Схемы червячной и цепной передач и их передаточные числа.
Червячная передача. При необходимости получения большого передаточного числа в передаче крутящего момента между скрещивающимися валами применяются передачи, которые носят название червячных (рис. 2.13).
Рис. 2.13. Червячная передача: I - червяк; 2 - червячное Червячная передача представляет собой зубчато-винтовую передачу и состоит из червяка - винта с трапецеидальной резьбой - и червячного колеса - косозубого колеса с зубьями специальной формы. При вращении червяка его витки, находящиеся в контакте с зубьями колеса, давят на них н заставляют поворачиваться колесо. Для обеспечения постоянного и равномерного движения необходимо, чтобы осевой шаг червяка был равен торцевому шагу червячного колеса, В этих передачах за каждый оборот червяка колесо поворачивается на один зуб при однозаходнои резьбе, на два зуба - при двухзаходной резьбе и т. д. С помощью таких передач можно получить передаточное число больше 200 (обычно - 50-60). Передаточное число червячной передачи (2.21) Возможность получения большого передаточного числа, компактность, плавность и бесшумность являются неоспоримыми достоинствами червячной передачи. Существенный ее недостаток - низкий коэффициент полезного действия mравный 0,7-0.75. Постоянно работающая червячная пара потребляет значительную мощность, выделяет большое количество тепла и требует обязательного интенсивного охлаждения. Этим объясняется сравнительно редкое применение червячных передач особенно в механизмах, передающих большие мощности. Червячные передачи обычно отличаются свойством самоторможения. Это свойство используется в грузоподъемных устройствах. Если бы привод барабана, с помощью которого поднимается груз, имел, например, зубчатую передачу, то пришлось бы устанавливать тормозное устройство, чтобы груз не опускался. При наличии самотормозящейся червячной передачи обратного движения быть не может.
Если необходимо получить большие передаточные числа, обычно прибегают к многоступенчатым зубчатым передачам в основном с цилиндрическими зубчатыми парами. Такие многоступенчатые передачи называются редукторами. Цепная передача. При сравнительно больших межосевых расстояниях, когда нецелесообразно использовать зубчатые передачи из-за их громоздкости и ременные передачи - в связи с требованиями компактности или постоянства передаточного числа, применяются цепные передачи. Цепная передача состоит из расположенных на некотором расстоя нии друг от друга двух колес, называемых звездочками, и охватывающей их цепи (рис. 2.14). Вращение ведущей звездочки преобразуется во вращение ведомой при сцеплении их со звеньями цепи и передаче окружного усилия через натянутую цепь.
Рис. 2.14. Цепная передача: а - общий вид; 6 - конструкция втулочно- роликовой цепи; I - ведущая звездочка; 2 - ведомая звездочка; 3 - наружное звено; 4 - внутреннее звено; 5 - ось; 6 - втулка; 7 - ролик Цепные передачи, работающие при больших нагрузках и скоростях, помещают в специальные кожухи (картеры), в которых они постоянно и обильно смазываются и защищаются от загрязнения. Передаточное число цепной передачи определяется, как и в любой передаче, зацеплением: (2.22) Где z1,z2- числа зубьев ведущей и ведомой звездочек передачи. В качестве приводных цепей обычно применяются роликовые, втулочные, зубчатые и крючковые. Втулочно-роликовая цепь (рис. 2,14, б) состоит из наружных 3 и внутренних 4 звеньев, соединенных попарно при помощи осей 5 и втулок 6. Каждая пара звеньев свободно поворачивается относительно другой.
В роликовой цепи на втулки надеты ролики 7. которых нет во втулочной цепи. Ролики во время набегания на ведущую / и ведомую 2 звездочки проворачиваются, уменьшая тем самым износ зубьев. При больших окружных усилиях применяются двух- и трехрядные роликовые цепи, конструкция которых аналогична рассмотренной. Детали приводных цепей делаются из специальных сортов легированных сталей и подвергаются термической обработке, что обеспечивает необходимую прочность и долговечность цепей. Все цепные передачи требуют постоянного ухода (смазка, регулировка) и выходят из строя в основном из-за износа шарниров цепей, который приводит к увеличению шага и удлинению самой цепи. К достоинствам цепных передач относятся: применимость в широком диапазоне межцентровых расстояний, малые габариты и масса, простота замены и высокий КПД. К недостаткам - возможность внезапного обрыва, удлинение вследствие износа и необходимость натяжных устройств, неравномерность скорости, особенно при малом числе зубьев звездочки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|