Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные представления о Балинтовских группах




Балинтовские группы, названные так по имени известного венгерского, впоследствии – английского, психоаналитика Майкла Балинта (Michael Balint, 1896–1970), возникли из семинаров для врачей, которые он проводил в Лондоне с 1950–х годов, с самого начала ориентируя свою работу не только на повышение эффективности работы врачей, прежде всего–за счет улучшения их коммуникации с пациентами, но и на сохранение психического и физического здоровья самих врачей.

За последние годы идеи М. Балинта, cтруктурирующие работу группы, получили существенное развитие, но некоторые принципиальные положения, связанные с технологией проведения балинтовских групп, остаются неизменными. Например, это относится к тому, что в обсуждении представляемых в группе случаев из врачебной практики акцент делается не на клиническом анализе, поскольку, по определению, «Балинтовская группа не для решений», а на различных особенностях и аспектах взаимоотношений врача с пациентом в рамках обсуждаемого случая, его реакциях на различные особенности этой ситуации.

Последнее следует отнести к безусловным достоинствам балинтовской технологии, поскольку позволяет такой группе в своей работе избегать многих проблем, возникающих в других группах, ориентированных на формальное решение. Например, балинтовская группа избегает развития таких хорошо известных в социальной психологии феноменов, как «давление к среднему» (усреднения группового мнения в качестве решения после состоявшейся групповой дискуссии) или «сдвига к риску», когда группа, обсуждая определенную проблему, склоняется не к «среднему» индивидуальных мнений, а выбирает более поляризованный вариант, чем выбрало бы большинство участников этого обсуждения, если бы они имели возможность выбирать его самостоятельно.

Балинтовская группа помогает ее участникам ответить на вопрос, почему в общении с пациентами психотерапевты часто игнорируют, вытесняют, подавляют в себе то, что они по разным причинам не в состоянии осознать в переживаниях, мотивах, ожиданиях, психологических защитах пациента, так же, как и своих собственных, связанных с разнообразными контрпереносами в отношении пациента. Группа помогает психотерапевту создать и его внутреннюю коммуникацию, научая врача четче определять характер своих ролей, особенно неформальных и нередко противоречащих конвенциональной роли врача (например, Родителя), эмоциональных переживаний и связанные с ними психологические защиты. Очень часто чувства, которые врач выражает в группе, соответствуют тем чувствам, которые ранее, во время консультации, ему выражал пациент.

Группа успешно помогает врачу лучше понять своего пациента, который заслуживает небольшого пространства или «помещения» во внутреннем мире врача, в котором он стремится найти понимание и поддержку.

Важнейшим аспектом в «идеологии» и, соответственно, технологии работы балинтовской группы является выражение эмпатии и поддержки друг другу, которые тесно связаны с атмосферой эмоциональной безопасности в процессе обсуждения представляемых случаев из практики участников.

Процесс обсуждения в группе, который «запускается» свободно структурированным сообщением одного из участников группы с определенным запросом и который вызывает определенное эмоциональное вовлечение других участников, позволяет сделать более отчетливыми различные грани обсуждаемой ситуации нелегкого и напряженного, поскольку не во всем ясного взаимодействия в данных условиях у данного врача с данным пациентом в решении данной проблемы. Возникает новая картина этой коммуникации и новое представление о ее главных участниках, появляется новая мозаика, составленная из отдельных «камешков» (идей, ассоциаций и чувств участников группы). Можно использовать обратную аналогию и сравнить этот процесс с лучом света, проходящим сквозь стеклянную призму и распадающимся в результате на целую гамму цветов. Когда человек рассказывает нечто важное для себя не одному, пусть даже внимательному, слушателю, а сразу нескольким коллегам по работе, составляющим балинтовскую группу, отраженное от них «эхо» его собственных слов и переживаний становится для него «громче» и отчетливее, а значит, более осознанным и понятным.

Технология работы балинтовских групп предполагает соблюдение вполне четких и ясных границ, но вместе с тем предполагает и достаточную степень гибкости внутри них, способность и необходимость для ведущего и всей группы искать и находить решения того, чтобы «это заработало» в соответствии с основными целями и духом балинтовской группы, которые необходимо поддерживать и соблюдать, прежде всего – за счет корректного стиля ведения группы. Именно гибкое использование богатого потенциала этой методики делает ее одним из самых эффективных инструментов супервизии психотерапевтов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...