Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Женская одиночная» пляска. «Мужская одиночная» пляска




«Женская одиночная» пляска

 «Во всем танцевальном искусстве Европы нет такого танца, который бы мог превзойти русскую деревенскую пляску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской», - так ярко и с любовью писал в XVIII веке о женской одиночной пляске Якоб Штелин.

Чаше всего, женская пляска начинается с проходки по кругу. Выход, или зачин, — это, всего лишь, заявка на танец, на создаваемый образ. Мягкой плавной походкой или, как говорят, «выступной», скромно и с большим достоинством движется девушка. Шаг простой, но мягкий и плывущий — «плывет как лебедушка». В руках у девушки платочек, который она держит то одной, то в двух руках, она играет и любуется им, «играет» также верх ее корпуса, а руки «поют». Эта часть пляски представляет собой различные сочетания стройных и красивых поз. Затем идет музыкальное и танцевальное развитие пляски, темп и сложность движений нарастают. Девушка собирается выразить себя как можно полнее, пляшет все задорнее. «Девка пляшет, сама себя красит»— говорят в народе. Она исполняет «припадания», «ковырялочку», «веревочку», которые сочетаются с проходкой и излюбленными движениями русской женской пляски — дробями, дроби могут быть и быстрые—веселые, и мягкие—лирические, все зависит от характера исполнительницы и сопровождающей мелодии. Затем следует средняя часть пляски, где движения усложняются и темп, как правило, убыстряется. Одна за другой следуют разнообразные дроби и другие движения. Пляска достигает своей кульминации, затем следует финал. Обычно, к финалу, исполнительница приберегает какое-нибудь наиболее эффектное движение, которое заканчивается внезапной остановкой, как бы ставящей последнюю хореографическую точку. Часто в финале девушки используют вращения или повороты, соединенные с какими-либо движениями.

Блестящее описание одиночной женской пляски дает А. М. Горький в книге «Детство», вспоминая о своей бабушке: «... Она молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, вскинув тяжелую голову, и пошла по кухне, вскрикивая. Она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводи руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами. Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь, все веселее, — и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее... ».

«Мужская одиночная» пляска

Мужская одиночная пляска, чаще всего, начинается с исполнения, какого-то движения на месте. Парень выходит в круг. Исполнив заковыристое коленце, показав свою выходку, он встает, подбоченившись и тряхнув головой, говоря всем своим видом, вот, дескать, я каков, смотрите! - сделав паузу, чтобы окружающие вполне могли оценить его выходку, его стиль и молодцеватость он начинает проходку, чаще всего по кругу. Затем исполняется какое-либо движение и вновь проходка, затем снова движение и т. д. Темп песни или сопровождающей мелодии, сперва медленный, а затем постепенно все увеличивается. Элементы пляски в начале, также сравнительно просты, но постепенно их сложность непрерывно растет. В средней части, как правило, возрастает энергия исполнителя, которая вначале как бы сдерживается. Здесь и стремительность, и виртуозность пляски — хлопушки, дроби, присядки, разнообразные коленца как в калейдоскопе сменяют друг друга. Выделывая сложные и эмоциональные по своему накалу движения, исполнитель готовит себя к завершающей части пляски, к ее финалу. В финальной части, очень небольшой по времени, плясун исполняет энергичное и технически сложное колено (иногда два), которое резко, порой неожиданно заканчивает пляску. К финалу, как и в женской одиночной пляске, плясун обязательно приберегает очень выразительное, любимое и технически сложное движение. «Выдав» самое замысловатое коленце, парень неподвижно застывает в лихой и горделивой позе.

Одиночную русскую мужскую пляску, исполняемую мастером плясуном, нашим современником, ярко описывает писатель Василий Белов: «Ванька заиграл, а Сметана, избочась всем своим кряжистым корпусом, поставил носки сапог впритык, раздвинул нитки и звонко щелкнул каблуками; потом пошел по кругу, мелко-мелко перебирая с каблука на носок, плавно изгибаясь и поводя руками. Стук сапог становился все сильнее и чаше, и вот Сметана, выкидывая чуть кривые ноги, начал плясать изо всей правды, изо всей силы».

Существуют различные варианты исполнения женской и мужской одиночной пляски, но, как правило, построение в целом остается традиционным. Одиночную пляску исполняют под особо полюбившиеся и пришедшиеся по душе русскому человеку задорные, жизнерадостные, четкие по ритму плясовые песни и мелодии. Так, под старинную песню «Спиря, Спиря, Спиридон» плясали популярную старинную пляску «Спиря». Широко известная в народе пляска «Стрепак», исполнялась под мелодию того же названия.

«Мелодия плясовой песни для «трепака» отличается бешеным весельем, порывистым, стремительным течением, бойкой, точно топором рубящей, отчетливостью темпа, с каждой минутой все более и более ускоряемого, среди гика и свиста, пока, наконец, и песня, и пляска не превратятся в какой-то шумный и зычный вихрь страстного, вакханального увлечения. Когда слышишь эту песню и видишь саму пляску, трудно остаться равнодушным: невольно поддаешься этой мошной огневой вспышке молодецкого веселья и молодецкой удали, как-то дух захватывает, по телу пробегает бодрящая, Возбудительная дрожь, и ноги сами собой притопывают... ».

Одиночную пляску пляшут под такие широко распространенные и любимые народом песни, как «Камаринская» и «Барыня». Эти высоко эмоциональные, жизнерадостные, не умирающие мелодии дают огромный простор для фантазии пляшущих. Пляшут также под энергичные искрометные частушки и лирические страдания, под «русскую», под «деревенскую» и под многие, многие другие песни и мелодии. «Были бы песни, будет и пляска», «Голосом пляшет, а ногами поет» — говорят в народе.

В настоящее время одиночная пляска распространена в народе и пользуется большой любовью у русского человека. Пляшут ее на гуляньях и на различных вечерах. Мастера-исполнители, живущие и в деревне, и в городе, принимают участие в коллективах художественной самодеятельности. Они участвуют в различных конкурсах и смотрах. Особенно много плясунов-солистов выступает на районных и областных смотрах художественной самодеятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...