Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Перепляс»




Перепляс — это соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений, это показ индивидуальности исполнителя, его характера, демонстрация виртуозности исполнения движений — колен. В переплясе, как правило, нет строго установленной композиции. В основе исполнения его лежит индивидуальное творчество плясунов — постоянное сочинение ими движений и импровизация в момент исполнения. Интересное описание перепляса дает исследователь Дона, А. А. Казмин: «Наконец, затягивают плясовую, выступают плясуны, которые, став друг против друга, попеременно начинают плясать, вводя каждый раз новое колено—фигуру. Этим «коленам и счету нет: пляшут на ногах, пляшут на животе, пляшут на спине и даже на голове, а именно: когда проделают обыкновенные фигуры, один из плясунов становится на голову и выделывает ногами под пение разные фигуры».

Принять участие в переплясе неподготовленный человек не мог, для того чтобы переплясать своего соперника, надо было знать много колен, много тренироваться. И исполнители, задолго до соревнования, готовились к нему. Часто репетировали в одиночку или вдвоем с товарищем где-нибудь вдали от дома или на лесной поляне, придумывали новые колена, ревниво храня свои секреты. Некоторые плясуны-мастера, знали по пятьдесят и более колен. О соревновании плясунов, было известно заранее, задолго, иной раз в нем принимало участие несколько пар исполнителей. Выйти на такое соревнование было делом ответственным, ведь на него собирались не только местные жители, но съезжались и из окружающих сел, деревень и народ строго и взыскательно судил исполнителей.

В старинном традиционном русском переплясе участвовали два парня или же двое молодых мужчин, девушки в нем участия не принимали. Мастера-плясуны соревновались до полной победы — кто кого перепляшет. Плясуны состязались в основном по количеству движений — колен. Кто больше исполнит различных движений, тот и оказывался победителем. Учитывалось и мастерство исполнения — чем техничнее и изобретательнее были плясуны, чем интереснее они выделывали колена, тем больший интерес вызывало соревнование. В переплясе виртуозность исполнителей часто достигает предела.

Старинный русский перепляс имеет свою традиционную форму построения и устоявшиеся правила, по которым шло исполнение. Парни выходили в круг, вставали на некотором расстоянии друг против друга и плясали только по одному, по очереди. Начинавший перепляс делал проходку, показывая свою манеру, свою выходку, свой характер, затем исполнял движение и становился на место, вызывая жестом, притопом или кивком головы своего соперника.

Второй плясун, приняв вызов, исполнял свою проходку. Показав свою манеру, свой характер, он обязан был повторить движение соперника, а затем, после небольшой проходки, выдать свое заковыристое коленце и вновь вызвать в круг соперника. Первый плясун, пройдя по кругу, повторял его движение и после небольшой проходки исполнял свое новое движение. Таким образом, плясали до полной победы одного из двух. По-разному складывалось исполнение перепляса: иногда один из пляшущих, особенно если он встречался с незнакомым соперником, постепенно усложнял свои движения, приберегая самые сложные под конец перепляса. А другой сразу ошарашивал противника каким-нибудь эффектным коленцем. Плясуны исполняли не только заранее подготовленные и выученные движения, но часто импровизировали в момент пляски. По правилам перепляса повторяемые движения в счет не идут. Вот один из плясунов начинает повторять движения, а другой показывает все новые и новые, победа явно на его стороне. «Тридцать фигур! » — громко объявляют его болельщики, а у соперника всего лишь двадцать три. Соперник уходит побежденным до следующего состязания.

Соревнование в переплясе могло идти не только по количеству движений. Иногда ставилось условие — при исполнении не улыбаться.

Плясуны, исполняя различные движения, должны были сохранить невозмутимое и серьезное выражение лица, а зрители, стоявшие вокруг, старались рассмешить их, и, если кто-нибудь из плясунов первый улыбнется или рассмеется, он сразу же выбывал из перепляса. Со временем, в переплясе появились новые правила, колена, показанные соперниками, не повторяются, и они оба пляшут одновременно, не придерживаясь тех правил исполнения традиционного перепляса, о которых говорилось выше.

С изменением, бытового уклада и отношений между людьми изменился и состав перепляса. В нем стали принимать участие девушки и молодые женщины, а также пожилые люди, как мужчины, так и женщины. В переплясе появились новые черты исполнения, возникают новые разновидности перепляса - когда его исполняют две женщины, органично в действие входит частушка. Следовательно, в соревнование теперь заключалось не только в пляске, но и в остроумии, и в поэтическом творчестве.

Перепляс и в настоящее время является в народе одним из популярных видов русского народного танца. Это очень доступный вид русской пляски. Все желающие могут принять в нем участие, хотя одновременно участвуют только двое. В народе есть много талантливых плясунов, которые продолжают развивать традиции перепляса и соревнуются между собой, выявляют сильнейших. Во многих областях России дома народного творчества проводят такие состязания: сначала по деревням, затем по районам, а лучшие плясуны уже выступают на областных смотрах. Характер исполнения перепляса— соревнование — очень близок по духу нашему времени.

Перепляс распространен по всей территории России. В каждой области под баян или гармошку, гитару, балалайку, исполняющие песенную мелодию, присущую этой области, или общеизвестные распространенные мелодии: «Барыня», «Камаринская», «Полянка» — пляшут разнообразные переплясы. Иногда они исполняются под частушки. Многие переплясы получили определенные названия: «Рассыпухи» (Астраханская область), «Рязаночка», «Елецкого» (Рязанская область), «Мотанечки» (Саратовская область), «Ой рива, рива» (Брянская область) и другие.

Один из таких переплясов — «Топтушка» — бытует в селе Дорогорском Архангельской области. Это интересный и своеобразный перепляс, в котором принимает участие неограниченное количество исполнителей, но пляшут не все сразу, а по очереди, по парам — парень и девушка, остальные стоят по кругу. В начале перепляса в круг выходит самая смелая пара — «заводилы», они пляшут одновременно, друг перед другом, показывая свои лучшие движения. Через какое-то время пляс прекращается, но гармонист продолжает игру и внимательно следит за действиями этой пары. Девушка указывает правой или левой рукой на любую другую девушку, стоящую в круге, предлагая вместо себя замену. Если парень не согласен на смену партнерши, то, посмотрев в сторону девушки и оценив обстановку, топает ногой — это отказ, и его партнерша не может уйти из круга, она должна продолжать перепляс. Проплясав еще какое-то время, девушка вновь предлагает замену, указывая рукой уже на другую девушку. Или снова отказ-притоп, или согласие — парень делает поворот вокруг себя за четыре простых небольших шага, руки при этом свободно опущены вниз. Девушки меняются местами, гармонист с новым подъемом начинает играть «Русскую». Парень и вновь вышедшая в круг девушка продолжают перепляс. Теперь наступает очередь парня вызвать себе замену. Перепляс останавливается, но гармонист продолжает парень показывает правой или левой рукой на парня, стоящего в круге. Девушка, посмотрев на него, или дает отказ — топает правой ногой, одновременно делая движение правой рукой от себя, от локтя, или же соглашается — делает поворот вокруг себя за четыре небольших шага; движение рук при этом произвольно. Бывает, что и девушка, и парень дают согласие на замену с первого раза.

Хотя исполнение перепляса, в основном построено на индивидуальности исполнителя, в нем можно видеть и отражение местных особенностей исполнения. Так, в описанном выше дорогорском переплясе исполнители пляшут в манере присущей пляскам Архангельской области: довольно сдержанно, почти совсем не улыбаясь, руки не поднимаются выше плеч, чаще всего они опущены.

Перепляс, прочно вошел и в репертуар самодеятельных и профессиональных коллективов. На сцене можно видеть много разновидностей перепляса. Переплясы сочиняются постановщиками на различное количество исполнителей — бывает двое, трое, четверо, пятеро и больше участников. Есть переплясы, исполняемы одними парнями — мужские переплясы, или одними девушками - девичьи переплясы, но бывают и смешанные переплясы. Есть переплясы солдатские, матросские и др. Часто на сцене одновременно пляшут несколько человек с одной стороны и несколько человек с другой, не и при этом задача и характер исполнения народного парного перепляса сохраняются.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...