Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 10. Диагностико-консультативное направление работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья





В качестве важнейших условий успешной коррекционно-педагогической помощи
рассматривается раннее выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка, а также организация комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения проблемного ребенка. При этом предусматривается просветительская психолого -педагогическая работа с семьями таких детей.
1. Диагностическая работа включает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ при освоении основной образовательной программы;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей детей;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ;
- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с
ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей).
2. Коррекционно-развивающая работа включает:
- реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-психолого-
педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса детей с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития;
- выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-
развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной сфер;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.
3. Консультативная работа включает:
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
4. Информационно-просветительская работа предусматривает:
- информационную поддержку образовательной деятельности детей с особыми
образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для педагогов и
родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуальных особенностей
различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Диагностико-консультативное направление работы основывается на основополагающем принципе дефектологии: принципе единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) бразовательного учреждения.
В задачи консилиума входят: изучение состояния здоровья ребенка (медицинское),
выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития
познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение особенностей развития речевой деятельности (логопедическое изучение), социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, детском саду), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни, педагогическое изучение.
Исследования в указанных направлениях ведутся систематически: в сентябре, когда
ребенок поступает в группу, в январе (промежуточное изучение) и в мае с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в результате образовательно-воспитательного процесса, организованного специалистами дошкольного образовательного учреждения.
Каждый из участников ПМПк образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю. Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: установление четких целей коррекционно-развивающей работы с ребенком, путей и сроков ее достижения; выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых; выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе; анализ хода развития ребенка и результаты педагогической работы.
Использование распространенных и современных форм организованного взаимодействия специалистов позволят предоставлять многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...