Родители детей с ОВЗ. 4. включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка. . Вопрос 2. Международные правовые документы, составляющие нормативно-правовые основы инклюзивного образования
Родители детей с ОВЗ 1. понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи, и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду; 2. полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей; 3. проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении; 4. включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка. 5. родители всех детей, посещающих инклюзивную группу 6. занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения. Родители 1. принимают политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию; 2. реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях); 3. эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения; 4. имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности; 5. имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности.
Вопрос 2. Международные правовые документы, составляющие нормативно-правовые основы инклюзивного образования
Современная модель инклюзивного образования реализуется на основании нормативно-правовых документов: 1. Международные (подписанные СССР или РФ) 2. Федеральные (принятые на федеральном уровне – конституция, законы, кодексы) 3. Правительственные (постановления, распоряжения) 4. Ведомственные (разрабатываются в Министерстве образования) 5. Региональные (на уровне региона) С гуманизацией общественного сознания правам и обеспечению равных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья уделяется все больше внимания. По окончании второй мировой войны человечество пришло к пониманию недопустимости дискриминации по каким-либо признакам. В это время была создана Организация Объединенных Наций и провозглашена Декларация прав человека. С тех пор принято множество документов, закрепляющих право каждого человека на жизнь и достоинство, образование и медицинское обслуживание. Большинство этих документов ратифицированы в нашей стране. Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является « Всеобщая декларация прав человека» от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация содержит историческое положение в Статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Люди, имеющие инвалидность, могут не только реализовывать весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, но и осуществлять их на равных основаниях с другими людьми. 14. 12. 1960 года Генеральной конференцией ООН принята Конвенция «о борьбе с дискриминацией в области образования». Впервые были рассмотрены вопросы о дискриминации в образовании и необходимости создания единых подходов к организации процесса обучения всех детей. Была определена общедоступность и равные условия в отношении качества обучения на начальных ступенях.
16. 12. 1966 года Международный акт об экономических, социальных и культурных правах закрепил права каждого человека на доступное образование на всех ступенях, включая профессионально-техническое среднее образование. История международных документов, посвященных правам инвалидов, берет свое начало с 1971 года, когда Организацией Объединенных Наций (ООН) была принята « Декларация о правах умственно отсталых лиц» (утверждена Резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года). Документ указывает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Международно-правовым документом обобщенного характера, признавшим право инвалидов на удовлетворительную жизнь, а также все гражданские и политические права, стала «Декларация о правах инвалидов», утвержденная Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН 09. 12. 1975 года. Согласно этому документу, инвалиды (лицо, которое не может себя обеспечить) обладают теми же гражданскими и политическими правами, что и другие люди. Важное значение для защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья имеет принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г «Конвенция ООН о правах ребенка» (ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и действительна ныне на всей территории Российской Федерации). Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить детям права на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества. Конвенция - первый международный договор, признающий права детей- инвалидов. Чрезвычайно важное значение для защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование имеют принятые на Всемирной конференции по образованию для лиц с особыми потребностями «Доступ к образованию и его качество» (Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года) «Саламанкская декларация» и «Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями». Саламанская Декларация заявляет о том, что «… каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний, каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности, необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей, лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах».
В «Рамках действий по образованию лиц с особыми потребностями» содержится общее описание новых подходов к системе образования учитывающей специальные потребности, а также основные направления деятельности на национальном, региональном и международном уровнях. В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила долгосрочную стратегию дальнейшего осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов, основной целью которой было провозглашено создание «общества для всех», охватывающего все разнообразные человеческие ресурсы и позволяющего каждому человеку максимально развить его потенциал. Организация раннего обучения детей с особыми образовательными потребностями признается задачей первостепенной важности, основным направлением развития системы образования в XXI в. Значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является «Конвенция о правах инвалидов» (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). Главная цель этого документа - защита инвалидов от дискриминации, установление равенства между людьми, имеющими различные возможности в физическом и психическом состоянии, в области гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав. В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:
· развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; · обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества; · доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; · предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; · создание условий для освоения социальных навыков; · обеспечение подготовки и переподготовки педагогов. Настоящая Конвенция ратифицирована Российской Федерацией 3 мая 2012 г., в связи с чем Россия приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
Основные положения международных документов: · принцип равного доступа к образованию · запрет на проявление дискриминации в образовании право каждого человека с инвалидностью на получение образования в общей системе образования
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|