивные мероприятия. Целью программы является предупреждение насилия на футбольных международных матчах, распространение европейских стандартов безопасности на третьи страны, в которых команды Европейского Союза выступают на спортивных мероприятиях.

Большая роль в организации этой работы отводится футбольным экспертам в составе рабочей группы по обеспечению правопорядка при Совете Европы (LawEnforcementWorkingparty), постоянному комитету Совета Европы по выполнению Европейской конвенции о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей (StandingCommitteeofSpectatorViolence) и Европейскому аналитическому центру экспертов по вопросам охраны и безопасности футбольных мероприятий (EuropeanThinkTankoffootballsafetyandsecurityexperts).

Наиболее важным, как представляется, практическим документом взаимодействия для всех сил правопорядка являются Методические рекомендации по полицейскому международному сотрудничеству и мерам по предупреждению насилия и беспорядков на футбольных международных матчах [7]

Принципиально важным моментом является создание в соответствие с этим документом в странах Евросоюза постоянных специальных национальных полицейских футбольных подразделений (National (police) footballinformationpoints (в дальнейшем NFIP). Указанные подразделения уполномочены информировать друга друга о представляющих риск болельщиках путем размещения или обмена информации на специальном сайте.

Объем предоставляемой данной информации достаточно обширен. Включает в себя как характеристики отдельных групп болельщиков, историю вражды между ними, так и конкретные факты насильственного, расистского поведения, бросания предметов с трибун, употребления и распространения наркотиков, использования файеров, пиротехнических изделий, оружия, прохода на матчи без билетов, участия в обороте “черного” рынка билетов и т.п.

Особое внимание уделяется информации о взаимоотношениях футбольных хулиганов с полицией; их поведении перед, во время и после матчей; реакции фанатов на поражения и победы, поведение судей, стюардов, представителей прессы; проявлениях агрессии и провокационных актах; связях с футбольными “фирмами” и криминальными кругами; об их осведомленности о тактике действий полицейских. При этом заранее составляются списки людей, которым запрещено посещение спортивных мероприятий, подготавливаются рекомендации об эффективных мерах реагирования на возможные групповые нарушения общественного порядка со стороны болельщиков. Передается также информация о регистрационных номерах, времени отправлении, маршрутах передвижения потенциальных правонарушителей.

Интересно, что NFIPмогут действовать также и как самостоятельные исследовательские центры по анализу поведения болельщиков и оценки используемых для работы с нимиметодов и социальных проектов.

Представляется весьма важным то обстоятельство, что помимо информационных задач, NFIP выполняют совершено конкретную организационную работу по взаимодействию полицейских органов всех уровней и разных стран. В частности, NFIPорганизуют прием иностранных полицейских организаций, постоянную связь с ними через офицеров связи, особенно в связи с выполнением оперативных задач в среде болельщиков.

Интересно, что возможности NFIP могут активно использоваться и для выполнения других полицейских задач, не связанных со спортом, в частности по борьбе с терроризмом и экстремизмом, другими видами асоциальной деятельности.

NFIP рассматривается также как инструмент взаимодействия со странами, не являющихся членами Европейского Союза. В частности, в соответствии с установленными полномочиями NFIP могут обеспечивать информацией и третьи страны через определенные в этих целях центральные или специальные органы.

Совместное полицейское сотрудничество осуществляется, прежде всего, в целях сбора оперативной информации о находящихся в группе риска футбольных болельщиках, ведения за ними наблюдения и выполнения в этой связи разведывательных мероприятий, оперативных контактов, а также скоординированных действий по обеспечению контроля за поведением толпы в случаях группового совершения нарушений общественного порядка.

Состав приглашаемой полицейской делегации определяется оперативными возможностями и профессиональным опытом приглашаемых полицейских. При этом решающим фактором комплектования делегаций является владение полицейскими оперативной информации об антиобщественных намерениях болельщиков и знание соответствующих иностранных языков. В состав делегации наряду с руководителем, офицером связи и пресс-секретарем, включаются оперативные работники полиции для ведения разведки, наблюдения, взаимодействия с болельщиками и выполнения обязанностей по сопровождению. За координацию оперативной работы отвечает специально выделенный офицер. Порядок же взаимодействия и язык общения определяется сторонам заранее.

Приглашаемая сторона уже начинает действовать с момента отправления “своих” болельщиков за рубежи делает все возможное, чтобы не допустить поездки футбольных хулиганов за рубеж и информируют об этом соответственно страну организатора спортивного мероприятия. Оперативные же работники приглашаемой полицейской делегации по возможности начинают сопровождать “своих” фанатов с момента начала путешествия до прибытия на матч.

Принимающая сторона обязана членов приглашаемой полицейской делегации аккредитовать на спортивном мероприятии, обеспечить соответствующими средствами связи, включить в общий план расстановки сил и тактических действий, представить своим руководителями и офицерами полиции, стюардам, сопровождать и гарантировать их физическую безопасность. Каждый член делегации должен знать, как он должен взаимодействовать с полицейскими принимающей стороны, обладать соответствующими правовыми знаниями, при чрезвычайных обстоятельствах использовать специальные опознавательные жилеты и снаряжение.

На наш взгляд, представляет интерес медийная тактика действий полицейских сил, которая направлена не только на создание позитивного образа действий сил правопорядка в глазах общественности, но и на активное противодействие недостойному поведению болельщиков. В частности, пресс-служба полициидолжна информировать всех болельщиков о необходимости соблюдения правил безопасности,готовить информационные материалы профилактического характера, в которых разъяснять, какое поведение допустимо и какое нет (раздаются при продаже билетов) и т.п.

Принципиальным моментом, на наш взгляд, является также и то, что рассматриваемый международный документ определяет роль и задачи организаторов спортивных мероприятий по обеспечению безопасности спортивных мероприятий. Например, организатор международной или национальной футбольный игры должен заключить соглашение по вопросам безопасности с властями, полицией, экстренными службами. В этом соглашении должны содержаться обязанности организатора спортивного мероприятия по реализации стандартов безопасности, в частности, по подготовке правил безопасности, планов по чрезвычайным действиям и эвакуации зрителей; аккредитации полиции, размещению стюардов, не допущению длинных очередей зрителей на входе и т.п.

Кроме того, вопросы безопасности должны также регулироваться местными (муниципальными) уставами (время проведения спортивного мероприятия, работа транспорта, соблюдение интересов проживающих жителей и т.п.)

Главная задача организатора спортивного мероприятия, по мнению европейцев, состоит в том, чтобы минимизировать участие полиции в обеспечении порядка, сделать все возможное в своих силах с тем, чтобы обеспечить мирную обстановку вокруг стадиона, перед, в течение и после матча.

Для этих целей организатор спортивного мероприятия наделен соответствующими полномочиями и ресурсами, в частности, может иметь собственную службу безопасности и собственных стюардов, либо приглашать стюардов гостевой команды.

Стюарды призваны не только обеспечить комфортное пребывание зрителей на спортивном мероприятии, в частности, но содействовать их размещению и информированию. Они также непосредственно осуществляют задачи, связанные с обеспечением безопасности спортивного мероприятия, в частности, могут выборочно, при наличии достаточных разумных и правовых оснований проверять одежду и багаж зрителей, обеспечивать соответствующий пропускной режим в служебных помещениях, информировать полицию о нарушениях общественного порядка, организовывать эвакуацию зрителей в экстренных случаях и т. п.

Не случайно, что профессиональные требования к стюардам достаточны высоки.Они должны носить не только флюоресцирующую одежду с надписью STEWARD, но и подходить по своим физическим и психологическим стандартам для выполнения задач в сфере безопасности. В частности, владеть техникой коммуникации и методами разрешения конфликтов, приемами наблюдения и идентификации правонарушителей, досмотра зрителей, оказания первой помощи в экстренных службах и т п.

Организаторы спортивных соревнований и собственники спортивных объектов несут непосредственную ответственность иза реализацию билетной политики, которая рассматривается как инструмент обеспечения безопасности спортивного мероприятия.

Действительно, международная практика показывает, что правильная организация продажи билетов позволяет осуществлять реализацию судебных решений о запрете посещения спортивных мероприятий отдельными категориями болельщиков, разделить враждующих фанатов, не допустить переполнение стадионов.

Интересны и европейские требования к оформлению билетов на спортивный матч.В билетах должна быть информация о владельце билета, правилах поведения на спортивном мероприятии (о запрете проноса алкоголя, наркотиков, оскорбляющих баннеров, файеров и т.п.) его дистрибьюторе, он должен быть защищен от подделок и не может быть передан самостоятельно другим лицам.

Необходимо отметить и позитивную роль национального законодательства, направленного на борьбу с футбольными хулиганами. В частности, в Швейцарии для футбольных хулиганов введен запрет на посещение спортивных мероприятий и определенных общественных мест. Кроме того, в соответствии с законодательством этой страны футбольные хулиганы обязаны отмечаться в полиции накануне матчей, быть зарегистрированы в электронной информационной федеральной системе и могут быть ограничены в правах на выезд на зарубежные матчи. Аналогичные меры приняты в Германии, Австрии, Голландии других странах.

Можно также привести в пример законодательный опыт Франции, где принят Спортивный кодекс, который устанавливает суровые уголовные санкции за нарушение общественного порядка при проведении спортивных мероприятий. В частности этим Кодексом признаются уголовно наказуемыми ряд деяний, совершаемых футбольными хулиганами, в частности, проникновение в состоянии алкогольного опьянения или путем обмана в спортивное помещение, пронос на спортивные мероприятия опасных предметов, разжигание ненависти во время матча к судьям, игрокам, иным лицам и ряд других деяний.Кроме того, предусмотрена возможность расформирования организаций спортивных болельщиков, члены которых грубо нарушают общественный порядок.[8]

Работу же по борьбе с правонарушениями в спорте координирует созданный в 2009 г. Национальный комитет превенции насилия и дискриминации в спорте в составе Государственного секретариата по делам молодежи и спорта Франции, который координирует деятельность 96 ассоциаций болельщиков.[9]

Но наиболее достойный пример в борьбе с футбольными хулиганами показала Великобритания. В 80-90 годы эта страна приняла целую серию законодательных актов, позволивших навести порядок на спортивных аренах. Так, Актом о спортивных мероприятиях (1985 г.) полиции было предоставлено право задержания и досмотра болельщиков, употребляющих спиртные напитки в поездах и автобусах по дороге на матч; Актом об общественном правопорядке (1986 г.)установлены полномочия судов по вынесению запретов на посещение футбольных матчей болельщикам, совершивших правонарушения;Актом о правонарушениях на футболе (1991 г.) признаны преступными действия болельщиков по выбрасыванию предметов на игровое поле или посадочные трибуны, скандированию текстов неприличного или расистского содержания, незаконному появлению на игровом поле;Актом о беспорядках на футболе (2000 г.) разрешено судам по заявлениям полиции выносить запрет футбольным хулиганам на посещение матчей, как домашних, так и зарубежных странах, а нарушителям общественного порядка на спортивных объектах вменена обязанность сдавать в полициюзарубежные паспорта.[10]

Существенную роль в нормализации обстановки в около футбольной сфере сыграло и организационная перестройка работы полиции Великобритании. В частности, в составе МВД Великобритании была создана Национальная футбольная разведывательная служба (на базе криминальной разведки), на которую была возложена оперативная работа с фанатами, ведение картотеки футбольных правонарушителей и выполнение судебных решений о запрете на посещение футбольных матчей.

Офицеры футбольной криминальной разведки(footballintelligenceofficers) закреплены за конкретными футбольными и фан клубами и практикуют совместные встречи для разработки оперативных мероприятий по пресечению массовых беспорядков,сопровождают болельщиков, в том числе в зарубежные страны, ведут работу с оперативными источниками информации в их среде, взаимодействуют самостоятельно с правоохранительными органами других стран.

В настоящее время изменилось название этого подразделения. Сейчас оно называется Национальным футбольным подразделением (UKfootballpolicingunit). Указанное же подразделение успешно курирует Департамент по футбольным вопросам МВД Великобритании.

Активное участие в борьбе с антиобщественными группировками фанатов принимают также и другие службы МВД Великобритании, в частности, Департамент криминальных расследований, местные и транспортные полицейские органы. Интересно, что даже календари спортивных игр и соревнований в этой стране в обязательном порядке согласуются с органами полиции. Сверхурочная же работа полицейских оплачивается спортивными клубами и их деньги перечисляются на специальный счет Скотланд-Ярда.

Не стоят в стороне от работы с фанатами национальные футбольные ассоциации и клубы Великобритании. Они непосредственно отвечают за обеспечение безопасности на стадионах, билетные программы, создание и функционирование служб стюардов и охраны, разделение болельщиков на стадионах, воспитательную работу с фанатами и фан клубами.

Кроме того, по законодательству Великобритании все стадионы должны иметь сертификат безопасности и обеспечены соответствующими качественными техническими средствами безопасности, компьютеризированными системами контроля доступа, комнатами контроля и досмотра зрителей. В частности, в соответствии со стандартами Соединенного Королевства стадионы должны быть оборудованы техническими средствами видеонаблюдения, обеспечивающими в полной мере контроль трибун и прилегающей к стадиону территории в радиусе 400 метров, с достаточной разрешающей способностью для идентификации каждого человека, находящегося в зоне действия системы. В целях же приобретения технических средств безопасности государство предоставляет владельцам спортивных сооружений специальные целевые льготные кредитные линии.

Особо необходимо подчеркнуть слаженную работу местных властей, полиции, спортивных клубов Великобритании по распространению позитивной информации о достижениях в сфере футбольной безопасности, информированию болельщиков об изменениях в административном и уголовном законодательстве, пропаганде позитивного поведения фанатов и нулевой толерантности к футбольным хулиганам.

Все вышеназванные правовые, организационные и технические меры способствовали повышению уровня безопасности проводимых спортивных мероприятий в Великобритании. За сравнительно короткий период времени правоохранительным силам этой страны удалось достичь существенных позитивных сдвигов в борьбе с правонарушениями среди фанатов.[11]

Это признают и лидеры самих фанатских объединений. Вот как один из них описывает результаты эффективной деятельности правоохранительных органов: “С каждым разом становится все сложнее и сложнее. Такое ощущение, что полиция знает о каждом твоем шаге, в такой ситуации трудно что-либо мутить. Едешь куда-нибудь на поезде – они ждут. Каждый раз, когда отправляешься куда-то на машине, - они тоже ждут. С их разведанными, с досье на конкретных людей, они могут просто держать под колпаком конкретный район, и невозможно ничего будет сделать….. Так, что на домашних играх с беспорядками фактически покончено” [12]

Как же обстоит дело с обеспечением безопасности крупномасштабных спортивных мероприятий в Российской Федерации?

Можно констатировать, что в целом безопасность обеспечивается на удовлетворительном уровне. Об этом свидетельствует, в частности, успешное проведение различных крупных спортивных крупномасштабных и международных мероприятий на территории Российской Федерации.

Однако, как представляется, впереди предстоит достаточно большая работа по приведению действующего российского законодательства в соответствие с международными, в частности, европейскими стандартами безопасности.

Несмотря на то, что Россия ратифицировала в 1991 г. Европейскую конвенцию о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей, многие ее положения выполняются, как представляется, неудовлетворительно, в частности, не реализовано взятое Россией обязательство о постоянном пересмотре законодательства, связанного с обеспечением безопасности проведения спортивных мероприятий.

В настоящее время в Российской Федерации нет специального законодательства, регулирующего сферу обеспечения безопасности спортивных мероприятий. Принятые же Российским Футбольным Союзом в соответствии с требованиями УЕФА и ФИФА стандарты, правила и регламенты, связанные с вопросами безопасности, являются только нормами общественной организации, установленными для добровольного выполнения членами РФС. Обязательные же для выполнения всеми должностными лицами и гражданами предписания закона в этой сфере правового регулирования отсутствуют.

Разработанный законопроект МВД РФ “Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий” до настоящего времени не принят, уже морально устарел и, по нашему мнению, не соответствует во многом международным стандартам безопасности.[13]

Подготовленный же недавно законопроект “О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г., Кубка конфедераций ФИФА 2017 г. и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” не содержит каких-либо законодательных новаций в сфере борьбы с криминальным поведением фанатов.

По нашему мнению, на государственном уровне в России отсутствует системный подход к разработке мер по предотвращению асоциального поведения фанатов. В этой связи, как представляется, необходимо предпринять целый ряд мер профилактического характера, связанных с установлением социального контроля за этой группой населения. В частности, определить правовые меры по легализации неформальных объединений болельщиков, вывести их из тени, установить формы и виды общественного контроля за их поведением в рамках специальных социальных программ, наладить информирование фанатов об изменениях законодательства в сфере безопасности спорта и т.п.

Целесообразно также в законодательстве Российской Федерации предусмотреть уголовную и административную ответственность для лиц, нарушающих общественный порядок на спортивных мероприятиях. В частности, установить административную ответственность за выбрасывание посторонних предметов на трибуны, футбольные поля; незаконный пронос опасных предметов на спортивные мероприятия; скандирование “речевок” экстремистского и непристойного характера и т.п. Необходимо по примеру многих европейских стран наделить российские суды полномочиями лишать права посещать спортивные мероприятия и отдельные общественные территории злостных футбольных хулиганов.

Кроме того целесообразно предусмотреть возможность превентивного задержания и доставления в суд для привлечения к ответственности фанатов, употребляющих алкогольные напитки и нарушающих общественный порядок по пути следования на футбольные матчи. Ввести уголовную ответственность для лиц, нарушающих запрет судов на посещение спортивных мероприятий.

С учетом европейского опыта на законодательном уровне желательно урегулировать также вопросы, связанные с полномочиями организаторов спортивных соревнований по продаже именных билетов по документам, удостоверяющим личность гражданина.

Как представляется, законом должна определяться и ответственность организаторов спортивных соревнований за разработку правил безопасности для зрителей, эвакуационных планов, взаимодействие с органами полиции, другими экстренными службами, обеспечение пропускного режима, в частности, досмотр зрителей и их вещей

Весьма важным представляется также на законодательном уровне установление правовой процедуры сертификации безопасности российских спортивных стадионов. Целесообразно четко определить субъекты и объекты сертификации, саму процедуру сертификации, порядок участия в ней федеральных и региональных органов власти, муниципалитетов, органов МВД, МЧС, здравоохранения и градостроительного надзора.

Особое внимание следует уделить правовому регулированию, связанного с наличием на стадионах технических средств безопасности, в частности, компьютеризированных систем контроля доступа, специальных систем видеонаблюдения, позволяющих идентифицировать личность, систем оповещения с автоматическим повышением звука, использованию аварийных источников электропитания и т.п.[14]

Кроме того, по опыту других стран, все спортивные российские стадионы должны быть, по нашему мнению, оснащены помещениями для контроля и управления оперативной обстановкой, содержания задержанных лиц, проведения с ними оперативно-следственных действий.

В законодательном регулировании нуждаются и вопросы, связанные с расширением полномочий российской полиции по предотвращению массовых беспорядков на спортивных трибунах.

В настоящее время в соответствии со статьей 12 федерального российского закона о полиции российские полицейские обязаны оказывать только “содействие” организаторам спортивных мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка.

Поэтому, по нашему мнению, в законе о полиции следует предусмотреть дополнительные полномочия и ответственность полиции по обеспечению безопасности спортивных мероприятий, в том числе определить порядок нахождения работников полиции в местах проведения спортивных мероприятий; их полномочия по пресечению правонарушений, в том числе массовых беспорядков на спортивных объектах; эвакуации зрителей и персонала; блокированию и оцеплению мест проведения спортивных мероприятий; оперативно-техническому обследованию спортивных объектов; доставлению правонарушителей в служебные помещения организатора спортивного соревнования и т.п.

Возможно, в МВД РФ должен быть создан единый центр координации организационной, профилактической, оперативной работы, направленный на противодействие криминальному поведению фанатов (может быть на основе существующего Управления по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий). В соответствии с опытом полиции Великобритании, указанный центр мог бы отвечать за оперативную работу с фанатами, ведение реестров футбольных хулиганов, выполнение судебных решений, связанных с запретом посещений фанатами спортивных соревнований и отдельных общественных мест.

В рамках этого центра, по-видимому, целесообразно также организовать обмен международной правоохранительной информации и создать Национальное футбольное подразделение, которое, как уже указывалось, имеется в каждом государстве Евросоюза, определить его статус и порядок взаимодействия с компетентными полицейскими органами других стран.

Бесспорно, к этой работе наряду с органами МВД должны быть подключены все организации российского спорта, средства массовой информации и институты гражданского общества.

В ближайшее время России предстоит провести крупнейшие спортивные мероприятия мирового уровня - зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году и чемпионат мира по футболу в 2018 году. Очень хотелось бы, чтобы эти важнейшие спортивные мероприятия были бы в соответствии с международными стандартами надежно и эффективно защищены от любых рисков и угроз, в том числе связанных с криминальным фанатизмом.

 

ИЗААК Светлана Ивановна, Исполнительный директор Федерации спортивных менеджеров России, профессор кафедры истории и инновационного развития молодежи ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)", доктор педагогических наук, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации;

АРИСТОВА Людмила Вениаминовна, Вице-президент Федерации спортивных менеджеров России, Председатель комиссии по сертификации футбольных стадионов РФС, член Экспертного совета по физической культуре и спорту Комитета Совета Федерации по социальной политике, кандидат экономических наук, Заслуженный экономист России.

Минспорт России совместно с МВД России разработали проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» (далее - законопроект), который Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу РФ.

Вице-президент общероссийской общественной организации «Федерация спортивных менеджеров России» (далее – ФСМР) Л.В.Аристова, при обсуждении данного законопроекта в Общественной палате РФ, отметила следующее.

«Проблема обеспечения правопорядка и общественной безопасности на физкультурно-спортивных сооружениях всегда была актуальной и обострилась в настоящее время.

Первая попытка подготовки нормативно-правовых актов на эту тему была предпринята еще в 1983 году после несчастного случая в Лужниках.

В Российский период также неоднократно органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта и МВД России разрабатывались проекты: и федерального закона, и постановления Правительства РФ, и соответствующих Концепции и Положений, предпринимались попытки их утвердить, но все упиралось в действующее законодательство. Согласно ему – «обеспечение общественного порядка и безопасности» - прерогатива субъектов РФ.

Во многих зарубежных станах, в том числе в Европе разработаны и приняты:

1. Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий.

2. Рекомендации о недопущении расизма, ксенофобии и расовой нетерпимости в спорте

3. В Великобритании, Португалии, Франции, Бельгии, Германии, Польше, Чехии и др. приняты законы о безопасности при проведении массовых мероприятий.

Следует отметить, что в последние годы в России не прекращаются правонарушения на спортивных сооружениях и вне их, связанные с противостоянием болельщиков, в первую очередь футбольных. Они затрагивают зрителей, футбольные клубы и команды, отдельных игроков, судей и тренеров. Наблюдается тенденция усиления интенсивности противоправных действий болельщиков, их консолидация и неформальное объединение с лицами криминальной направленности.

Многие из совершаемых болельщиками преступлений остаются вне сферы регистрации ввиду целого ряда причин.

Во-первых, в силу традиционно снисходительного отношения к правонарушителям, многие из которых являются несовершеннолетними. По мнению самих болельщиков, вероятность какой-либо ответственности (уголовной, административной либо материальной в случае повреждения имущества) не превышает и 10%, а совершаемые ими правонарушения – не более чем подростковая шалость, удовлетворение их потребности в самоутверждении, стремлении выделиться, обратить на себя внимание.

Во-вторых, преступные проявления во время проведения футбольных матчей, в виде групповых нарушений общественного порядка со стороны болельщиков, зачастую расцениваются только как административные проступки.

В-третьих, большинству противоправных действий болельщиков не придается широкая огласка, тогда как анализ интернет-сайтов по данной проблематике свидетельствует, что практически перед каждым футбольным матчем и после них происходит противостояние между болельщиками состязающихся команд.

Активизация противоправной деятельности спортивных, в первую очередь, футбольных болельщиков отрицательно влияет на состояние правопорядка, вызывает обоснованный страх у зрителей и в целом у населения, а отсутствие достаточной нормативно-правовой базы борьбы с данным явлением отражается на ее результативности.

Эффективность предупреждения преступлений и других правонарушений, совершаемых болельщиками, осложняется отсутствием четкой организованной системы, недостаточной отработанной методикой борьбы с ними, низким уровнем технического обеспечения спортивных комплексов, подготовленности сотрудников спортивных клубов и физкультурно-спортивных сооружений, обеспечивающих совместно с органами внутренних дел порядок и безопасность зрителей во время спортивно-зрелищных мероприятий и матчей.

Ряд мер уже предприняты и решаются как МВД России, так и организаторами мероприятий. Например:

Российский футбольный союз проводит лицензирование футбольных клубов и сертификацию стадионов, установив четкие критерии, требования и стандарты, как к проведению матчей, так и к стадионам.

На стадионах проводится работа по обеспечению видеонаблюдения, антивандальных мероприятий, медицинской помощи и др.

Тем не менее до сих пор не установлены четкие действия, как полицейских, так и работников, обеспечивающих безопасность («офицеров безопасности» спортивных команд и федераций, стюардов, контролеров и др.), так как нет нормативно-правовых документов и актов, регламентирующих их статус, права, обязанности, финансовые условия и т.п.

Поэтому Основными задачами в обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий на физкультурно-спортивных сооружениях, по мнению ФСМР, являются:

- распределение ответственности за обеспечение безопасности лиц, участников спортивных мероприятий;

- координация деятельности всех субъектов организации и обеспечения правопорядка и общественной безопасности на спортивных сооружениях;

- разработка и реализация нормативных актов, устанавливающих порядок и правила проведения массовых мероприятий и поведения участников спортивных соревнований, технические требования, национальные стандарты к физкультурно-спортивным сооружениям, а также меры уголовной и административной ответственности физических и юридических лиц за их нарушения;

- пропаганда среди населения, в первую очередь среди молодежи, направленная на борьбу с насилием в спорте и хулиганством;

- улучшение качества социально-профилактической работы с болельщиками;

- создание эффективной системы связи с общественностью (предоставление информации в средства массовой информации, организация встреч с болельщиками и др.), координация обмена информацией с соответствующими ведомствами и организациями зарубежных стран;

- обеспечение эксплуатационной надежности строительных конструкций физкультурно-спортивных сооружений.

На решение этих задач и должен быть направлен подготовленный законопроект. ФСРМ полагала бы целесообразным при его доработке учесть следующие предложения и замечания.

Общие.

1.Представленный законопроект должен законодательно определять полномочия, мероприятия и положения и др. не только «в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий», но и при проведении массовых и физкультурных мероприятий.

В ФЗ от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации":

в главе 1, ст. 2, п.9 дано определение, что такое официальные мероприятия, а именно: «официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия - физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований»;

в главе 2, ст.20 установлены требования и понятия по организации и проведению физкультурных, спортивных мероприятий.

Как мы видим, даже в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований входят физкультурные мероприятия.

При этом следует отметить, что данный Единый календарь охватывает не все физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в России. Такие физкультурно-спортивные мероприятия как школьные и вузовские соревнования, коммерческие, например: по легкой атлетике, фигурному катанию и др. в этом Едином Календаре не учитываются. Нет в нем и массовых мероприятий, типа спортивных праздников (открытия и закрытие крупнейших спортивных мероприятий: олимпийских игр, чемпионатов ми

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...