Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии




Формы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии

Определение моделей интеграции позволило выделить формы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии:

1) комбинированное, когда ученик с отклонениями в развитии способен обучаться в

классе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны

учителя-дефектолога, логопеда, психолога;

2) частичное, когда обучающиеся с отклонениями в развитии не способны на

равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной

программой; в этом случае часть дня они проводят в спецклассах, а часть дня – в

обычных классах;

3) временное, когда дети, обучающиеся в специальных классах, и учащиеся обычных

классов объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок,

праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения;

4) полное, когда 1–2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы

детского сада или классы (дети с ринолалией, слабовидящие или дети с кохлеарным

имплантантом); эти дети по уровню психофизического, речевого развития более

менее соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному

обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по

месту обучения, или ее оказывают родители под контролем специалистов

Ребенок, проживающий на территории конкретного образовательного

пространства, должен иметь возможность получить разноплановые образовательные

услуги по своему месту жительства, а, с другой стороны, перечень этих услуг должен

быть четко определен и согласован на межведомственном уровне. При этом на

законодательном уровне важно закрепить технологию следования этих услуг за ребенком, независимо от типа и вида образовательного или иного учреждения, выбранного родителями ребенка. Если родителями сделан выбор в сторону семейного воспитания и обучения, необходимо оформить договорные отношения с реабилитационным или ППМС-центром, специалисты которого совместно с коллегами из ПМПК разрабатывают для ребенка индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут, согласовывая его с родителями и все вместе разделяют ответственность за его соблюдение или (при необходимости) корректировку.

Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.

Процесс интеграции лиц с ограниченными возможностями не должен заканчиваться после завершения ими школьного образования, поэтому одной из разрабатывающихся сегодня проблем интегрированного обучения является проблема профессионального образования таких людей. К сожалению, как констатирует Л. С. Волкова, система высшего образования этой категории наших сограждан в стране до сих пор не получила должного развития. Это существенно тормозит создание эффективной системы социальной защиты лиц с различными нарушениями и мешает решению в полной мере проблемы их полновесной социализации.

 

Вопрос 6 «Модели образовательной интеграции детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Наиболее эффективными моделями интеграции являются интернальная (внутри системы специального образования) и экстернальная интеграция (взаимодействие системы специального и общего образования).

 

При интернальной интеграции совместное обучение возможно для детей с нарушением слуха и с нарушением интеллекта или для слепых детей и их сверстников с нарушением интеллекта. Экстернальная модель интеграции была апробирована при совместном обучении детей с нормальным психофизическим развитием и с задержкой психического развития, а также при обучении в одном классе обычных детей и их слабовидящих или слабослышащих сверстников.

 

Внутри этих моделей выделяют формы интегрированного обучения детей с ОВЗ:

1) комбинированное, когда ребенок с отклонениями в развитии способен находиться в группе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога; дети ограниченный интегрированный обучение

2) частичное, когда дети с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае первую половину дня они проводят в специальной группе, а вторую часть дня - в массовой группе, присутствуя на мероприятиях воспитательного характера;

3) временное, когда дети, воспитывающиеся в специализированной группе ДОУ и дети массовых групп объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения;

4) полное, когда 1-2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада (дети с ринолалией, слабовидящие, слабослышащие); эти дети по уровню психофизического, речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения или ее оказывают родители под контролем специалистов.

Модели интеграции детей в дошкольном возрасте. Интегрированное обучение должно иметь свою специфику в зависимости от возрастных особенностей детей и уровня их развития:

 

1. Ранний возраст. Интеграция выступает в качестве определенной формы образовательно-воспитательной и медико-социальной помощи для всех детей раннего возраста, поскольку стимулирующую и развивающую помощь должен получить каждый ребенок. На развитие здорового ребенка ранняя психолого-педагогическая помощь окажет стимулирующее воздействие и для ребенка с проблемами в развитии она поможет заложить основы реабилитационного процесса.

2. Дошкольный возраст. В дошкольном возрасте увеличиваются требования к обучающей деятельности педагога, ее целенаправленности. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, ставит перед взрослым задачу обучения ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Эти способы чрезвычайно специфичны для детей со сложной структурой нарушения и с умственной недостаточностью. В настоящее время необходимо создавать дифференцированные условия обучения в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида, а также проводить совместные прогулки и праздники детей с умственной недостаточностью (выраженной задержкой психоречевого развития) и их сверстников нормального уровня развития. Группы интегрированного обучения уже созданы в центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции (например, в Йошкар-Оле, в Волжске), где в группе из 10-12 детей одновременно работают 3-4 специалиста коррекционного профиля, реализующих во время занятий индивидуально-дифференцированный подход к детям с разным уровнем психофизического развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...