Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Массовый пляс.. «Групповая пляска»




Массовый пляс.

Массовый пляс — это древнейший вид русской пляски. Массовый пляс возникал в игрищах стихийно, непосредственно. Возникал он, не только от избытка сил и энергии, но и в связи с различными событиями в жизни русского человека: встречей весны, свадьбой, удачной охотой и т. д. Русский историк Н. М. Карамзин предполагает, что древний игрищный пляс состоял «из сильных порывистых движений, взмахивания руками, верчения на одном месте, приседаний и топтания ногами».

Массовый пляс, чаще исполняют в парах — один против другого. Пляшут и по одному, и по трое, и по четверо, но при этом вес же адресуют свои движения, свои эмоции кому-либо из пляшущих рядом. У каждого исполнителя массового пляса есть своя задача — не только показать себя в пляске, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом исполнитель.

В большинстве исполняемых массовых плясов других задач и условий, связывающее его участников, нет. Каждый исполнитель может войти и выйти из Пляса, не дожидаясь его окончания, в любой момент. Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с любым участником. Может покрикивать, похлопывать подсвистывать и петь частушку, когда ему захочется.

За многие века массовый пляс не изменил своего названия и своего содержания, лишь частично изменилась лексика, характер манера исполнения. Массовый пляс и в наше время широко распространен в народе. Он исполняется под те же мелодии, что и перепляс, и одиночная пляска, пляшут его всегда в быстром темпе, задорно. В некоторых областях он имеет свои местные названия. На Урале его называют «Общий пляс», «Большой пляс». В Ленинградской области существует «Плясовая рассыпная в 12 колен». В этом плясе перед его участниками ставится условие — каждый должен исполнить не меньше двенадцати колен, и все колена должны быть разные и не повторяться. Во многих областях России массовый пляс называют — «Рассыпная», «Рассыпуха», «Общая» и т. д. В селе Секирино Рязанской области на одном из праздников плясали «Общую», как говорят секиринцы — кто во что горазд. И действительно, на первый взгляд казалось, что на площадке беспорядок. Но на самом деле это было не так. В этом стихийно возникшем плясе существовал определенный порядок, определенная форма построения — парами.

Массовый пляс часто можно увидеть сейчас на демонстрациях, на вечерах в клубах и дворцах культуры, на свадьбах и т. д. На сцене, как в исполнении профессиональных коллективов, так и коллективов художественной самодеятельности массовый пляс встречается, к сожалению, очень и очень редко.

 

«Групповая пляска»

В групповой пляске, так же, как и в массовом плясе, может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. Групповая пляска обычно имеет определенное количество участников, ей присуща большая организованность, нежели массовому плясу. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение Различные фигуры и перестроения в групповой пляске должны быть срепетированы и четко отработаны исполнителями. В некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и, если кто-либо из участников отсутствует, пляска не получается, не «клеится», а ввести нового человека взамен отсутствующего бывает трудно: он может перепугать весь рисунок пляски. Иногда групповые пляски называют групповыми танцами или традиционными плясками.

Групповая пляска вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, перепляс. Несмотря на обязательное выполнение общего рисунка пляски, различных переходов, создание образа и так далее, групповые пляски дают исполнителям возможность показывать также и свое индивидуальное мастерство. В групповых плясках сохраняется элемент импровизации, но в меньшей степени, чем в индивидуальной пляске или переплясе.

Групповые пляски исполняют не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста, в редких случаях — люди пожилые. Чаще всего групповые пляски исполняются по парам или по тройкам в различных сочетаниях: парень и девушка, две девушки, или парень и две девушки, или два парня и одна девушка. Встречаются групповые пляски, исполняемые одними девушками или женщинами, еще реже одними парнями или мужчинами

Исполняются групповые пляски под популярные в народе песни и плясовые мелодии, под различные припевки, страдания, частушки. У большинства групповых плясок существует своя оригинальная мелодия или песня. Исполнять ту или иную пляску под другую мелодию бывает очень трудно, а порой просто невозможно, ведь каждая мелодия, каждая песня имеет определенный характер и стиль, присущий той или иной местности, и помогает раскрытию содержания пляски, одновременно, сохраняя суть пляса — соревнование. Пары располагались в произвольном порядке. Они были и женские, и мужские, и смешанные. Партнеры в каждой паре плясали или по очереди, или одновременно. Гармонист, находившийся в самой гуще пляса, выкрикивал частушку, содержание которой относилось ко всем, время от времени кто-нибудь из пляшущих пел частушку, адресованную своему партнеру. В течение всего пляса пары, стоящие рядом, изредка менялись партнерами. В каждой групповой пляске есть своя определенная задача и свое содержание, на протяжении столетий народ сознательно старался не усложнять групповые пляски слишком виртуозными движениями.

Это делалось не только для того, чтобы групповые пляски были более доступными для исполнения, но и для того, чтобы не утратить за этой виртуозностью главное — мысль, идею. В конечном результате все это и дало групповым пляскам долгую жизнь.

Групповые пляски очень разнообразны по своему содержанию, сюжетам и рисунку. Одни пляски навеяны наблюдениями над жизнью животных, птиц и являются «подражательными»: «Медведь», «Гусачок», «Журавель» и т. д. В этих плясках с помощью различных движений передаются характер, поведение и повадки животных, птиц. Другие пляски связаны с трудовыми процессами— «Толкуша», «Веретено», «Косари» и т. д. В них благодаря рисунку и движениям исполнителей раскрываются и имитируются различные трудовые процессы. Существуют пляски, в основе которых лежит построение или рисунок, от которого и происходит название пляски: «Звездочка», «Воротики», «Цепочка» и т. д. Названия многих групповых плясок связаны с количеством участвующих в них исполнителей: «Пятера», «Семера», «Восьмерка» и т. д. Есть названия, передающие характер исполнения пляски. «Метелица», «Сновуха», «Бешеная» и т. д. Есть пляски, получившие свои названия от движения исполнителей. «Дробушечка», «Гопотуха». «Перехватка» и т. д. Часто групповые пляски называются по песне, под которую они исполняются: «Сени», «Барыня», «Камаринская» и т. д. Но какую бы пляску мы ни взяли, как бы она ни называлась, групповая пляска всегда имеет точное место своего рождения и бытования. Гак, «Напарочка» — это вологодская пляска, «Тимоня» — курская, «Топтуша» — пермская, «Костеля» — новгородская, «Гусачок» — смоленская, «Карачанка» — саратовская и т. д. В этом особенноегь и своеобразие групповых плясок — каждая область, каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, свои традиционные песни и мелодии, традиционные формы построения, манеру исполнения, местный колорит.

Групповые пляски сочинялись одаренными, талантливыми плясунами, мастерами своего дела, шлифовались и отделывались народом десятки, сотни лет, пока не приобретали устойчивые, традиционные формы. Групповая пляска не обязательно должна быть сложной по рисунку, разнообразной по построению и состоящей из нескольких различных фигур Чаще всего это построение в две линии, квадратом или кругом. Например, «пляска под кугиклы» в Брянской области (село Дорожево). Основное построение этой пляски — две линии, то есть фигура «улица» или «стенка». Линии, состоящие из одних женщин или составленные из небольшого количества пар, стоят лицом друг к другу на небольшом расстоянии. У края линий лицом к пляшущим стоят четыре женщины, играющие на кугиклах. Таким образом, получается П-образное построение. Из одной линии выходит вперед женщина и начинает плясать, показывая свою выходку, свою пляску. Если пляшут парами, то могут выходить сразу двое — он и она. Пляска эта построена на импровизации. Исполнив какое-то количество движений, женщина или пара исполнителей становится на свое место, а из другой линии выходит женщина или пара исполнителей и начинает плясать, показывая свое мастерство. Все остальные участники, импровизируя, подплясывают на месте, не мешая основным исполнителям. После того, как исполнители из другой линии, наплясавшись, возвращаются на место, обе линии, повернувшись лицом к кугикильницам. начинают одновременно обходить их сзади. Линия, стоящая справа от кугикильниц, проходит ближе к ним. Пляшущие идут произвольно, кто простым, кто переменным шагом. Все они подплясываю, притопывают, подсвистывают на ходу, а женщины подергивают то одним, то другим плечом. После того как линии поменялись местами, на пляску выходили и другие исполнители. Затем снова переход и так далее.

Или пляска «рогульками» в Архангельской области (село Хотеново), которая состоит из одного построения — квадратом. Восемь женщин или девушек стоят парами по углам квадрата и пляшут, делая в основном переходы по диагонали, пара перед парой. Пляшут одна или одновременно две женщины — по одной из каждой пары, иногда две противоположные пары. Основное обязательное движение в этой пляске — мелкая непрерывная «дробная дорожка».

Многие групповые пляски имеют в основе своего построения круг. Это «Круговушка» в Оренбургской, «Круговая» в Пензенской, «Тимоня» в Курской областях и ряд других плясок. Возьмем для примера «Карагод». Название «карагоды» встречается и в Белгородской области, так как северные районы нынешней Белгородской области раньше входили в состав Курской губернии. Групповые пляски — карагоды — исполняются чаше всего по кругу, в сопровождении музыкальных инструментов, очень редко под песни.

Мужская пляска разнообразнее и техничнее, нежели женская. Парни движутся вокруг девушек более свободно, более азартно пляшут каждый около своей партнерши. Иногда, продолжая плясать, уходят от них за круг, а затем, лихо, исполняя какое- либо движение, вновь возвращаются.

Во время пляски они произвольно размахивают руками, наклоняются вперед, в сторону, приседают, подпрыгивают, очень крепко выбивают дроби всей стопой. Часто парни размахивают руками, двигая ими, как крылья мельницы. Они высоко поднимают вытянутую правую руку, а затем через сторону опускают ее вниз. Одновременно вверх поднимается левая рука и т. д.

Очень типичное движение в пляске, когда парень, наклонив корпус вперед и отведя его немного вправо, смотрит на девушку снизу-вверх. Правая рука при этом согнута перед собой на уровне груди, а левая, согнутая в локте, заведена за спину. Кисти обеих рук сжаты в кулаки и не прикасаются к корпусу. В этом положении парень, притопывая на каждую четверть поочередно то одной то другой ногой, продвигается вперед - влево. При этом правое плечо постепенно разворачивается вперед по ходу движения. При перемене рук меняется и положение корпуса, и направление движения. Парни, то подчеркивают исключительное внимание и уважение к своим партнершам, то начинают показывать свою выходку перед ними — «петушиться». Хотя каждый из участников импровизирует на ходу, и многие его движения отражают индивидуальность исполнителя, все пляшущие сохраняют общий рисунок — движение тройками по кругу. Вообще, наличие единой композиции — существенная и обязательная особенность групповой пляски.

Есть групповые пляски с более сложным построением. Они включают в рисунок две, три и более фигур. Это пляска «Восьмерка» в Архангельской, «Корзиночка» в Ярославской, «Карачанка» в Саратовской, «Бешеная» в Брянской областях и многие другие

Групповые пляски очень разнообразно представлены как в самодеятельных, так и в профессиональных хореографических коллективах, народных хорах и ансамблях. Каждая область, каждая местность выносит на суд зрителей обработанную с учетом сцены свою традиционную самобытную пляску. Перенесенные на сценическую площадку, эти пляски не только доставляют радость и эстетическое наслаждение зрителю, но и дают возможность еще больше познать жизнь русского человека, его обряды, обычаи, а также разнообразие местных особенностей исполнения. Такие пляски воспитывают уважение и любовь к несметному хореографическому богатству русского народа. Эту большую творческую работу проводят многие балетмейстеры, перенося на сцену жемчужины народного творчества.

Групповые пляски, обработанные для сцены талантливым балетмейстером, который, обогатив лексику и рисунок пляски, бережно и любовно сохраняет их самобытность, манеру исполнения и мысль, обогащенные таким образом, часто вновь возвращаются к себе на родину. Народ иногда полностью, иногда частично принимает эти пляски и исполняет их как свои. Групповые пляски, творчески обработанные для сцены, часто продолжают свою жизнь в новом виде, как народные пляски. Можно привести много таких примеров из практики наших ведущих балетмейстеров: пляски «Тимоня», «Давыдковская кадриль», поставленные Г. А. Устиновой в хоре имени Пятницкого, «Шестера», поставленная О. Н. Инязевой в Уральском хоре, «Похвистневская кадриль», поставленная М. С. Чернышевым в Волжском хоре, и др.

Но на сцену переносятся не только конкретные групповые пляски, на основе бытующих в народе и записанных плясок, балетмейстеры создают оригинальные групповые пляски, сюиты, хореографические композиции, обобщающие характер и манеру исполнения, типичные рисунки и колорит плясок той или иной области, края или отдельной зоны.

Это относится к таким пляскам, как, например, «Вензеля» в постановке И. А. Моисеева, «Сибирь» в постановке Н. С. Надеждиной, «Волжская пляска» в постановке Т. А. Устиновой и многие другие.

Новые постановки отражают также современную тематику. В пляски вводятся интересные сюжеты, при глубоко национальном колорите в них еще больше усиливается роль действующих лиц, еще четче обрисовываются характеры. Здесь можно назвать «Партизаны» в постановке И. А. Моисеева, «Вечерком на реке» в постановке Н. С. Надеждиной, «Королева полей» в постановке Т. А. Устиновой и др.

Так групповая пляска продолжает жить и развиваться в новых общественных условиях, в условиях социалистического общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...