Очерки по истории половой жизни
Стр 1 из 32Следующая ⇒ Ташкент Компьютерная редакция на базе пятого, двенадцатого и тринадцатого немецких изданий
Предисловие к первому изданию Лишь очень немногие постигают вполне то великое влияние, какое в индивидуальной и общественной жизни половое влечение оказывает на чувства, мышление и поступки. Шиллер в своём произведении "Die Weltweisen" признаёт этот факт, говоря, что "некогда, пока строение мира поддерживалось философией, движение поддерживалось голодом и любовью". Поразительно, что философы дали половой жизни лишь крайне поверхностную оценку. Шопенгауэр в своём главном сочинении "Мир как воля и представление" находит удивительным то, что любовь служила до сих пор темой только для поэтов, но не для философов, исключая Платона, Руссо и Канта. Философствования Шопенгауэра и Гартмана насчёт половых отношений до того неправильны, и выводы до того нелепы, что как эмпирическая психология, так и метафизика половой стороны человеческого бытия, являются ещё почти неведомыми для нас. Конечно, мы уже не говорим о произведениях Мишле ("Любовь") и Мантегацца ("Психология любви"), являющихся скорее остроумной болтовнёй, чем научным трактатом. Казалось бы, что поэты должны быть лучшими психологами, нежели психологи и философы по специальности. Но они – люди чувства, а не рассудка, и, по меньшей мере, односторонни в своих суждениях. Видя свет, они не замечают густой тени! Пусть поэзия всех времён и народов даёт неистощимый материал для монографии "Психология любви", а всё же эта великая задача может быть разрешена только с помощью естествознания и именно медицины, которая старается приложить свою анатомо-физиологическую мерку к психологическому материалу и подвергнуть его всесторонней оценке.
Быть может ей и удаётся при этом находить для философских выводов примиряющую точку зрения, которая одинаково далека от безнадёжного миросозерцания философов, каковы Шопенгауэр и Гартман, и от наивного жизненно-радостного миросозерцания поэтов. Автор решительно не намерен дать здесь основы для психологии половой жизни, хотя из психопатологии можно, несомненно, сделать важные заключения и для психологии. Цель настоящего сочинения – ознакомиться с психопатологическими явлениями половой жизни и попытаться свести их к определённым условиям. Задача эта очень трудная, и несмотря на многолетний опыт, в качестве в качестве психиатра и судебного эксперта, я отлично понимаю, что могу разрешить только часть этой задачи. Вопрос этот настолько важен для общественного блага и в особенности для суда, что его необходимо исследовать научно. Только тот, кому в качестве судебного эксперта приходилось давать своё заключение о людях, жизнь, свобода и честь которых поставлена была на карту, только тот, кто в такие минуты со скорбью чувствовал, насколько несовершенны наши познания в области психопатологической, только тот, говорю я, сумеет по достаточному оценить значение попытки найти руководящую точку зрения. Во всяком случае, в сфере половых преступлений наблюдаются ещё самые превратные воззрения и произносятся крайне ошибочные приговоры. То же самое относится и к своду уголовных законов и к общественному мнению. Тот, кто сделает психопатологию половой жизни предметом научного изучения, сталкивается с мрачной стороной человеческой жизни и человеческого горя. И здесь-то сияющий божественный образ поэта превращается в отвратительное чудовище, а мораль и этика становятся неузнаваемыми у "Подобия Божьего". Таково печальное преимущество медицины, в особенности психиатрии – наблюдать постоянно обратную сторону жизни, человеческую слабость и человеческое убожество.
Быть может, она находит утешение в трудности призвания и примиряет эстетика и моралиста тем, что сводит к болезненности всё оскорбляющее наше чувство нравственности и эстетики. Этим она спасает честь человечества перед судом морали и честь отдельных лиц перед судьями и согражданами. Право и обязанность медицинской науки заниматься подобными исследованиями вытекает из той высокой цели, какую преследуют все человеческие искания истины. Нижеследующие страницы имеют в виду серьёзных исследователей в области естествознания и юриспруденции. Для того чтобы они не послужили чтением для непосвящённых, автор счёл нужным дать книге такое заглавие, которое понятно только учёному, и пользоваться по мере возможности техническими терминами. Пусть эта книга, пытающаяся раскрыть перед врачом и юристом значительную область человеческой жизни, найдёт радушный приём и пополнит серьёзный пробел в литературе, которая кроме отдельных статей и казуистики может похвастать лишь сочинениями Moreau и Тарновского. Предисловие к двенадцатому изданию Настоящее 12-е издание является тщательно просмотренным, исправленным, и дополненным. Исключительно благоприятные отзывы, которых книга до сих пор удостаивалась в юридических кругах, являются автору ручательством того, что его труд останется не без влияния на судопроизводство и законодательство и послужит к освобождению от вековых ошибок и заблуждений. Необычайно громадный спрос на книгу является лучшим доказательством того, что существует масса несчастных, которые в этой книге, посвящённой исключительно людям науки, искали разгадки и утешение в непонятных им явлениях собственной половой жизни. Что это в действительности так, доказывают многочисленные письма, которые автор получил от этих пасынков природы со всех концов мира. Содержание этих писем, авторы которых в большинстве случаев высоко стоят и в умственном, и в социальном отношении и весьма часто в высшей степени благородны, вызывают глубочайшее сострадание. Ведь это душевные муки, которые надо выяснить и перед которыми бледнеют все прочие удары судьбы. Пусть же эта книга и впредь приносит таким злосчастным утешение и нравственную реабилитацию.
Из новых, то есть не имеющихся в 11-м издании наблюдений, здесь помещены девять случаев. Надеюсь, что это издание найдёт такой же дружественный приём, как и все предыдущие. Пусть эта книга послужит на пользу знания, справедливости и гуманизма. Грац, декабрь 1902 года. Автор
Очерки по истории половой жизни Продолжение человеческого рода зависит не от случайности и не от каприза индивидуума. Оно осуществляется путём полового влечения, которое настолько сильно, что ему волей неволей приходится подчиняться. В удовлетворении этого естественного влечения концентрируются не только чувственное удовольствие и источники физического благоденствия, но также и высшие чувства, а именно сознание, что твоё преходящее бытиё не исчезнет с лица земли и путём наследственной передачи духовных и физических свойств будет веками продолжаться в новом существе. В отношении грубой, чувственной любви, в сладострастном влечении удовлетворить естественное половое чувство, человек стоит на одной ступени с животным. Но он имеет возможность подняться на такую высоту, где половое влечение не превращает его более в подневольного раба. Наоборот, могучее чувство и страсть будят в нём более возвышенные, более благородные стремления, которые, независимо от своего возникновения из чувственного источника, раскрывают перед ним прекрасный, возвышенный, нравственный мир. На этой ступени человек оказывается выше влечения природы и из непреоборимого источника черпает материал и побуждения к более благородным удовольствиям, к более серьёзной работе и к достижению идеальных целей. Maudsley ("Deutsche Klinik", 1873, 2, 3) справедливо называет половое ощущение основой для развития социальных чувств. "Если бы человек лишился стремления к продолжению рода и всего, что отсюда происходит, то погибла бы всякая поэзия и быть может даже всё моральное мышление".
Во всяком случае, половая жизнь является могучим фактором в индивидуальном и общественном существовании, сильным импульсом для применения сил, приобретения владений, создания домашнего очага, пробуждения альтруистических чувств по отношению к лицу другого пола, затем к детям и, наконец, ко всему человеческому обществу. Таким-то образом и этика, и быть может добрая доля эстетики и религии, в конце концов, коренится в наличности половых ощущений. Подобно тому, как половая жизнь может служить источником величайших добродетелей вплоть до самопожертвования, так в её чувственной мощи заключается именно та опасность, что она превращается в могучую страсть и доводит до величайших пороков. Как разнузданная страсть, любовь уподобляется вулкану, который всё поглощает и уничтожает, пропасти, в которой всё гибнет – честь, имущество, здоровье. С психологической точки зрения нам кажется чрезвычайно интересным проследить те фазы развития, через которые в течение культурного совершенствования человечества половая жизнь прошла вплоть до современных прав и обычаев.[1] На примитивной ступени удовлетворение половых потребностей человека кажется такой же, как и у животных. Половой акт не скрывают, и женщины, как и мужчины, не стесняются ходить голыми. На этой степени мы видим ещё ныне (ср. Плосс) дикие племена, каковы, например, австралийцы, полинезийцы, малайцы Филиппинских островов. Женщина служит общим достоянием мужчин, временной добычей сильнейшего. Последний выбирает прекраснейших представительниц женского пола и таким образом инстинктивно выполняется род полового подбора. Женщина при этом является движимым имуществом, товаром, предметом торговли, обмена, дара, средства для чувственного наслаждения, орудием для работы. Однако И. Мюллер привёл недавно серьёзные соображения в пользу того, что раньше всего у примитивных людей господствовала моногамия, и что грубые проявления половой жизни уже на этой ступени являются скорее признаком вырождения, нежели предвестником более высокой культуры. Началом облагораживания половой жизни является возникновение чувства стыдливости в отношении полового влечения и стыдливость при половых сношениях. Отсюда и возникло стремление закрывать свои половые части и втайне выполнять половой акт. Развитию этой степени культуры способствовал холодный климат и вызванная им потребность укрывать всё тело. Этим и объясняется отчасти то, что у северных народов можно антропологически проследить стыдливость ранее, чем у южных народов. Дальнейшим моментом культурного развития половой жизни служит то, что женщина перестанет быть движимым имуществом. Она становится личностью, и хотя она ещё долго продолжает в социальном отношении стоять ниже мужчины, всё же появляется уже воззрение, что женщине присуще право распоряжаться собой и своим чувством любви.
Таким образом, женщина становится для мужчины предметом домогательства. Она становится личностью, и хотя она ещё долго продолжает в социальном отношении стоять ниже мужчины, всё же появляются уже воззрения, что женщине присуще право распоряжаться собой и своим чувством любви. Таки образом, женщина становится для мужчины предметом домогательства. К чисто чувственному влечению присоединяются теперь начала эстетического происхождения. Влечение одухотворяется. Женщину начинают отличать как индивидуум. Отдельные лица разного пола, благодаря умственным и физическим достоинствам, чувствуют взаимное влечение друг к другу. На этой ступени женщина находится под влиянием того чувства, что её красоты принадлежат только её возлюбленному, и потому она старается скрыть их от других мужчин. Этим, наряду со стыдливостью, положено основание целомудрию и половой верности, пока длится любовная связь. Женщина гораздо раньше достигает этой социальной связи там, где с переходом от кочевой жизни к осёдлой у людей является потребность в собственном очаге, собственном доме и где мужчина ощущает нужду в подруге жизни для управления домом и ведения хозяйства. Этой ступени рано достигли среди восточных народов древние египтяне, израильтяне и греки, а среди западных народов – германцы. Всюду на этой ступени замечается почитание девственности, целомудрия, стыдливости и половой верности, в противоположность другим народам, которые предлагают гостю хозяйку дома для полового наслаждения. Что эта ступень облагораживания половой жизни очень высока и является значительно позже других форм культурного развития, например, эстетической, доказывают японцы. У них ещё лет десять тому назад каждая незамужняя женщина могла заниматься проституцией, ничуть не теряя свой ценности в качестве будущей жены. Сильным толчком к облагораживанию полового сношения послужило христианство, которое в социальном отношении сравняло женщину с мужчиной и преобразовало связь между ними в религиозно-нравственный обряд. Этим санкционировался тот факт, что любовь человека на более высокой степени цивилизации может быть только моногамной и должна основываться на продолжительном союзе. Пусть природа требует только воспроизведения потомства, но община (семья или государство) не могут существовать без гарантии за то, что потомство будет развиваться физически, морально и интеллектуально. Благодаря уравнению женщины с мужчиной, благодаря установлению моногамного брака и упрочению его путём законодательных, религиозных и нравственных уз, христианские народы получили духовное и материальное преимущество над полигамными и специально над исламом. Хотя Магомет и старался поднять женщину из положения рабыни и средства для чувственного наслаждения, хотя он старался поставить её на более высокую ступень в социальном и семейном отношении, однако она всё же оставалась в исламском мире значительно ниже мужчины, которому одному только дана возможность развода, и который, поэтому, довольно легко пользовался своим преимуществом. Ислам совершенно устранил женщину от общественной деятельности и таким образом задержал её интеллектуальное и нравственное развитие. Поэтому мусульманская женщина осталась, в сущности, средством для чувственного наслаждения и для поддержания расы, тогда как добродетели и способности христианской женщины, как хозяйки дома, воспитательницы детей и равноправной спутницы мужа, могли во всей полноте развиться. Таким образом, ислам со своей полигамией и своей гаремной жизнью, явился резким контрастом моногамии и семейной жизни христианского мира. Тот же контраст получается при сравнении обеих религий в отношении представлений о загробной жизни. Для христианства эта жизнь является свободной от всего земного, и обетованный рай сулит лишь духовные радости, тогда как в фантазии мусульманина рай представляется в виде гарема, изобилующего прекрасными гуриями. Несмотря на все старания религии, закона, воспитания и нравственности обуздать чувственную страсть культурного человека, последний постоянно подвергается опасности упасть с высоты чистой и целомудренной любви в пропасть жалкого сладострастия. Чтобы упрочиться на такой высоте, необходима постоянная борьба между естественным влечением и добронравием, между чувственностью и нравственностью. Только сильным характерам дано совершенно освободиться от чувственности, только им свойственна та чистая любовь, которая приносит благороднейшие радости в человеческой жизни. Можно ещё спорить, стало ли человечество нравственнее за последние века. Оно, несомненно, стало стыдливее, и это культурное явление, скрывание чувственно-животных потребностей служит, по крайней мере, уступкой, которую порок делает добродетели. Из чтения труда Шерра ("Немецкая история культуры") каждый вынесет впечатление, что наши нравственные воззрения прояснились по сравнению со средневековыми. Но при этом нельзя признать, что зачастую вместо прежней резкости и грубости проявления возникли лишь более утончённые нравы без повышения нравственности. Однако, при сравнении более отдалённых друг от друга промежутков времени и культурных периодов, не остаётся никакого сомнения в том, что общественная мораль получает неудержимый порыв в области культурного развития, и одним из наиболее могучих импульсов, на пути нравственного совершенствования, служит христианство. В настоящее время мы всё же поднялись значительно выше тех половых состояний, какие отразились в мифологии, народной жизни, законодательстве и религиозных обычаях древних греков, не говоря уже о культуре фаллоса и приапуса вавилонян, о вакханалиях Древнего Рима, о привилегированном общественном положении, какое занимали у этих народов гетеры. В течение медленного, часто незаметного прогрессирования человеческих нравов и нравственности, обнаруживаются колебания, уклонения, как и в индивидуальной жизни половая сторона обнаруживает приливы и отливы. Эпизоды нравственного падения в жизни народов совпадают с периодами изнеженности, роскошью, кутежа. Такие явления мыслимы только при повышенной деятельности нервной системы, когда увеличиваются всякие потребности. Вследствие усиленной нервности возникает и усиление чувственности, и, побуждая массы народа к излишествам, она подрывает устои общества, подрывает нравственность и чистоту семейной жизни. А как только последняя гибнет от разврата и кутежей, то неизбежна гибель государственной жизни, неизбежно материальное и моральное разрушение её. Наилучшей иллюстрацией в этом отношении служит римское государство, Греция, Франция Людовика XIV и XV. В такие периоды государственного упадка обнаруживаются чудовищные заблуждения половой жизни, которые можно объяснить отчасти психопатологическими или же по крайней мере невропатологическими состояниями населения. Что большие города являются очагами нервности и извращённой чувственности, это ясно из истории Вавилона, Ниневии, Рима, а также из мистерий современной жизни больших центров. Замечателен факт, к которому приходишь при чтении Плосса, а именно, что извращения полового влечения (за исключением алеутов и мастурбации у готтентоток) не наблюдается у народов нецивилизованных или полуцивилизованных. Исследование половой жизни индивидуума должно начаться с развития её в периоде возмужалости и проследить её во всех фазах вплоть до угасания половых ощущений. Прекрасно описывает Mantegazza в своей "Physiologie der Liebe" страстное желание пробуждающейся половой жизни, предвестники которой в виде неясных ощущений и предчувствий возникают уже значительно раньше, в эпоху развития периода возмужалости. Эта эпоха является наиболее важной в психологическом отношении. По богатому приросту чувств и идей, какие она пробуждает, можно судить о значении половой жизни для психической жизни вообще. Те неясные сначала, непонятные желания, возникая из ощущений, которые пробудили неразвитые до сих пор органы, выступают с могучим возбуждением чувственной жизни. Психологическая реакция полового влечения в период возмужалости обнаруживается в разнообразных явлениях, которым обще только аффективное состояние души и стремление объективировать, выражать в какую-нибудь форму чуждое настроение. Ближайшими областями служит религия и поэзия. Это отношение между религиозным и половым чувством обнаруживается, однако, и в, несомненно, психопатологической области. Достаточно указать на могучее проявление чувственности в истории болезни многих страдающих религиозным умопомешательством, на пёстрое смешение религиозного и полового умопомешательства, как это наблюдается так часто при психозах (например, у маниакальных женщин, которые считают себя Божьей матерью), и в особенности при психозах на почве мастурбации. Замечательна роль, какую подавление половых функций играет в возникновении и поддержании самочувствия у мужчины. Значение этого фактора ясно из того, что онанист или ставший импотентом теряет мужество и самоуверенность. Чувственный элемент должен быть во всякой любви, т.е. должно быть стремление обладать предметом любви и вместе с ним выполнять законы природы. Но если предметом любви является только тело, если стремятся удовлетворить только чувственность, ничуть не заботясь о том, чтобы овладеть душой, тогда это далеко не настоящая любовь. То же самое надо сказать и о платонической любви, при которой любят только душу и игнорируют чувственное наслаждение. Для одного является фетишем только тело, для другого только душа, а любовь только фетишизмом. Подобные явления представляют, во всяком случае, переход к патологическом у фетишизму. Это воззрение оправдывается всё больше тем, что дальнейшим критерием истинной любви должно являться душевное удовлетворение при половом акте. Есть же мужья, которые не любят своих жён и в то же время могут исполнять супружеские обязанности. В большинстве случаев здесь даже отсутствует сладострастие. Дело идёт тут, в сущности, об одном из видов онанизма, возможно благодаря участию фантазии, которая рисует в это время другое любимое существо. Вследствие такого самообмана может быть достигнуто и ощущение сладострастия, но это рудиментарное психическое удовлетворение происходит из психического приёма, как и у онаниста, фантазия должна сильно работать, чтобы достигнуть ощущения сладострастия. Вообще та степень оргазма, с помощью которого дело доходит до ощущения сладострастия, достижима лишь там, где присоединяется психика. Физиологические факты Центральной или высшей инстанцией в половом механизме служит мозговая кора. В качестве пункта для возникновения половых ощущений, можно предположить определённую область её (церебральный центр), как место происхождения всех психосоматических процессов, которые обозначаются в виде полового чувства, полового влечения. Этот центр возбуждается как центральными, так и периферическими раздражителями. Центральные раздражения могут представлять органические возбуждения вследствие заболевания мозговой коры. Физиологически они состоят в психических раздражениях (воспоминание, восприятие чувств). К физиологическим условиям относятся, в сущности, оптические восприятия и образы, восстающие в памяти (например, скабрёзное чтение), затем осязательные ощущения (прикосновение, поцелуй, пожатие руки и т.д.). Во всяком случае, физиологически слуховые и обонятельные ощущения играют второстепенную роль. Среди патологических ощущений последние имеют решительно возбуждающее значение. У животных влияние обонятельных ощущений на половое чувство, несомненно. Althaus находит и у человека отношение между обонянием и половым чувством. Он упоминает Cloquet ("Osphresiologie", Paris, 1826), который указывал на то, что запах цветов возбуждает похоть. Он упоминал и о Ришелье, который жил в атмосфере сильнейших духов для возбуждения своих половых функций. Lippe ("Wiener medizinische Wochenschrift", 1879, № 24) приводит между прочим по поводу клептомании у онаниста следующую цитату: "Нельзя, конечно, отрицать, что обоняние находится в некоторой связи с половой сферой. Пахучие цветы вызывают сладострастное ощущение. Это уже заметил мудрый Соломон и высказал это в своей великой песне тем, что он касается мирры, которой он смазывал свои руки". Заслуживает внимание также такой случай, сообщённый Heschl'ем ("Wiener Zeitschrift für practische Heilkunde", 22. März 1861) и касающийся отсутствия обоих обонятельных колбочек с одновременной атрофией половых желез. Дело шло о 45-летнем интеллигентном мужчине, яички которого были величиною с боб без семенных канальцев, а гортань имела женские размеры. Не было ни малейшего следа обонятельных нервов. Отсутствовали также обонятельный треугольник и борозда на нижней поверхности передних долек мозга. Отверстия решётчатой кости были незначительны. Вместо нервов через них проходили лишённые нервов отростки durae. Слизистая оболочка носа также была лишена нервов. Замечательна, наконец, ясно заметная у душевнобольных связь между обонянием и половой сферой. При психозах того и другого пола на почве онанизма, а также на почве женских болезней или климактерических процессов обонятельные галлюцинации вообще часты, при отсутствии половых причин – вообще редки. Удивительные физиологические и клинические наблюдения сделал Mackenzie ("Journal of medical Science", 1884, April, и в 1898 году в "John Hopkin's hospital Bulletin", Januar Nv. 82). Он нашёл: · у известного числа женщин с совершенно здоровым носом одновременно с менструацией появлялось изменение в носовых раковинах, исчезавшие с прекращением менструаций; · появление викарирующей носовой менструации, которая по большей части заменялась потом маточным кровотечением, но подчас повторялась в течение всей жизни; · случайно возникающие явления раздражения в носу при половом возбуждении (например, чихание и т.п.); · Наоборот, случались возбуждения при заболеваниях носового тракта. Он указывает также на наблюдении, что онанисты обычно страдают болезнями носа, ненормальностью обоняния, носовыми кровотечениями. Путём раздражения седалищных нервов может также возбудиться половое влечение.[2] Этот факт также имеет немаловажное значение для понимания патологических явлений. По временам случается, что у мальчиков первое половое возбуждение вызывается сечением по ягодицам. Это зачастую подаёт мальчикам повод к мастурбации, о чём не должны никогда забывать воспитатели. Как у мужчины, так и у женщины могут быть вызваны эрекция, оргазм, даже эякуляция при посредстве целого ряда других областей кожи и слизистых оболочек. Такими чувствительными пунктами являются у женщины, пока она остаётся девственной, клитор, а после нарушения девственности – вагина и шейка матки. У мужчин физиологически является возбудимым только головка пениса и, быть может, ещё кожа в окружности наружных половых органов. При патологических условиях может стать возбудимым и анус. Этим объясняется анальная аутомастурбация, наблюдающаяся сравнительно нередко, и пассивная педерастия.[3] Половой акт Основным требованием для мужчины является достаточная эрекция. Anjel ("Archiv für Psychiatrie", VIII, H. 2) обращает вполне справедливое внимание на то, что при таковом возбуждении раздражается не только эрекционный центр, но и нервное возбуждение распространяется на всю вазомоторную нервную систему. Доказательством этого служит напряжение органов при половом акте, инъекция соединительной оболочки глаза, расширение зрачков, сердцебиение (вследствие паралича вазомоторных сердечных нервов, берущих начало из шейного симпатического нерва, отсюда – расширение сердечных артерий и вследствие прилива крови – более сильное раздражение сердечных ганглий). Половой акт сопровождается ощущением сладострастия, которое у мужчины, по-видимому, возбуждается вхождением спермы в уретру через ductus ejaculatorii. Ощущение сладострастия возникает у мужчины раньше, нежели у женщины, нарастает лавинообразно ко времени начинающейся эякуляции, достигает своей высоты в момент полной эякуляции, чтобы после неё быстро исчезнуть. У женщины ощущение сладострастия наступает позже и нарастает медленно. По большей части оно длится и после акта эякуляции. Решительным моментом при половом акте является эякуляция. Эта функция зависит от генитоспинального центра, который Budge нашёл на высоте четвёртого поясничного позвонка. Это – рефлекторный центр. Возбуждающим его раздражением является сперма, которая из семенных пузырьков изливается рефлекторно в pars membranacea urethrae, благодаря раздражению головки полового члена. Как только семяотделение, сопровождающееся нарастающим ощущением сладострастия, достигает количества, достаточного для раздражения эякуляционного центра, так наступает и эякуляция. Двигательный рефлекторный путь находится в четвёртом и пятом поясничном нерве. Эякуляция состоит в конвульсивном возбуждении m. bulbocavernosis (который иннервируется третьим и четвёртым крестцовым нервом), благодаря чему сперма изливается наружу. Точно так же и у женщины на высоте её полового сладострастного возбуждения происходит рефлекторный двигательный акт. Он сопровождается раздражением чувствительного генитального нерва и состоит в перистальтическом движении в трубах и матке до влагалищной части, благодаря чему выжимается трубная и маточная слизь. Угнетение центра эякуляции возможно путём воздействия мозговой коры (нерасположение к коитусу, вообще плохое настроение), а также до некоторой степени влиянием воли. По окончании полового акта исчезает нормальным путём и половое влечение, причём психическое и половое возбуждение уступает место приятной истоме. Антропологические факты Индивидуум, половое развитие которого совершалось нормально, обнаруживает физические и душевные особенности, присущие тому полу, к которому он принадлежит. Эти половые особенности делят на первичные (половые железы, органы воспроизведения) и вторичные. Последние бывают физические и психические. Они развиваются лишь ко времени пробуждения функций половых желез (возмужалость). Бывают случая преждевременного развития половой жизни, а также и запоздалого развития. Это наблюдается при ненормальной эволюции и именно у индивидуумов с невротическим предрасположением. Вторичные половые особенности характеризуют оба пола, представляют специфические мужской и женский типы. Чем выше антропологическое развитие расы, тем сильнее выражена эта дифференциация. Чем ниже ступень развития, тем слабее выступает разница между мужчиной и женщиной. Важными соматическими вторичными половыми особенностями являются череп, скелет, в особенности таз, тип лица, волосы, гортань (голос), груди, бедро и т.д. Важными психическими особенностями служат сознание пола (создание особой половой индивидуальности в качестве мужчины и женщины), соответствующее этому половое влечение и целый ряд характерных черт, душевного предрасположения, наклонностей и т.д., развивающихся на почве сознания своего пола. Эта дифференциация полов и образование половых типов является, по-видимому, результатом бесконечно длинного ряда промежуточных ступеней эволюционного хода. Первоначальной ступенью была, во всяком случае, бисексуальность, как она и теперь ещё наблюдается у низших животных и у современного человека в первые зачаточные месяцы своего развития. Типом нынешней эволюционной ступени служит моносексуальность, и именно надлежащее развитие вторичных физических и психических половых особенностей, эмпирически соответствующих данным половым железам. Наблюдения показывают, что чистый тип мужчины или женщины нередко затемняется тем, что у мужчины появляются женские вторичные половые особенности и, наоборот, у женщин – мужские. Я знавал мужчин со слабостью к женским занятиям (рукоделие, туалеты и т.п.) и женщин со склонностью к мужскому спорту (при отсутствии влияния воспитателей), и в особых случаях наблюдал большую способность к занятиям противоположного пола и неспособность к занятиям своего пола. Сюда относятся мужчины с женскими голосами, женщины с мужскими голосами и соответствующим строением гортани, с узким тазом, ростом бороды, атрофией грудей, вплоть до так называемой маскулинизации (у мужчин – феминизация). Большой научный интерес имеет факт гинекомастии, то есть развитие грудей у мужских индивидуумов с отсталым развитием яичек ко времени возмужалости. Уже Гален знал и описал это. От него и происходит терминология. Laurent посвятил гинекомастии ценную монографию в 1894 году. При гинекомастии все члены остаются ко времени возмужалости нежными, лицо гладким, яички недоразвившимися. Такой мужчина лишён вторичных половых особенностей, еле проявляет половое влечение к женщине и представляет собой отставшего в развитии мужчину. Замечательным образом гинекомастия встречается только в невротических, дегенеративных семьях. Её можно рассматривать как анатомическое и функциональное явление дегенерации. Гинекомасты являются отсталыми умственно и морально. Кастрация взрослых никогда не ведёт к гинекомастии. Железистая ткань развивается здесь лишь в виде исключения. Но сосок возбудим и способен напрягаться, как у женщины. Крайне редко наблюдается отделение молока. С инволюцией у гинекомастов исчезают груди. По большей части у настоящих гинекомастов наблюдаются и женские черты – высокий нежный голос, женственный рост волос (на лобке), нежная кожа, широкий таз, потенция слабая, но гетеросексуальная, влечение незначительное. Поэтому не остаётся сомнения, что благодаря нарушению эволюционного хода половых особенностей мужчины заменяются таковыми же женскими особенностям и благодаря такой замене развитие некоторых физических и психических особенностей совершается в извращённом виде. Возможные комбинации крайне различны. Интересным и важным вопросом является теперь: на чём основано развитие индивидуума в определённый половой тип со всеми признаками мужчины и женщины? Решение пытались искать в способе развития половых желез, начинающихся, как известно, ещё в утробной жизни и являющегося решающим моментом для пола. У бисексуального зародыша атрофируется противоположное предрасположение и развивается лишь то расположение, которое соответствует половым железам (первичная половая особенность в форме половых органов); затем оно остаётся латентным вплоть до периода возмужалости, до развития вторичных половых особенностей. Что половые железы важны для пола, этого никто не станет отрицать; но они не являются решающим моментом, так как важнейшие вторичные половые особенности (сознание пола, увлечение физическими и психическими свойствами другого пола и влечение к половой связи с лицами другого пола) могут оказаться противоположными полу данного лица даже в самом начале полового развития. С другой стороны наблюдения гинекологов показали следующее. Hegar ("Nothnagel's Pathologie", XX, Theil I, p. 371) указывает на то, что во-первых несмотря на врождённый дефект и рудиментарные развития яичников женский тип может сохраниться вполне; во-вторых, относительная независимость женских половых особенностей от яичников доказывается трансверзальным гермафродитизмом, благодаря чему становится несостоятельным старое изречение "Момент, определяющий пол неизвестен". Будучи последовательным, можно в качестве критерия для определения пола принять не строение половых желез, а сознание пола и половое влечение. Эти наблюдения обращают наше внимание на центральные области отрезков нервной системы, обслуживающих половые функции. Эти области, соответствующие первоначальной бисексуальности плода, делают возможным половые промежуточные ступени между чистым типом мужчины и женщины, когда возникают препятствия для эволюции нынешней ступени моносексуальности (соответствующие физические и психические половые особенности), как это столь часто бывает на почве дегенерации, и именно наследственной дегенерации. Насчёт противоположного эволюционного влияния различных отрезков полового аппарата друг на друга, современная наука знает мало положительного. Мы находимся на пути исследования того влияния, какое удаление или атрофия половых желез оказывает на развитие половой жизни. Такое влияние, несомненно, существует, но объём содействия периферических факторов зависит от того, произошло ли исчезновение половых желез до или после развития возмужалости, причём надо принять ещё во внимание, что возникновение психических половых особенностей может предшествовать физическому развитию. Факты говорят за то, что атрофия половых желез до наступления возмужалости угнетает развитие вторичных соматических и психических половых особенностей до асексуальности. Это относится к лицам мужского и женского пола, а также и к домашним животным. Иначе обстоит дело после этой биологической фазы. Здесь регулярно встречаются физические и психические половые особенности, соответственно полу, но их развитие задержано. Способ исчезновения половых желез (болезнь, операция), безразличен. Важно лишь, чтобы развитие вторичных половых особенностей уже нача<
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|