«Парная пляска»
Исконно русская, очень красивая пляска, при исполнении которой возраст уже имеет большое значение. Парную пляску в основном исполняют парень и девушка, реже молодые мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. В парной пляске участвуют любящие, или симпатизирующие друг другу люди. Содержание парной пляски — как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Парные пляски вышли и развились из очень древних свадебных обрядов. Чаще всего, это свадебные пляски, которые исполнялись молодыми на второй день свадьбы Парная пляска не имеет строго установленного рисунка. Она вся построена на импровизации исполнителей, и каждая пара вносит в пляску свои движения, свою манеру. Исполнители разнообразят композицию пляски, исходя из своих возможностей и способностей. Но для всех парных плясок существует одно обязательное условие исполнения, одна цель и задача: исполнители посредством разнообразных движений должны донести чистоту отношений, целомудрие и взаимную любовь. Русский этнограф А. Терещенко, так описывает парную пляску, увиденную им на свадьбе: «Молодец, надев шапку набекрень, выходит на середину, расхаживает спесиво и посматривает на красных девиц. Одна, которая ему давно нравится, составляет предмет его поисков, — он ищет ее. Он нашел ее здесь, подходит к ней и, сняв шапку правой рукой, с важностью просит наклонением головы начать с ним русскую. Выходит, девица-душа — молодец первый начинает плясать. Подбоченясь одной рукою, он пламенными телодвижениями выражает любовь свою: то манит к себе, то прижимает свою руку к груди, мысленно обнимает и расстается». В парной пляске, как правило, нет того бурного нарастания и энергии исполнения, как в одиночной пляске, она более ровная по темпу, не столь острая по ритму и не насыщена виртуозными движениями. Это и понятно, ведь в парной пляске не демонстрируется личное мастерство, девушка и парень не состязаются в технике исполнения, они раскрывают свои взаимоотношения.
Парную пляску, чаще всего, начинает парень, девушка реже приглашает парня на пляску. Иногда, парень и девушка выходят в крут одновременно. После короткого приглашения — вступления — начинается сама пляска, которая очень незначительно развивается как по темпу, так и по сложности исполняемых движений. Пляску можно условно разделить на две, очень неравные части. Все движения парня и девушки, особенно в первой части пляски, исполняются мягко, без громких стуков, лирично, в определенном настроении, выражающем их чувства. Вся пляска идет как бы на полутонах. Исполнители больше пляшут вместе — один вокруг другого или же друг перед другом, а отдельные движения исполняют одновременно. Постепенно, по ходу развития пляски, парень и девушка с помощью своих движений и яркой богатой мимики раскрывают друг перед другом разнообразные грани своих душевных чувств — застенчивость, ласку, гордость и т. п. Но, несмотря на обоюдные симпатии, а порой и близкие отношения, парень в традиционной парной пляске не обнимал девушку, и даже не брал ее за руки, а девушка не клала свои руки на плечи парня, хотя парень и девушка в пляске «ласкались как голуби. Эту характерную особенность в исполнении парной пляски, заметил русский этнограф Георги Иван Иванович (Иоганн Готтлиб). «... Оная пляска весьма изразительна (выразительна). Плясунья складывает руки накрест к грудям, помавает (Помахивает) плясуну перстом, пожимает плечами, и тотчас уклоняется от него, наклоняя голову и поглядывая на него нежно сбоку, без всякого подавания ему рук... В пляске, называемой «Голубец», изображают телодвижениями ласканье голубей... ».
В парной пляске, парень исполняет разнообразные движения: «веревочки», «ковырялочки», «переборы», полуприсядки. иногда полные присядки. Широко используются различные шаги, особенно переменный шаг с разнообразными акцентами и в сочетании с притопами и дробями. Одним из обязательных движений парной пляски, является «голубец». «Голубец» исполняется как парнем, так и девушкой. Каждый пляшет его в своем характере и с различной силой ударов в пол. При исполнении движения «голубец», создается полное впечатление, что влюбленные переговариваются — воркуют. Есть момент в пляске, когда парень и девушка исполняют «голубец» одновременно. Во второй части пляски, особенно к ее концу, темп все же немного увеличивается, движения, особенно у парня, усложняются, он старается показать девушке свою удаль. Лишь иногда в финале парень и девушка, взявшись за руки, делают несколько поворотов по кругу, еще реже бывает, чтобы парень, обняв девушку, кружился вместе с ней. Пляска, как правило, заканчивается в середине круга обоюдным поклоном. Парень и девушка благодарят друг друга за пляску. Парная пляска исполняется под многие распространенные в народе свадебные, любовные, хороводные и плясовые песни, такие, как «При долинушке калинушка стоит», «У голубя, у сизого», «Во колодце водица холодна» и т. д. Часто, парная пляска исполняется в сопровождении различных музыкальных инструментов. Этот вид русской пляски редко, но встречается в народе и в настоящее время. Парная пляска продолжает оставаться интимной пляской двух любящих сердец. Она, как и прежде, чаще всего исполняется на свадьбах, реже на вечерах и гуляньях. Парную пляску можно видеть и на сцене в исполнении самодеятельных и профессиональных артистов. Но, к сожалению, в пляске, исполняемой на сцене, характер исполнения часто искажается, пропадает чистота отношений парня и девушки. В 1944 году в Государственном русском народном хоре Имени Пятницкого Т. А. Устиновой была поставлена парная пляска, которая сопровождалась русской народной песней «А я по лугу», исполняемой хором. Эта прекрасная в своей чистоте парная пляска до сих пор украшает репертуар хора имени Пятницкого. Т. Устинова и автор этих строк были первыми ее исполнителями. В 1948 году Государственный ансамбль народного танца показал в постановке И. А. Моисеева программу «два Первомая», где во второй ее части — «Победный Первомай» — под музыку известной песни советского композитора М. Блантера «Под звездами балканскими» артистами А. Лактиновой и М. Шишкиным была исполнена парная пляска. Они создали яркие образы двух русских советских людей. Парень — офицер-гвардеец, возвратившийся домой после победы, и девушка-невеста, которая ждала его долгие годы войны. Пляска называется «Возвращение». Это долгожданная встреча любящих друг друга людей, ярко выраженная в русской парной пляске. В этой изумительной по своему характеру и настроению пляске, нет виртуозных движений, какого-то бодрячества, перепляса. В ней прекрасно выдержаны отношения пляшущих, в ней сохранены все признаки, характеризующие этот вид русской пляски.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|