МИТРОФАНОВ М.Л., Генеральный директор Закрытого акционерного общества «Футбольный клуб «Зенит».
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Проблема борьбы с правонарушениями на стадионах во время проведения футбольных матчей является одной из самых существенных на российском клубном уровне. Вместе с тем, как показали события во время проведения чемпионата Европы по футболу 2012 в Польше и Украине (пиротехника на матчах, условная дисквалификации национальной сборной России за поведение ее болельщиков, зафиксированные случаи хулиганства фанатов как на стадионах, так и за их пределами), данная проблема распространяется в полной мере не только на клубные соревнования, но и на соревнования национальных сборных. Во-первых, правовая проблема по урегулированию общественного порядка на спортивных сооружениях заключается в недостаточной проработке данного вопроса на законодательном уровне. Так, в настоящее время различного рода правонарушениям на стадионах посвящен ряд статей Кодекса об административных правонарушениях (ст.ст. 20.3. - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, 20.4 - нарушение требований пожарной безопасности, 20.1. - мелкое хулиганство, 20.21 - появление в общественных местах в состоянии опьянения), а также несколько статей Уголовного кодекса (ст. 213 - хулиганство, ст. 214 - вандализм). Вместе с тем данными статьями не охватываются такие частые нарушения правил поведения зрителей спортивных мероприятий, как (i) пронос запрещенных предметов, (ii) бросание предметов на поле, (Ш) выбегание на поле и в ограниченные зоны. Например, наш клуб регулярно сталкивается с проблемой допуска на матч зрителей, у которых обнаружены пиротехнические изделия: с точки зрения действующего законодательства, в том числе Требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 № 1052), сам по себе пронос т.н. «файеров» не является административным правонарушением. Клуб не имеет права воспрепятствовать таким людям в проходе на стадион.
Вторым аспектом указанной правовой проблемы являются долгие сроки привлечения к административной ответственности. Например, даже если клубу совместно с правоохранительными органами удастся установить личность зрителя, зажегшего «файер» на стадионе, минимальные сроки его привлечения к административной ответственности составят около трех месяцев. Это означает, что в разгар чемпионата, когда «домашние» матчи клуба проводятся минимум раз в две недели, клуб будет обязан неоднократно пускать на стадион заведомых нарушителей до тех пор, пока их не привлекут к ответственности. В-третьих, наказания за проступки, совершаемые на спортивных мероприятиях, не отвечают целям предупреждения будущих нарушений. Штрафы являются небольшими, административный арест является слишком коротким. Они не оказывают сильного влияния на будущее поведение нарушителей. Одновременно с этим привлечение зрителя к административной ответственности не позволяет клубу отказать ему в посещении будущих матчей клуба. С точки зрения закона о защите прав потребителей, предыдущее совершение зрителей правонарушений на спортивных мероприятиях не является основанием для непродажи ему билета (абонемента) на следующий матч (сезон). Таким образом, основными проблемами нарушения общественного порядка на спортивных мероприятиях являются: 1. Отсутствие в действующем законодательстве целого ряда составов правонарушений, обычно совершаемых во время спортивных мероприятий; 2. Отсутствие в действующем законодательстве адекватных наказаний за совершение правонарушений. Неурегулирование гражданским законодательством (ст. 426 ГК «Публичный договор») и законодательством о защите потребителей случаев совершения потребителем нарушений;
3. Чрезмерные сроки процедуры привлечения виновных к административной ответственности, не позволяющие адекватно отреагировать на совершенное правонарушение (зритель, совершивший правонарушение на матче, может после этого свободно посетить еще несколько матчей, прежде чем его привлекут к ответственности). Вышеописанные несовершенства действующего законодательства наш клуб ощущает на собственном опыте. Так, в 2011 году ФК «Зенит» был крупно оштрафован Контрольно-дисциплинарным комитетом РФС за проявление расизма и оскорбление футболиста по цвету кожи, когда болельщик продемонстрировал банан футболисту «Анжи» Роберто Карлосу. Клуб сделал запрос в правоохранительные органы с просьбой дать оценку поведению болельщика. Однако правоохранительные органы не усмотрели в действиях этого зрителя нарушения с точки зрения действующего законодательства. ФК «Зенит» также, едва ли не единственный из российских клубов, ведет активную кампанию по лишению абонементов особо заядлых нарушителей общественного порядка на своих домашних матчах. В настоящее время один из таких нарушителей, лишившийся своего абонемента за хулиганство, обратился в суд с иском против клуба, со ссылкой на действующее законодательство о защите прав потребителей. И хотя судом еще не вынесено вступившее в законную силу решение, уже можно говорить о том, что действующее законодательство не дает клубам практически никаких правовых и экономических методов повлиять на поведение болельщиков. Отдельным аспектом описываемой проблемы является зачастую неудовлетворительная работа правоохранительных органов по привлечению к ответственности правонарушителей, задержанных на спортивном мероприятии. Документы оформляются с нарушениями, сроки привлечения к ответственности также пропускаются. Все вышеперечисленные факторы влекут к фактической безнаказанности нарушителей на спортивных мероприятиях. Это уже серьезно затронуло российский клубный футбол. Эта проблема, если вовремя ей не заняться, может оказать и серьезное негативное влияние на проведение крупных спортивных мероприятий в нашей стране, в том числе в первую очередь на проведение Чемпионата мира по футболу.
Разговоры о принятии специального законодательства, посвященного соблюдению общественного порядка на спортивных мероприятиях, ведутся давно. Полагаем, что проведение в нашей стране Чемпионата мира по футболу в 2018 году может стать тем необходимым толчком, который должен привести к специальному законодательному урегулированию общественного порядка на спортивных мероприятиях в России. Данное урегулирование может быть включено в тот пакет изменений в действующее законодательство, который планируется принять в связи с проведением столь крупного соревнования. Вместе с тем данные изменения, посвященные урегулированию общественного порядка на спортивных сооружениях, в отличие от других изменений, касающихся Чемпионата мира 2018, должны носить не временный, а постоянный характер. [1] Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю./Российская академия наук.-4-е изд., дополненное. М. 1999 г. [2] Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и, в частности, футбольных матчей ETS N 120 (Страсбург, 19 августа 1985 г.) // Бюллетень международных договоров. 2000 г. N 1. [3] Соловьев А.А. Актуальные вопросы правового регулирования обеспечения общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий во Франции // Спорт: экономика, право, управление. 2010. N 1. С. 21 - 25. [4]См.: А.Н. Песков “О разработанном МВД РФ законопроекте “Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации”. Спорт: экономика, право, управление. № 2, 2012 г. [5]За рубежом и правовыми актами РФС указанные лица называются стюардами, поэтому употребление этого термина, на наш взгляд, более целесообразно с учетом перспектив международного сотрудничества в сфере общественной безопасности спорта.
[6] 2011-2013 Work Programme on minimizing safety, security and public order risks in connection with sports events, in particular football matches, with an international dimension.3051st Justice and Home Affairs Council Meeting Brussels, 2 and 3 December 2010 [7] Council Resolution concerning an updated handbook with recommendation for international police cooperation and measures to prevent and control violence and disturbances in connection with football matches an international dimension, in which at least one Member State is involved. Brussels, 28 December 2006 [8] См. А.А. Соловьев Актуальные вопросы правового регулирования обеспечения общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий во Франции. Спорт: экономика, право, управление, 2010 г., № 1 [9] См. И.А. Андреева Политика борьбы с насилием на спортивных стадионах во Франции. Уголовно - правовые аспекты борьбы с преступностью в сфере спорта. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 18 марта 2011 г. [10] Опыт обеспечения охраны общественного порядка при проведении спортивных и зрелищных мероприятий (обзор зарубежных источников). Штабной вестник № 1. МВД по республике Татарстан, с.7-11 [11] Опыт обеспечения охраны общественного порядка при проведении спортивных и зрелищных мероприятий (обзор зарубежных источников). Штабной вестник № 1. МВД по республике Татарстан, с.16-28 [12] Касс Пеннат. TOPBOYS. Серия шокирующих интервью. Вся правда о хулиганах от первого лица. М., Издательский дом “Кислород”, 2008 г. стр. 280 [13] А.Н.Песков. “О разработанном МВД РФ законопроекте “Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации” Спорт: экономика, право, управление. № 2, 2012 г. [14] В Москве в настоящее время на некоторых объектах используется аппаратно-программный комплекс “Сова-видеопоток” для биометрической идентификации и розыска преступников, который позволяет фотографировать граждан во время прохождения рамки металлоискателя и сверять полученное изображение со специальной базой данных. [15] Артюхов Ю.С. Проведение публичных акций, спортивных и иных массовых мероприятий: задачи обеспечения правопорядка // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 6. – С. 64 – 70; Соловьев А.А. Актуальные вопросы правового регулирования обеспечения общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий во Франции // Спорт: экономика, право, управление. – 2010. – № 1. – С. 21 – 25; Песков А.Н. О разработанном МВД РФ законопроекте «Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации» // Спорт: экономика, право, управление. – 2012. – № 2. – С. 35 - 39. [16] Амиров И.М. Обеспечение безопасности участников спортивного мероприятия - важнейшая составляющая спортивной подготовки // Третья международная научно-практическая конференция «Спортивное право: перспективы развития»: материалы конференции / Под ред. д.ю.н., проф. К.Н. Гусова, к.ю.н. А.А. Соловьева; сост. к.ю.н., доц. Д.И. Рогачев, к.ю.н. О.А. Шевченко. – М., 2010. – С. 27-31; Миронов А.Н., Васильев Ф.П., Амиров И.М. Правовое регулирование обеспечения правопорядка при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в России // Административное право и процесс. – 2011. – № 9. – С. 51 – 55; Амиров И.М. Правовые аспекты обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий // Спорт: экономика, право, управление. – 2012. – № 2. – С. 15 – 18; Миронов А.Н. Анализ положений проекта Федерального закона «Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации» // Административное право и процесс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|