Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности использования Балинтовских групп в работе со студентами-психологами




Особенности использования Балинтовских групп в работе со студентами-психологами

1. Краткие предварительные замечания о сути метода

Метод Балинт-групп следует считать абсолютно психоаналитическим. А это означает, что применяя данный метод, преследуют следующую цель: осознание бессознательного измерения складывающихся межличностных отношений. В этом объединяются и участники Балинт-группы, и её руководитель. При этом всем участникам совершенно ясно, что достичь подобного рода цели можно только преодолением больших трудностей (сопротивление). Трудности, возникающие при достижение цели, и являются предметом деятельности Балинт-группы. Они проявляются расстройствами отношений (перенос и контрперенос). Причина таких расстройств обнаруживается и интерпретируется с помощью психоаналитических методов (интерпретация).

В классической психоаналитической ситуации индивидуального лечения (отношения двоих людей) цель достигается посредством свободных ассоциаций пациента и свободно витающего внимания психотерапевта. В Балинт-группе ассоциации вначале даёт участник, докладывающий случай, а затем – остальные участники группы, в то время как руководитель исследует интеракционные (межличностные) явления в принципе тем же самым способом, который характерен и для работы в классической психоаналитической ситуации (свободно витающее внимание).

При этом следует различать следующие три измерения (уровня):

1. Бессознательное измерение отношений между докладчиком и его клиентом в ситуации «Там и Тогда», относящееся к реальным встречам обоих персон. Эта встреча подвержена искажениям в результате взаимного проявления переносов и контрпереносов.

2. Бессознательное измерение отношений в ситуации «Здесь и Сейчас», относящееся к реалиям Балинт-группы. При этом имеются в виду четыре варианта проявляющихся переносов:

· отношение между докладчиком и руководителем

· отношение между докладчиком и группой

· отношение между группой и руководителем (групповой перенос), а также

· отношение между отдельными участниками группы и руководителем.

3. Бессознательное измерение, в котором хотя и отражаются отношения, связанные с ситуацией «Там и Тогда», о которых рассказывает докладчик, но актуальны они для отношения Балинт-группы в ситуации «Здесь и Сейчас». Это измерение также соответствует переносам, поскольку переносимые паттерны отношений, проявлявшиеся прежде в ситуации с клиентом теперь повторяются, отражаются, подвергаются рефлексии или отображаются в Балинт-группе. Вот этот последний уровень и оказывается рабочей плоскостью Балинт-группы. Именно в ней будут интерпретироваться предъявляемые для анализа первоначальные отношения между докладчиком и клиентом, а также между клиентом и докладчиком.

Протекающие во втором уровне процессы переноса мешают достичь цели Балинт-группы, а именно, осознать бессознательное измерение первого уровня посредством использования отзеркаливающих феноменов третьего измерения. С учётом психоаналитической концепции переноса-контрпереноса достижение цели возможно только тогда, когда участники Балинт-группы смогут обнаруживать, понимать и интерпретировать свои реакции контрпереноса как ответы на формирующиеся переносы. А это уже означает, что участники должны уметь контролировать свой контрперенос. Говоря другими словами: они должны быть способными его обнаруживать:

· не реагируя на складывающуюся ситуацию бесконтрольно (горизонтальность отношений);

· сохраняя возможность проверять обнаруживающиеся в самих себе чувства на их качество, содержание и форму (вертикальность персоны).

Когда участники группы становятся к этому способны, тогда цель Балинт-группы достигнута. Но нас, прежде всего, интересует путь достижения этой цели. Как и любые другие пути жизни, он усеян шипами и вымощен камнями. И, тем не менее, можно научиться по нему идти, и именно посредством особого обучающего процесса, который мы называем «процессом групповых отношений» (Argelander, 1979). Практикующим врачам на всё обучение необходимо затратить 2-3 года при еженедельных семинарских занятиях в течение полутора часов (10 месяцев в году) (Loch, 1984).

2. Студенты-психологи в качестве участников Балинт-группы

В отличие от профессиональных врачей в университете мы имеем дело с молодыми студентами, которые ещё учатся. Они находятся в стадии так называемой «поздней подростковости» (P. Blos) и ещё не полностью сформировали свою личностную идентичность, да и достаточно высокой профессиональной компетентности пока не достигли. Цель студентов заключается в получении хорошего образования, чтобы по завершении учёбы уметь хорошо справляться с выбранной ими деятельностью.

Rehberger (1977) обнаружил у студентов-медиков с огромным беспокойством переживаемую ими неуверенность при выполнении роли врача, для этого им достаточно было встретиться с больным; Rehberger интерпретировал это как проявление специфичной защиты от внутренней тревоги, возникающей под воздействием одновременных переживаний агрессии и симпатии к пациенту во время встречи с ним. Возникающая у студентов огромная потребность в самопознании явилась одним из следствие семинарской Балинт-работы; на работе в группе, прежде всего, сказывалось особое характерологическое и социальное положение конкретных студентов и их личностная откликаемость к проявившимся в результате Балинт-работы страданиям и внутренним конфликтам. Даже несмотря на это Балинт-группы доказали свою огромную эффективность в работе со студентами-медиками (Luban-Plozza, 1977, 1979; Freyberger, 1977).

70% студентов-психологов хотят работать в области клинической психологии или психотерапии: в медицинском учреждении, в консультационном пункте, в психотерапевтической амбулатории или в психиатрической больнице. У многих из студентов можно выявить латентную потребность помочь самому себе (Goebel-Siefert, .., 1980). Поэтому вряд ли кого будет удивлять то, что лекции и семинары Института психоанализа Франкфуртского университета (ФРГ) довольно хорошо посещаются.

В любом психоаналитическом курсе речь идёт о межличностных отношениях: как в учении о психоаналитических методах, так и в разных разделах психоаналитической теории, но особенное внимание на них обращается в группах самопознания и на супервизии, причём группы супервизии для меня являются синонимом Балинт-групп.

Если в группе самопознания речь, прежде всего, идёт о том, чтобы получше себя узнать – посредством интроспекции, и всё ради расширения самовосприятия в недоступных ранее областях, то группа супервизии нацелена, в явном согласии с данным вначале определением метода Балинт-группы, на бессознательное измерение трёх перечисленных нами уровней отношений, причём по сравнению с Балинт-группами, проводимыми с практикующими врачами, отмечаются следующие характерные особенности:

1. Во время психологической практики, длящейся 6 месяцев и заканчивающейся клинико-психологическим коллоквиумом, неопытный студент пребывает со своим первым клиентом на первом уровне отношений. Некоторым студентам удаётся и после завершения практики проработать со своим клиентом ещё несколько месяцев. Некоторые из студентов находят своих клиентов сами, скажем среди соседей или из студенческой среды. Довольно часто клиентами студентов оказываются пациенты с тяжёлыми нарушениями: патоманы (наркоманы и сходные формы патологии), психотики или делинквентные (склонные к правонарушениям) подростки.

2. На втором уровне отношений для каждого из участников показываются четыре вышеназванных формы процесса переноса: a) перенос докладчика на руководителя, b) перенос докладчика на группу, c) перенос группы как единого целого на руководителя и d) перенос отдельных участников группы на руководителя.

Проведённые нами эмпирические исследования с помощью психоаналитического интервью довольно часто обнаруживали у студентов-психологов проявляемые в переносе тревогу и агрессию. Кроме того, выявлялись черты, присущие позднему подростковому периоду: неуверенность в себе и недостаточная самостоятельность, соединённая со страхом близости, плюс ко всему прочему излишняя заинтеллектуализированность, повышенная склонность отреагировать и проецировать. И, тем не менее, в Гиссен-тесте исследованные нами студенты-психологи оказались более нормальными по сравнению с невротиками. Перенос всей группы и отдельных её участников на руководителя колебался между латентной зависимостью и возмущённостью. Перенос участников друг на друга характеризовался внешне проявляемой солидарностью и латентным соперничеством друг с другом. В анализе материала, в котором обнаруживаются темы страха, мы неоднократно находили повышенные значения стыда, страха быть обиженным и выброшенным. Уже названный нами страх близости был обнаружен и при помощи так называемого анализа протокольных записей (Rost, 1981).

3. Довольно долго на семинарских занятиях в отношениях студентов-психологов к группе не обнаруживается основная плоскость отношений, а именно, повторение, отражение или рефлексия отношений между студентом-докладчиком и клиентом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...