Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и формы русской пляски.. «Одиночная» (сольная) пляска




Виды и формы русской пляски.

В каждую историческую эпоху, различные русские народные танцы исполнялись не так, как в предыдущую, и это естественно, ведь каждое поколение отражает в танце свое мироощущение, свою культуру. Пляска, имевшая в древности религиозно-магический смысл и исполнявшаяся с определенной целью по религиозным праздникам, со временем, отделившись от обрядов, утратила ритуальный смысл, и превратился в бытовой танец, выражающий радостное настроение. Поэтому народный танец всегда современен и в наше время мы исполняем его с учетом современного уровня развития человека, невольно привнося в него современный жест.

На протяжении многих сотен лет русская пляска, развиваясь, приобретала устойчивые признаки — форму и стиль исполнения, традиционную тематику, песенное или музыкальное сопровождение, определенную композицию, количество участников и так далее, — признаки, которые определялись и подсказывались самой жизнью.

Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов — одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая пляска, — так и из видов, сложившихся в русском тайце и вошедших в быт русского человека в более позднее время — кадриль, полька, лансье и другие. Но народное творчество не стоит на месте. И в наше время русский пляска продолжает развиваться, творчески обогащаться его талантливыми исполнителями и сочинителями. Видоизменяя сообразно с требованием современной жизни содержание, стали появляться новые темы, отражающие социалистическую действительность. Под воздействием бурно развивающихся ансамблей народного танца, русских народных хоров, ансамблей песни и пляски и других художественных коллективов русский народный танец, особенно в художественной самодеятельности, обогатился новыми движениями, новыми построениями, фигурами, усложнилась композиция танца, форма его подачи, но те формы и виды, сформировавшиеся столетиями, продолжают оставаться первоосновой для ново создающихся. «Трудно создать новый хороший танец, в котором бы все компоненты — содержание, лексика, музыка, костюм — органично и творчески были слиты воедино. Но, опираясь на богатое народное наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского народа, советские хореографы имеют все возможности для того, чтобы создавать новые интересные танцы, прославляющие наших современников».

«Одиночная» (сольная) пляска

В одиночной пляске наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность и актерское дарование исполнителя. В ней раскрывается душа русского человека. Пляска — это самовыражение, полная самоотдача. Мужчина или женщина в любом возрасте, могут выйти в круг и отдать свое умение плясать на суд многочисленных зрителей. Исполнители не только сами получают огромное удовольствие от пляски, но и своей радостью и удалью, всегда вызывают восторг зрителей, заставляя окружающих переживать, веселиться и подплясывать вместе с ними.

Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя, поэтому она всегда очень индивидуальна, разнообразна и неповторима по своим движениям, манере исполнения, настроению. Исполнители одиночной пляски своими движениями кроме радости, удали и веселья могут передавать и глубокое любовное чувство, и юмор, и другие различные настроения, и переживания. Так, в старинной, очень популярной одиночной пляске «Спиря», плясун часто подражал пьяному человеку. «Эта остроумная пародия на подвыпившего человека, представляла собой фейерверк сложнейших, осмысленных положений, чередовавшихся в самом причудливом рисунке и построенных, главным образом на равновесии, под аккомпанемент балалайки, лиры или жалейки исполнитель демонстрировал образцы высокого мастерства. Он старался показать трезвым людям, на что они бывают, похожи, когда в состоянии опьянения пытаются плясать. Интерес такого зрелища, в основном зависел от умения талантливости исполнителя... »

Иногда, в одиночную пляску исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами сапожника, гончара, плотника и т. д. Такие пляски, как правило, исполняются мужским составом. В пляске «Горшечник» в одном из сел Курской области, плясун показывал весь процесс изготовления горшков. Парень медленно, с достоинством выходил в круг и, исполняя проходку, засучивал рукава, подвязывал фартук, закреплял волосы — готовился к работе. Затем, он замешивал ногами глину, где движения этого трудового процесса очень органично соединялись с дробными плясовыми движениями. Он притопывал, прыгал, подскакивал и делал различные дроби. Стоя на одной ноге, продолжая плясать, другой ногой он как бы крутил гончарный круг, одновременно показывая руками конфигурацию горшка, который он создавал. Обжигая руки, вынимал он затем горшки из печи. И в конце пляски, «дарил» готовые воображаемые горшки окружавшим его зрителям. Иногда, в одиночных плясках исполнители своими движениями, создают образы различных птиц, зверей, рыб и т. д.

Каждый исполнитель, внося в одиночную пляску свой характер, мастерство, движения, обязательно передает в ней и своеобразную манеру исполнения, присущую той местности, в которой исполняется пляска, или той, в которой родился и вырос исполнитель.

При всем разнообразии движений, манеры характера исполнения одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную традиционную форму построения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...