Обеспечение необходимого уровня освоения дисциплины
Результаты изучения дисциплины «Конфликтология» достигаются за счет использования в ходе обучения следующих активных методов и форм обучения в процессе освоения обозначенных выше знаний, умений, общекультурных и профессиональных компетенций: проблемных лекций; эвристических бесед; групповых дискуссий; анализа собственного опыта участия в конфликтах; разбора конкретных конфликтных ситуаций; моделирования конфликтных ситуаций и поведения в них; тестирования как способа психодиагностики; игровых процедур; обсуждения учебных, научных, публицистических, художественных текстов; обсуждения художественных, научно-популярных, мультипликационных фильмов; тестирования как способа проверки и контроля; написания и презентации эссе; написания и защиты исследовательских работ. Контроль уровня освоения дисциплины включает в себя: текущий контроль; промежуточный контроль в форме зачета для очной формы обучения; итоговый контроль в форме экзамена для очной формы обучения; итоговый контроль в форме зачета для заочной формы обучения.
Объем дисциплины и виды учебной работы Дисциплина «Конфликтология» входит в вариативную часть профессионального цикла (Б.3) дисциплин учебного плана и является обязательной для изучения. Дисциплина изучается студентами очной формы обучения на III курсе в VI семестре в течение модулей 11 и 12. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных модуля, или 144 учебных часа, в том числе 32 часа лекций, 32 часа семинаров, 80 часов самостоятельной работы.
Распределение часов по темам и видам учебной работы
В – всего; Л – секции; С – семинары; СР – самостоятельная работа.
Содержание дисциплины Тема 1. ФЕНОМЕН КОНФЛИКТА Актуальность изучения конфликтов. Конфликты и прогресс. Конфликты – поворотные моменты в жизни человека. Конфликты – причины гибели людей. Рефлексия конфликтов. Отношение к конфликту в советскую эпоху. Толерантность и конфликт. Цель, задачи, структура и содержание дисциплины «Конфликтология». Развитие представлений о сущности конфликта. Понимание конфликта в Античную эпоху. Трактовка конфликта в ранней христианской философии. Отношение к конфликту в эпоху Возрождения и в эпоху Реформации. Осмысление конфликта в век Разума и в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.). Конфликт в науке и философии XIX в. Интерпретации конфликта в ХХ в. Междисциплинарное изучение конфликта. Развитие конфликтологии в начале XXI в. Взаимодействие конфликтологии и других наук. Современное понимание конфликта. Причины конфликта. Управление конфликтом. Функции конфликта. Конструктивные и деструктивные функции конфликта. Последствия конфликта.
Тема 2. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ Характер и особенности внутриличностных конфликтов. Внутриличностные конфликты в теории К. Левина: конфликт приближения приближения, конфликт приближения избегания, конфликт избегания избегания. Психоаналитическая интерпретация внутриличностных конфликтов: Сверх-Я и Оно; когнитивный диссонанс. Тенденция конфликта повышать свой уровень. Характер и особенности межличностных конфликтов. Структура межличностного конфликта. Конфликтная ситуация; субъекты и объект конфликта; инцидент. Формула конфликта. Динамика межличностного конфликта. Конфликтогены. Эскалация конфликта. Я-высказывание. Искажение восприятия в конфликте. Искажение конфликтной ситуации в целом. Искажение восприятия мотивов, действий, личности оппонента. Степени искажения по мере развития конфликта. Искажения и потеря информации при обычном общении. Разрешение межличностных конфликтов. Проведение управляемого конфликта по А. Егидесу. Четырехшаговый метод переговоров Д. Дэна. Психологическое айкидо М. Литвака. Переговоры по Р. Фишеру и У. Юри. Понимание стратегии поведения в конфликте. Тест Томаса. Пять возможных стратегий поведения в конфликте: борьба, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество. Преимущества и недостатки каждой из стратегий. Продуктивность стратегии сотрудничества. Регуляторы конфликтного взаимодействия. Лабораторные игры Дойча. Стратегии взаимодействия: альтруистическая, сдерживающая, некарательная. Сравнение эффективности стратегий. Закон социальных отношений Дойча. Классификация конфликтов. Возможные основания для классификации конфликтов: по количеству участников, предмету, сфере протекания, потребностям, характеру протекания, степени рациональности, иерархии, типу и характеру искажений. Основания возникновения конфликтов. Конфликты по Э. Берну. Общение по Э. Берну. Три состояния личности: родитель, взрослый, ребенок. Трансакции. Трансактный анализ. Скрытые трансакции. Игры. Тест Ребенок–Взрослый–Дитя. Профилактика конфликтов с помощь НЛП. Возникновение и сущность нейролингвистического программирования. Основные положения НЛП. Возможности НЛП в управлении конфликтами. Подстройка; каналы восприятия.
Тема 3. ЧЕЛОВЕК В КОНФЛИКТЕ Конфликты и личность. Характерные черты конфликтной личности. Акцентуации личности и их конфликтологическая интерпретация. Эпилептоидный тип. Паранояльный тип. Демонстративно-истероидный тип. Гипертимный тип. Шизоидный тип. Психостенический тип. Сензитивный тип. Конформный тип. Циклоидный тип. Лабильный тип. Астено-невротический тип. Поведение в конфликте каждого типа акцентуации. Тесты Айзенка. Конфликты и творчество. Творчество как вариант сублимации конфликта. Базовые формы сублимации энергии конфликта. Высвобождение энергии конфликта в процессе творчества. Преимущества самореализации в творчестве. Мотивация творчества. Конфликты и возраст. Особенности конфликтов, связанных с возрастными кризисами человека. Кризисы детства: новорожденности, трех и семи лет. Кризис переходного возраста. Кризис вхождения во взрослую жизнь (20–22 года). Кризис 30 лет (30–33 года). Кризис середины жизни (38–40 лет). Кризис средних лет (45–50 лет). Кризис выхода на пенсию. Конфликты и стресс. Виды стресса, стрессор, структурная составляющая стресса. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса. Оценка стимула, локус контроля. Фазы переживания стресса: острый эмоциональный шок; психофизиологическая демобилизация; стадия разрешения; стадии восстановления. Стрессогенное общение: замирание, экспансия, стирание старых норм, стабилизация ролевого статуса. Общение в группе. Тенденции, консолидирующие и дезорганизующие группу. Общение в условиях групповой изоляции. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. Тема 4. КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ Конфликты в организации и особенности их классификации. Типы конфликтов в организации. Организационные, производственные, трудовые, инновационные конфликты. Социально-психологические основы управления конфликтом в организации. Стратегии и методы управления конфликтами в организации. Организационная культура организации в ее взаимосвязи с конфликтами. Конфликты и составляющие организационной культуры. Методы организационной культуры и возможные конфликты в них. Эффективность организационной культуры. Коммуникативные технологии управления конфликтами в организации.
Руководитель как субъект управления конфликтом в организации. Конфликтологическая компетентность руководителя. Управление конфликтами как организационно-технологический процесс. Алгоритм деятельности руководителя по управлению конфликтом. Стили управления конфликтом в организации. Методы анализа конфликта в деятельности руководителя организации Понятие медиации. Принципы медиации: беспристрастность, добровольность, конфиденциальность. Случаи использования медиации. Функции медиатора. Типы медиации и медиаторов. Стадии процесса медиации: формирование структуры доверия; анализ фактов и выявление проблем; поиск альтернатив; переговоры и принятие решения; составление итогового документа; правовая процедура и утверждение соглашения; выполнение, пересмотр и корректировка соглашения. Тема 5. КОНФЛИКТЫ В ОБЩЕСТВЕ. КОНФЛИКТ И АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Конфликты в различных сферах жизни общества. Социально-классовые конфликты. Политические конфликты. Международные конфликты. Дипломатические конфликты. Военные конфликты. Правовые конфликты. Национальные конфликты. Религиозные конфликты. Конфликты в образовании. Конфликт и агрессия. Источники агрессии. Определения агрессии: антисоциальная и просоциальная агрессия, допустимая агрессия. Гнев. Источники гнева: нападения, фрустрация, желание мести, соперничество, атрибуции. Атрибуция и постоянная агрессия. Агрессивное поведение. Научение агрессии. Схемы агрессии. Социальные нормы. Заражение насилием и деиндивидуализация. Культура чести. Наказание и возмездие. Снижение фрустрации и вероятность нападения. Усвоенные запреты. Перенос агрессии. Катарсис. Демонстрация насилия в средствах массовой информации. 2.4. Тематика лекционных занятий и вопросы для самопроверки Модуль 11 Лекция 1. КОНФЛИКТЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И АКТУАЛЬНОСТЬ ИХ ИЗУЧЕНИЯ Вопросы для самопроверки: 1. По вашему мнению, знания о конфликтах с древних времен приобрели большую или меньшую актуальность? Аргументируйте свою точку зрения. 2. Связан ли научно-технических прогресс с возрастанием актуальности конфликтологии? Если связан, то почему? 3. Можно ли приобрести необходимые для жизни и работы знания о конфликтах только из своего жизненного опыта? Могут ли заменить знания о конфликтах, полученные на основе своего опыта, знания, почерпнутые из книг?
Лекция 2. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Вопросы для самопроверки: 1. Сравните конфликтологические идеи Эразма Роттердамского и Никколо Макиавелли. 2. Когда конфликтология как наука стала формироваться в нашей стране? 3. Раскройте потенциал конструктивной функции конфликта. Лекция 3. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ Вопросы для самопроверки: 1. Чем опасны внутриличностные конфликты? 2. Каким условиям должен отвечать предмет межличностного конфликта? 3. Почему и каким образом происходит эскалация конфликта. Лекция 4. СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ Вопросы для самопроверки: 1. В какой конфликтной ситуации может быть оправдана стратегия избегания? 2. Чем различаются стратегии компромисса и сотрудничества и что между ними общего? 3. Можно говорить, что одна из стратегий поведения в конфликте являются более продуктивной по сравнению с другими стратегиями? Обоснуйте свою точку зрения. Лекция 5. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ Вопросы для самопроверки: 1. Для чего нужны классификации конфликтов? 2. Сравните классификации конфликтов по предмету и по искажению. Какая из этих классификаций представляется вам наиболее удобной и почему? 3. Что такое безатрибутивный конфликт. Приведите примеры безатрибутивных конфликтов. Лекция 6. КОНФЛИКТЫ ПО Э. БЕРНУ Вопросы для самопроверки: 1. Чем занимается трансактный анализ? 2. Что такое дополнительная трансакция? Приведите примеры дополнительных трансакций. 3. Когда происходит конфликт с точки зрения трансактного анализа? Лекция 7. КОНФЛИКТЫ И ЛИЧНОСТЬ Вопросы для самопроверки: 1. Назовите характерные черты конфликтной личности. 2. Что такое акцентуации характера? 3. Какие акцентуации способствуют конфликтам? Лекция 8. КОНФЛИКТЫ И ТВОРЧЕСТВО Вопросы для самопроверки: 1. Что такое деструктивная самореализация? В чем заключается ее специфика? 2. Каким образом контроль над кризисным состоянием может быть обретен с помощью веры? 3. Можно ли рассматривать творчество в качестве наиболее продуктивного способа реагирования на конфликт? Ответ обоснуйте. Лекция 9. КОНФЛИКТЫ И ВОЗРАСТ Вопросы для самопроверки: 1. Какие возрастные кризисы переживает взрослый человек и как они проявляются? 2. Как переживание возрастных кризисов влияет на конфликтное поведение? 3. Сравните кризис вхождения во взрослую жизнь и кризис средних лет с точки зрения возможных изменений конфликтного поведения человека. Лекция 10. КОНФЛИКТЫ И СТРЕСС Вопросы для самопроверки: 1. Что такое стресс и как он может влиять на конфликтное поведение человека? 2. Что такое локус контроля и как он связан с переживаниями стресса? 3. Опишите поведение человека на разных этапах переживания стресса.
Модуль 12 Лекция 11. КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ Вопросы для самопроверки: 1. Какие типы конфликтов наиболее типичны для организации и почему? 2. Охарактеризуйте типологию конфликтов по иерархии. 3. Нужно ли стремиться к тому, чтобы организация функционировала и развивалась без конфликтов? Ответ обоснуйте. Лекция 12. РУКОВОДИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ Вопросы для самопроверки: 1. Охарактеризуйте различные стили управления с точки зрения их потенциальной конфликтогенности. 2. Что необходимо делать руководителю для профилактики деструктивных конфликтов в организации? 3. Какие методы управления конфликтами наиболее целесообразно использовать руководителю? Лекция 13. МЕДИАЦИЯ КОНФЛИКТОВ Вопросы для самопроверки: 1. В каких случаях в конфликтных ситуациях применяется медиация? 2. Какие функции может брать на себя медиатор? 3. Назовите стадии проведения медиации и раскройте их содержание. Лекция 14. КОНФЛИКТЫ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Вопросы для самопроверки: 1. Охарактеризуйте стадии развития политического конфликта. 2. В чем заключается конфликтогенность анклавных рынков труда? 3. Какой конфликт можно считать педагогическим? Лекция 15. КОНФЛИКТ И АГРЕССИЯ Вопросы для самопроверки: 1. Откуда возникает агрессия? 2. Нужна ли агрессия человеку в современном обществе? Обоснуйте свою точку зрения. 3. Что такое просоциальная агрессия? Каковы ее функции? Лекция 16. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Вопросы для самопроверки: 1. Что такое культура чести? 2. Какую роль в агрессивном поведении человека играет деиндивидуализация? 3. Возможно ли каким-либо образом нейтрализовывать агрессию, возникающую в процессе общения? Планы и формы проведения семинарских занятий Модуль 11 Семинар 1. МОЯ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К КОНФЛИКТУ Семинар проходит в форме практического занятия. На семинарском занятии под руководством преподавателя студенты выполняют практические задания: 1. Рисунок конфликта. 2. Признаки конфликта в коллективе. 3. Шкала конфликта. 4. Схема конфликта. 5. Открытый конфликт. 6. Направленность реакции во фрустрирующих ситуациях. 7. Тест «Капитан, рулевой, пассажир». Семинар 2. АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ КОНФЛИКТА, Семинар проходит в форме презентации эссе. Студенты пишут эссе «Анализ причин и последствий конфликта». Студенты выступают на семинаре с презентацией своих эссе. Презентация готовится в произвольной форме. Она должна отражать структуру и основное содержание эссе. Для выступления каждому студенту предоставляется до пяти минут. Затем проведенная презентация обсуждается в группе. Все эссе в конце семинарского занятия в письменном виде сдаются преподавателю. Текст эссе обязательно должен состоять из семи частей, каждую из которых необходимо пронумеровать и озаглавить так, как указано ниже: 1. Описание конфликта. 2. Анализ причин конфликта. 3. Анализ предполагаемых ожиданий последствий конфликта каждым из его участников; 4. Анализ очевидных реальных результатов конфликта. 5. Анализ возможных способов предотвращения конфликта. 6. Уроки, извлеченные мной из конфликта. 7. Список литературы. Семинар 3. УПРАВЛЯЕМЫЙ КОНФЛИКТ Семинар проходит в форме практического занятия. На семинарском занятии под руководством преподавателя студенты выполняют практические задания: 1. Проигрывание конфликта по А. Егидесу. 2. Тест Томаса. Семинар 4. АНАЛИЗ КОНСТРУКТИВНОЙ И ДЕСТРУКТИВНОЙ ФУНКЦИЙ КОНФЛИКТА, УЧАСТНИКОМ ИЛИ ОЧЕВИДЦЕМ КОТОРОГО ВЫ ЯВЛЯЛИСЬ Семинар проходит в форме презентации эссе. Студенты пишут эссе «Конструктивные и деструктивные функции конфликта». В эссе анализируются конструктивные и деструктивные функции конфликта, участником или очевидцем которого был автор эссе. Студенты выступают на семинаре с презентацией своих эссе. Презентация готовится в произвольной форме. Она должна отражать структуру и основное содержание эссе. Для выступления каждому студенту предоставляется до пяти минут. Затем проведенная презентация обсуждается в группе. Все эссе в конце семинарского занятия в письменном виде сдаются преподавателю. Текст эссе обязательно должен состоять из семи частей, каждую из которых необходимо пронумеровать и озаглавить так, как указано ниже: 1. Описание конфликта. 2. Анализ конструктивных функций конфликта. 3. Анализ деструктивных функций конфликта. 4. Анализ очевидных наступивших позитивных результатов конфликта. 5. Анализ очевидных наступивших негативных результатов конфликта. 6. Уроки, извлеченные мной из конфликта. 7. Список литературы. Семинар 5. МЕТОДИКИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Семинар проходит в форме практического занятия. На семинарском занятии под руководством преподавателя студенты выполняют практические задания: 1. Четырехшаговый метод переговоров Д. Дэна. 2. Переговоры по У. Юри и Р. Фишеру. 3. Психологическое айкидо М. Литвака. 4. Невербальное общение и конфликтогены. 5. Тест «Родитель–Взрослый–Ребенок». Семинар 6. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ КОНФЛИКТА, Студенты пишут эссе «Анализ структуры и динамики конфликта». В эссе анализируются структура и динамика конфликта, участником или очевидцем которого был автор эссе. Студенты выступают на семинаре с презентацией своих эссе. Презентация готовится в произвольной форме. Она должна отражать структуру и основное содержание эссе. Для выступления каждому студенту предоставляется до пяти минут. Затем проведенная презентация обсуждается в группе. Все эссе в конце семинарского занятия в письменном виде сдаются преподавателю. Текст эссе обязательно должен состоять из семи частей, каждую из которых необходимо пронумеровать и озаглавить так, как указано ниже: 1. Описание конфликта. 2. Анализ структуры конфликта. 3. Анализ динамики конфликта. 4. Анализ очевидных результатов конфликта. 5. Анализ возможных альтернатив развития конфликта. 6. Уроки, извлеченные мной из конфликта. 7. Список литературы. Семинар 7. АНАЛИЗ КОНФЛИКТА Семинар проходит в форме практического занятия. На семинарском занятии под руководством преподавателя студенты выполняют практические задания: 1. Типология конфликта. 2. Конфликтологический анализ. 3. График стилей работы конфликтного взаимодействия. 4. Оптимальный выбор. 5. Ценностные ориентации. 6. Игровая процедура «Побуждение». 7. Игровая процедура «Обвинители и защитники». 8. Тесты Айзенка на темперамент. 9. Тест на акцентуацию. Семинар 8. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА Студенты пишут эссе «Анализ стратегий поведения участников конфликта». В эссе анализируются стратегии поведения участников конфликта, участником или очевидцем которого был автор эссе. Студенты выступают на семинаре с презентацией своих эссе. Презентация готовится в произвольной форме. Она должна отражать структуру и основное содержание эссе. Для выступления каждому студенту предоставляется до пяти минут. Затем проведенная презентация обсуждается в группе. Все эссе в конце семинарского занятия в письменном виде сдаются преподавателю. Текст эссе обязательно должен состоять из семи частей, каждую из которых необходимо пронумеровать и озаглавить так, как указано ниже: 1. Описание конфликта. 2. Анализ стратегий поведения участников конфликта. 3. Оценка целесообразности стратегий поведения участников конфликта. 4. Анализ очевидных позитивных и негативных результатов конфликта. 5. Анализ возможности и целесообразности использования в конфликте иных стратегий поведения. 6. Уроки, извлеченные мной из конфликта. 7. Список литературы.
Семинар 9. ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ С ПОМОЩЬЮ НЛП Семинар проходит в форме практического занятия. На семинарском занятии под руководством преподавателя студенты выполняют практические задания: 1. Улучшение контакта и взаимопонимания с помощью подстройки; 2. Доступ к ресурсным состояниям с помощью якоря; 3. Тест «Каналы восприятия». Семинар 10. ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ПРОВЕРОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ» В МОДУЛЕ 11 (ЗАЧЕТ) Семинар проходит в форме проверочного тестирования по итогам освоения дисциплины в модуле 11. Это тестирование представляет собой форму промежуточной аттестации и является необходимым основанием для получения студентами зачета.
Модуль 12 Семинар 11. ОТНОШЕНИЯ И КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ Семинар проходит в форме практического занятия. На семинарском занятии под руководством преподавателя студенты выполняют практические задания: 1. Игровая процедура «Полет на воздушном шаре». 2. Игровая процедура «Этика взаимоотношений». 3. Игровая процедура «Прием на работу». 4. Игровая процедура «Конфликт». 5. Игровая процедура «Убеди оппонента». 6. Игровая процедура «Белая ворона». 7. Игровая процедура «Что значит для вас деловой этикет». 8. Тест «Насколько мы терпимы». Семинар 12. АНАЛИЗ КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ Студенты пишут эссе «Анализ конфликта в организации». Эссе пишут либо на основе рассмотрения конфликта, участником или очевидцем которого был сам студент, либо на основе рассмотрения конфликта, описанного в средствах массовой информации, причем описание конфликта может содержаться в нескольких источниках и все использованные источники необходимо указать. Анализируемый конфликт может иметь различную природу и характер и протекать в организациях, относящихся к любой сфере жизни общества. Студенты выступают на семинаре с презентацией своих эссе. Презентация готовится в произвольной форме. Она должна отражать структуру и основное содержание эссе. Для выступления каждому студенту предоставляется до пяти минут. Затем проведенная презентация обсуждается в группе. Все эссе в конце семинарского занятия в письменном виде сдаются преподавателю и оцениваются. Текст эссе обязательно должен состоять из семи частей, каждую из которых необходимо пронумеровать и озаглавить так, как указано ниже: 1. Описание конфликта. 2. Анализ структуры конфликта. 3. Анализ динамики конфликта. 4. Анализ и оценка стратегий поведения участников конфликта. 5. Анализ и оценка использованных способов управления конфликтом. 6. Уроки, извлеченные мной из конфликта. 7. Список литературы. Семинар 13. ТЕКУЩЕЕ ПРОВЕРОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ Семинар проходит в форме практического занятия. На семинарском занятии под руководством преподавателя студенты выполняют практические задания: 1. Проверочное тестирование. 2. Тест на агрессию. 3. Проигрывание процесса медиации. На семинаре также осуществляется текущий контроль знаний студентов в форме проверочного тестирования. Семинар 14. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО КОНФЛИКТА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Студенты пишут эссе «Анализ конфликта в жизни современного общества». Материал о конфликте, происходящем в России или за рубежом, студенты ищут в средствах массовой информации. Конфликты могут быть экономическими, социально-классовыми, политическими, международными, дипломатическими, военными, этническими, религиозными и т.д. Описание конфликта может содержаться в одном или нескольких источниках. Все использованные в эссе источники необходимо указать. Студенты выступают на семинаре с презентацией своих эссе. Презентация готовится в произвольной форме. Она должна отражать структуру и основное содержание эссе. Для выступления каждому студенту предоставляется до пяти минут. Затем проведенная презентация обсуждается в группе. Все эссе в конце семинарского занятия в письменном виде сдаются преподавателю. Текст эссе обязательно должен состоять из семи частей, каждую из которых необходимо пронумеровать и озаглавить так, как указано ниже: 1. Описание конфликта. 2. Анализ структуры конфликта. 3. Анализ динамики конфликта. 4. Анализ и оценка стратегий поведения участников конфликта. 5. Анализ результатов конфликта. 6. Уроки, извлеченные мной из конфликта. 7. Список литературы. Семинар 15. ЗАЩИТА ИТОГОВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ На семинарском занятии студенты начинают защиту итоговых исследовательских работ. Исследовательская работа является формой итоговой аттестации по дисциплине «Конфликтология» и условием сдачи экзамена. Семинар 16. ЗАЩИТА ИТОГОВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (ЭКЗАМЕН) На семинаре студенты защищают итоговые исследовательские работы. Защита исследовательской работы является формой итоговой аттестации по дисциплине «Конфликтология» и условием сдачи экзамена. 2.6. Образовательные функции семинаров Семинар – один из наиболее сложных и в то же время плодотворных видов (форм) вузовского обучения и воспитания. В условиях высшей школы семинар – вид практической работы, проводимой под руководством преподавателя, ведущего научные исследования по тематике семинара и в данной отрасли научного знания. Семинары по конфликтологии направлены прежде всего на углубленное изучение различных конфликтологических проблем, отработку способов их практической постановки и решения и тем самым способствуют развитию конфликтологической компетентности обучающихся, позволяют индивидуализировать образовательный процесс; активизируют познавательную активность студентов; учат пользоваться приобретенными знаниями; способствуют выработке практических умений и навыков; делают возможным связать учебный материал с личностным опытом. При условии соблюдения требований методики их проведения семинары выполняют важную роль: стимулируют регулярное изучение студентами конфликтологической литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу; закрепляют знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы над литературой; расширяют круг знаний, позволяют проверить правильность и полноту полученных ранее знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное; способствуют превращению знаний в личные убеждения, что особенно хорошо достигается в результате обращения к собственному опыту, а также в результате обсуждения различных точек зрения, столкновения мнений, дискуссий; прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления, приучают студентов свободно оперировать терминологией, конфликтологическими понятиями и категориями; предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать уровень самостоятельной работы студентов с учебным материалом, позволяют изучить мнения, интересы студентов, а также служат средством контроля преподавателя не только за работой студентов, но и за своей собственной как лектора, руководителя семинара, консультанта и т.д. Являясь частью образовательного процесса, семинары способствуют решению ряда важных задач. На семинарских занятиях происходит: более основательное знакомство с проблемами, своеобразное погружение в конфликтологическую проблематику, позволяющее приблизиться к ее сути, алгоритмам осмысления; работа с литературой, которая идет на уровне индивидуальной самостоятельной работы и в ходе коллективного обсуждения на семинаре; формирование умений и навыков индивидуальной и коллективной работы, позволяющих эффективно использовать основные методы исследования, грамотно выстраивать его основные технологические этапы (знакомство с темой и имеющейся по ней информацией, определение основной проблемы, первичный анализ, определение подходов и ключевых узлов механизма ее развития, публичное обсуждение, предварительные выводы); анализ поставленных проблем; формирование умения обсуждать тему, высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно полемизировать, учиться думать, говорить, слушать, понимать, находить точки соприкосновения разных позиций, их разумного сочетания; формирование установок на творчество; диалог, внутренний и внешний; поиск и разрешение проблемы в рамках имеющейся о ней информации; поиск рационального зерна в самых противоречивых позициях и подходах к проблеме; открытость новому и принципиальную готовность изменить свою позицию и вытекающие из нее решения, в случае получения новой информации и связанных с ней обстоятельств сознательный отход от подготовленного к семинару текста во время своего выступления, построенного на тезисном изложении фактов и мыслей, когда конспект привлекается лишь в том случае, когда надо привести какие-то факты или цитату. В результате изучения дисциплины на семинарских занятиях студент должен приобрести следующие умения и навыки: самостоятельно подбирать фактический и теоретический материал и анализировать его; рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности; отбирать наиболее существенные из них; сравнивать и оценивать различные явления и варианты их решений. Для эффективной работы на семинаре студенту необходимо учесть и выполнить следующие требования по подготовке к нему: 1. Внимательно прочитать, как сформулирована тема семинара, определить ее место в учебном плане курса, установить взаимосвязи с другими разделами. 2. Познакомиться с целью и задачами работы на семинаре, обратив внимание на что должна быть направлена познавательная деятельность. 3. Подобрать литературу по теме занятия; найти соответствующий раздел в лекциях и в рекомендуемых пособиях. От студента не требуется изучать всю рекомендованную литературу. Количество и объем изучаемых текстов зависит от конкретной учебной задачи: подготовки доклада, реферата, эссе, выступления и т.д. 4. Добросовестно проработать необходимую литературу (просмотреть и подобрать информацию, сделать выписки (конспектирование узловых проблем), обработать их в соответствии с задачами семинара). 5. Осмыслить полученную информацию. 6. Выполнить предложенные задания и подготовиться к практической работе на семинаре. Овладение понятийным аппаратом дисциплины «Конфликтология» составляет для студентов одну из главных задач при изучении курса. Поэтому освоение содержания дисциплины подразумевает целенаправленную работу над понятиями: их определение, выделение существенных признаков, сравнение по объему и содержанию, установление взаимосвязей и Очень важно выписать варианты определений одного и того же понятия, встречающиеся в различных источниках, сравнить их, осмыслить причины и смысл выявленных расхождений и на этой основе выбрать или синтезировать то определений, которое представляется наиболее приемлемым. 2.7. Технологическая карта
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|