Конкретные замечания и предложения.
1. В п.3.2 статьи 2 федерального закона “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” предлагается ввести понятие “контролера (распорядителя)”. Однако из предлагаемой формулировки не понятно, какие юридические лица могут быть привлечены к выполнению функций контролеров (распорядителей). В частности, распространяется ли данная норма на частные охранные предприятия или иные категории юридических лиц, не обладающих, как ЧОПы, правами по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий, внутриобъектового или пропускного режима, охране имущества и т.п. Не определен и статус служб безопасности спортивных объектов и спортивных сооружений, в частности, не понятно, могут ли представители данных служб обладать правами контролера (распорядителя) при обеспечении общественного порядка на спортивном объекте или контролировать, организовывать работу контролеров (распорядителей). 2. Определенные сомнения вызывает и предлагаемый новый пункт 4.1. статьи 2 закона “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”. В частности, в понятие “место проведения спортивного соревнования” авторы законопроекта включают только “объекты спорта и спортивные сооружения”. Однако совершенно не понятно, кто и как будет обеспечиватьобщественную безопасность спортивных соревнований, происходящиев городской и пересеченной местности, водных акваториях и других местах, которые находятся вне пределов “объектов спорта и спортивных сооружений”. Между тем, во Всероссийском реестре видов спорта указано множество видов спорта, которые происходят за пределами “объектов спорта и спортивных сооружений”, например, ездовой спорт, горный бег, водно-моторный, парусный спорт, велоспорт и т.п.В то же времяобеспечение общественной безопасности при проведении соревнований по этим видам спорта требует привлечения значительных сил и средств правопорядка, и бесспорно, также нуждается в соответствующем правовом регулировании.
3. Предлагаемые новые положения в статьях 20, 20.1 федерального закона “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, а также в статьях 20.31 и 20.32 КоАП изобилуют бланкетными нормами, отсылающими нас к неким утверждаемым Правительством РФ “Правилам поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований”и “Правилам по обеспечению безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий”. В соответствии с данными Правилами к административной ответственности могут быть привлечены как организаторы спортивных соревнований, собственники (пользователи) спортивных объектов, так и зрители. В частности, для зрителей предусмотрено наказание в виде судебного запрета посещать спортивные соревнования или административного ареста до 15 суток, для собственников (пользователей) спортивных объектов – административное приостановление деятельности спортивных объектов до 90 суток. При этом проекты этих Правил не прилагаются. И совершенно неизвестно, какие нормы будут включены в эти подзаконные акты органами исполнительной власти. Как представляется, недопустимо и безответственно предлагать установление административной ответственности юридических и физических лиц без предварительного опубликования правовых актов, за нарушение которых может быть применено административное наказание. Кроме того, надо иметь в виду, что, по мнению многих специалистов, использование бланкетных норм в уголовном и административном законодательстве не всегда желательно, поскольку затрудняет применение законаи создает почву для расширительного и необоснованного применения властями административных санкций,коррупции, злоупотреблений и нарушения конституционных прав граждан.
По нашему мнению, рассматриваемые нормы законопроекта должны быть четко сформулированы, понятны гражданам и работникам правоохранительных органов, содержать конкретные правовые предписания. Как представляется, в законе следует установить ответственность за такие конкретные правонарушения, как пронос на спортивные объекты файеров, алкогольных напитков, иных запрещенных предметов; выкрикивание расистских, экстремистских и унижающие человеческое достоинство слов; вывешивание экстремистских баннеров; выбрасывание посторонних предметов на трибуны и поле стадионов; невыполнение законных требований контролеров-распорядителей; групповые нарушения общественного порядка на трибунах, связанные с насилием над гражданами и т.п. 4. В статье 20, части первой федерального закона “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” предлагается ввести норму, в соответствии с которой обеспечение безопасности мероприятий при проведении официальных мероприятий осуществляется за счет средств организаторов спортивного соревнования и (или) собственников (пользователей) объектов спорта, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Из этой абстрактной формулировки совершенно не понятно, кто и как, и в какие сроки будет, например, оснащать спортивные объекты техническими средствами безопасности в соответствии со стандартами ФИФА, УЕФА, РФС. В Великобритании, например, в этих целях собственникам спортивных объектов выделялись целевые кредиты на льготных условиях, устанавливались конкретные сроки оснащения спортивных объектов техническими средствами безопасности. Из этой формулировки также не понятно, предполагается ли финансирование собственниками спортивных объектов или организаторами спортивных соревнованийработы привлеченных полицейских, специалистов экстренных служб, приглашенных на международные спортивные соревнования экспертов по безопасности, полицейских и стюардов из других стран и т.п. Не ясно, например, также кто будет возмещать расходы по линии безопасности, связанные с изменением работы общественного транспорта, возможным оцеплением мест проведения официальных спортивных соревнований, созданием дополнительных автостоянок и т.п.
5. В предлагаемом пункте 21 статьи 20 федерального закона “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” указывается, что организаторы официальных спортивных соревнований устанавливают требования по продаже входных билетов, однако какие-либо основные унифицированные требования к оформлению именных билетов не предлагаются. Между тем, в европейских странах реализациябилетной политики рассматривается, как инструмент обеспечения безопасности спортивных мероприятий и их организаторы несут ответственность за правильную организации продажи билетов, включая реализацию судебных решений о запрете посещения спортивных мероприятий отдельными категориями болельщиков, разделение враждующих фанатов, защиту билетов от подделки и т.п. Интересны и европейские требования к оформлению билетов на спортивный матч.В них должна быть информация о владельце билета, правилах поведения на спортивном мероприятии (о запрете проноса алкоголя, наркотиков, оскорбляющих баннеров, файеров и т.п.) его дистрибьюторе; билет должен быть защищен от подделок и не может быть передан самостоятельно другим лицам (в этих случаях устанавливается уголовная ответственность). 6. В проекте новой статьи 201 федерального закона “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” определены полномочия контролеров (распорядителей) при проведении официальных спортивных соревнований, однако, наш взгляд, их самостоятельность при решении задач обеспечения безопасности необоснованно ограничена. Например, не понятно, почему контролеры (распорядители) не могут самостоятельно (без сотрудников полиции) осуществлять осмотр граждан и их вещей в местах проведения официальных спортивных соревнований или проверять соответствие именных билетов документам, удостоверяющим личность; задерживать и доставлять в полицию зрителей или участников соревнований, нарушающих общественный порядок на спортивном объекте.
Как представляется, надо четко определить права контролеров (распорядителей) при задержании таких лиц и осмотре граждан и их имущества, а также право работников полиции по надзору за деятельностью контролеров (распорядителей). В частности, в законе, по-видимому, должна быть четко установлена очередность и правовые пределы действий контролеров по задержанию лиц, нарушающих общественный порядок, с учетом требований уголовного законодательства о необходимой обороне и крайней необходимости. Кроме того, в законе должны быть детально и подробно описаны полномочия контролеров (распорядителей) по обследованию (ощупыванию) одежды, вещей зрителей, использованию технических средств с тем, чтобы избежать в дальнейшем каких либо упреков в нарушении прав граждан (к сожалению, статья 27.7 КоАП не содержит подробного описания процедуры личного досмотра граждан), а также полномочия полиции при выявлении лиц, уличенных в незаконном проносе запрещенных предметов. По нашему мнению, также целесообразно вменить в обязанность контролеров (распорядителей) оказывать содействие полицейским, работникам экстренных служб в выполнении возложенных на них задач, а также лицам с ограниченными возможностями при эвакуации и других экстренных ситуациях. 7. Законопроект не предусматривает, по опыту ряду зарубежных стран, введение таких мер административного наказания как административный запрет пребывания в конкретных общественных местах (например, традиционных вместах сбора фанатов, на околоспортивных объектах); административный запрет посещения зарубежных спортивных матчей, изъятие в этой связи зарубежных паспортов; расформирование организаций спортивных болельщиков, члены которых грубо нарушают общественный порядок; превентивное задержание фанатов, употребляющих алкогольные напитки и нарушающих общественный порядок по пути следования на футбольные матчи. Между тем, но нашему мнению, применение такого рода санкций в российском законодательстве позволило бы расширить правовое поле борьбы с массовыми беспорядками во время проведения спортивных мероприятий, осуществить конкретные меры, направленные на профилактику правонарушений среди фанатов, пресечение проявлений криминального фанатизма на международных спортивных соревнованиях 8. Как показывает, зарубежная практика применение уголовных санкций за игнорирование судебных запретов посещать спортивные мероприятия оказывает эффективное воздействие на правонарушителей.
В предлагаемом же законопроекте за это серьезнейшее правонарушение, связанное с невыполнением судебного решения, предусматривается всего штраф в размере 5 тыс. руб. или административный арест до 15 суток(проект статьи 20.31. в КоАП). По нашему мнению, целесообразно вернуться к ранее внесенным законодательным предложениям МВД РФ, предлагавшего дополнить статью 315 УК РФ второй частью о применении наказания в виде лишения свободы на срок до одного года или исправительных работ до 2 лет за невыполнение административного запрета суда посещать спортивные мероприятия. Как представляется, применение указанной уголовно-правовой санкции позволило бы существенным образом повысить эффективность предлагаемого института административного запрета посещать спортивные мероприятия, а также в целом усилить эффективность правовых мер борьбы с криминальным фанатизмом, оздоровить обстановку в околофутбольной сфере. 9. Законопроектом в КоАП предусматривается новая статья 32.14 “Исполнение постановления об административном запрете посещать места проведения спортивных соревнований в дни проведения официальных спортивных мероприятий”. Однако, к сожалению, в данной статье не определена реальная система мер по исполнению данного вида административного наказания. В частности, не ясно, какую ответственность наряду с органами полиции будут нести организаторы спортивных соревнований и собственники спортивных объектов, кто будет создавать соответствующие электронные базы данных, вести реестры спортивных правонарушителей и т.п. И самое главное, кто будет “уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти” по организации этой работы, и почему этот“орган исполнительной власти” нельзя определить непосредственно в предлагаемом законопроекте. По нашему мнению, авторы законопроекта должны были бы четко указать в статье 28.3. КОАП, какие должностные лица уполномочены составлять протоколы административных правонарушений по фактам нарушений судебных запретов посещать спортивные соревнования. Как представляется, составлением указанных протоколов должны заниматься сотрудники органов внутренних дел и это положение четко должно быть прописано в указанном законопроекте. 10. В целом в рассматриваемом законопроекте, наш взгляд, не достаточно четко определена роль органов полиции в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий. В настоящее время в соответствии со статьей 12 федерального закона о полиции российские полицейские обязаны оказывать только “содействие” организаторам спортивных мероприятий. В то же время законом не урегулированы вопросы местонахождения работников полиции при проведении спортивных мероприятий; их полномочия по пресечению правонарушений на спортивных объектах; эвакуации зрителей и персонала; блокированию и оцеплению мест проведения спортивных мероприятий; оперативно-техническому обследованию спортивных объектов; доставлению правонарушителей в служебные помещения организатора спортивного соревнования и т.п. Возможно, в МВД РФ должен быть создан единый центр координации организационной, профилактической, оперативной работы, направленный на противодействие криминальному поведению фанатов, обеспечению порядка на спортивных соревнованиях.В соответствии с опытом полиции Великобритании, указанный центр мог бы отвечать за оперативную работу с фанатами, ведение реестров футбольных хулиганов, выполнение судебных решений, связанных с запретом посещений фанатами спортивных соревнований. В рамках этого центра, по-видимому, целесообразно также организовать обмен международной правоохранительной информации и создать в соответствии с международными нормами Национальное футбольное подразделение (имеется в каждой стране Евросоюза), определить его статус и порядок взаимодействия с компетентными полицейскими органами других стран. Как представляется, эти вышеприводимые организационные и правовые мероприятия весьма важно своевременно осуществить в преддверии зимних Олимпийских игр 2014 г. и Чемпионата мира по футболу 2018 г. И этой связи соответствующие решения, на наш взгляд, должны быть приняты на законодательном уровне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|