Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Особенности группового процесса у студентов




3. Особенности группового процесса у студентов

В соответствии с моим опытом групповой процесс в Балинт-группах со студентами-психологами характеризуется следующими особенностями:

1. Представляются случаи с поразительно тяжёлыми расстройствами, например, асоциальные, психотические, патоманические клиенты. Заняться поподробнее подобного рода случаями, как правило, не представляется возможным, так как вскоре становится ясно, что докладчику-студенту оказалась явно не по силам конфронтация со столь тяжёлым случаем. Интерпретация, что предъявление тяжёлого случая может свидетельствовать о непосильной ноше, взятой на себя докладчиком, позволяет участникам группы направить свой взор на проблему того, почему именно нужно было отыскать столь тяжёлый случай.

Постепенно обнаружилось:

· все студенты в отношениях со своими клиентами вначале берут на себя непосильную ношу

· помощь студентов клиентам бессознательно означает желание студентов самим получить подобного рода помощь: «Мы и сами нуждаемся в помощи, но из-за гордости не можем об этом заявить открыто, лишь только бессознательно выбранный нами случай косвенно свидетельствует о таковом желании».

Предъявление тяжёлого случая поэтому в переносе символизирует бессознательный призыв к руководителю о помощи: «Помоги нам и пойми нас в нашем тяжёлом положении, в котором мы пребываем в одиночестве! ». А ещё предъявление такого случая означает упрёк, адресованный ко всем авторитетам вместе взятым: «Как Вы могли допустить такое, что на улице можно встретить людей со столь тяжёлыми расстройствами! Если бы Вам удалось им вовремя помочь или предотвратить патологическое развитие, тогда нам не пришлось бы мучаться от работы со столь тяжёлыми случаями! »

2. Вторая примета: часто предъявляются случаи, в которых рассказывается о пациенте, имеющем большие проблемы с группой, в которой он живёт. Существуют соседи, которые никогда не понимают друг друга, коллектив врачей, где каждый врач живёт в своём собственном мире, консультационные пункты, в которых царит повальное соперничество среди сотрудников. Как и в любом из докладываемых случаев здесь точно также реальная плоскость отношений, отражающая действительное положение вещей, искажена ирреальным уровнем отношений в смысле доминирования переносов. В сообщениях о межличностных проблемах своих клиентов участники-студенты бессознательно показывают конфликты в своей собственной учебной группе, свои собственные соперничество и агрессивность, которую они вынуждены проецировать вовне из-за «необходимости» демонстрировать для всех солидарность с группой.

3. Третья примета: Так как студенты-психологи, как правило, проходят практику в медицинских учреждения, то часто наблюдаются конфликты между практикантами и представителями этих учреждений. Это – конфликты зависимости и лояльности практикантов по отношению к руководству консультационного пункта. Подобного рода конфликты зависимости и лояльности очень легко возникают и по отношению к руководителю Балинт-группы: «К кому же я должен больше прислушиваться: к другим участникам группы или к руководителю? » Или: «Не предаю ли я однокурсников, идеализируя руководителя? » Или: «Когда я прикрываюсь группой, я вообще ничему не научаюсь, следовательно, мне необходимо преодолевать свой страх зависимости, чтобы что-либо принять». Игнорирование авторитета может содержать в себе и защитный аспект, и именно тогда, когда защищается своё собственное потаённое желания самому быть руководителем.

4. Технические проблемы, связанные с руководством

В работе с Балинт-группами психологов-студентов необходимо выявлять и аналитически прорабатывать три названных нами характеристики проявляющихся областей бессознательных проблем: 1) чрезмерных перегрузок студентов в работе с клиентами; 2) особых отношений участников к группе и 3) проблем, связанных с работой в медицинском учреждении.

Таким образом, Балинт-группы со студентами-психологами требуют особой техники ведения группы. Поэтому возникает необходимость модификации техники по сравнению с обычной работой в Балинт-группе: руководитель должен заметить и проработать проблемы участников, скрывающиеся за сообщениями о удивительно тяжёлых случаях. А ещё руководитель должен постоянно думать о возможности прямых переносов участников на руководителя, группы – на него и других участников. Если довольно долгое время участники совершенно не задумываясь в сообщениях о проблемах, возникающих в их первых случаях, представляют свои собственные проблемы, то при правильной технике руководителя участники научаются позднее видению того, что именно они сами делали в инициальной фазе Балинт-группы по причинам защиты. Это будет делаться тем легче, чем больше руководителю будет удаваться понимать и интерпретировать бессознательные желания участников. Тогда защита перестаёт быть необходимой, так как проблемы всё равно косвенно отражаются в отзеркаливающих феноменах.

Переход от первой ко второй стадии группового процесса в Балинт-группах со студентами-психологами полностью зависит от признания вполне обоснованных ограничений, накладываемых реальными отношениями. И тем быстрее будут замечаться и преодолеваться мешающие переносы участников на руководителя, группы – на руководителя и участников – друг на друга. Существующую при этом опасность того, что Балинт-группа выродится в группу самопознания, можно устранить тем, что руководитель постоянно рассматривает мешающие работе переносы, не упуская из виду главную задачу Балинт-группы – разбор конкретного случая. В результате группа никогда не будет выходить за присущие ей профессиональные рамки (Roth, 1984).

Руководитель может прояснить особенности конкретных студентов-психологов в целом ряде предварительных разговоров до начала работы над представляемыми случаями. Можно заранее обращать внимание и учитывать особые качества студенческой популяции. Тогда, как правило, неизбежные осложнения в работе со студенческими Балинт-группами можно вовремя устранить. И совсем бы было неплохо, если бы все участники ещё до всякого начала Балинт-группы имели достаточно долгий опыт разрешения своих личных проблем, занимаясь в группах самопознания, или проходя личный психоанализ. Если таковое невозможно, тогда в работе со студенческими группами до разбора случаев можно провести подготовку по типу «групповой психотерапии» - в Балинт-группах со студентами это нужно считать не ошибкой, а необходимостью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...