Организационный момент. Беседа-повторение
На доске:
ЛО, НА.ЧА 2. Е, ТИ, ВИ, РАЗ 3. МИ, КУЛЬ, Я, ЦИ, НА 4. ТОГ, И Замок откроется тогда, ' Когда составишь ты слова. Попробуй разгадать быстрее всех! Уверена, что ждет тебя успех! — Сядет тот, кто из слогов составит слово. (Ребенок на — Прочитайте все слова. (Коллективное чтение слов — Что получилось? (Схема построения текста-повествова
«Текст» 8 занятие
— Что сообщается в тексте-повествовании? — Слова какой части речи чаще всего используются в по — Послушайте. И вот он начал свой рассказ. — Они ползут, а он им — раз! А тут как раз она ползла. А он как даст ему со зла! Она им — раз! Они ей — раз! Но тут как раз ее он спас. (А. Барто.) — Все ли вам понятно из этого стихотворения? А почему? — Что хотела показать А. Барто? (Бедный словарный за
2. Запись числа, темы занятия 3. Текст-повествование. Схема построения повествовательного • Знакомство с текстом Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с текстом (см. приложение 2). ТЕТЕРКА ОТВОДИТ ВРАГА По поляне бежал зверек, похожий на кошку. Он ловко прыгал. Это был хорек. Вдруг хорек заметил тетерку Он припал к земле своим гибким телом и пополз быстро. Тетерка тоже увидела врага. Она захлопала крыльями и побежала. Хорек бросился за нею. Вот он ее схватит. Но тетерка то взлетала, то падала на землю. Так она отводила хорька от своих птенцов. Но вот тетерка взлетела и легко понеслась над кустами и выше
Хорек злобно посмотрел ей вслед и побежал искать другую добычу. (По Г. Скребицкому) — Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 ученика • Анализ текста — Докажите, что это текст. — Определите тему текста. (Тетерка спасает своих детей.) — Определите основную мысль текста. (Как тетерка об — Прочитайте заголовок. (Тетерка отводит врага.) (За — Определите тип текста. (Текст-повествование.) Дока 4. Физкультминутка — Назовите и покажите опорные слова-действия (глаголы) Бежал Прыгал Заметил Припал, пополз Увидала Захлопала (крыльями), побежала Бросился То взлетала, то падала Взлетела, легко понеслась Злобно посмотрел Побежал искать • Беседа по содержанию. Составление плана текста. Язы — Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ. — Составим план текста. — Прочитайте первую часть. — Кто появился на поляне? — Как он вел себя? На кого он похож? — Это начало действ ия. (Учите ль-логопед прикрепляет на — Предложите название этой части. (Появление хорька на — Назовите опорные слова этой части. (Бежал, ловко пры «Текст» 8 занятие
— Прочитайте вторую часть рассказа. — Кого заметил хорек? — Что он сделал? — Это развитие действ ия. (Учитель- логопед прикрепляет — Предложите название этой части. (Хорек заметил те — Назовите опорные слова этой части. (Припал к земле, пополз
— Прочитайте третью часть текста. — Как вела себя тетерка? Перечислите последовательность — Почему этот момент самый важный, главный? Это куль — Предложите название этой части. (Хитрость тетерки.) — Назовите опорные слова этой части. (Увидела, захлопа — Прочитайте четвертую часть рассказа. — Что сделал хорек? — Это конец действия, итог. (Учитель-логопед прикрепля — Полная опорная схема: НАЧАЛО РАЗВИТИЕ КУЛЬМИНАЦИЯ — Предложите название этой части. (Хорек убежал.) (За — Назовите опорные слова этой части. (Злобно посмотрел, — Прочитайте текст еще раз. Как связаны предложения в Образец записи на доске: ТЕТЕРКА ОТВОДИТ ВРАГА План Появление хорька на поляне. Бежал, ловко прыгал. Хорек заметил тетерку.
Припал к земле, пополз быстро.
Увидала, захлопала, побежала, за нею, то взлетала, то падала, отводила от птенцов, взлетела и понеслась.
Злобно посмотрел, побежал искать до бычу. • Устный пересказ текста по плану, опорным словам — Прочитайте текст. (Учащиеся читают про себя.) — По плану, опорным словам перескажите текст. использовать при пересказе план, опорные слова; редактирует высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся. Итог занятия — О чем рассказывается в повествовательных текстах? — Из каких частей состоит текст-повествование? — Слова какой части речи чаще всего используются в по «Текст» 9-10 занятия
Текст-описание. Характерные признаки текста -описания. Схема построения описания.
• познакомить с описательным текстом, схемой • формировать умения определять особенности • формировать умения строить описание, исполь • воспитывать внимательное, бережное отношение ОБОРУДОВАНИЕ: набор опорных таблиц «Текст-описание», карточки с текстом (см. приложение 2), предметная картинка («Мать-и-мачеха»); листочки березы, клена, дуба, ивы и др. деревьев, запись на доске. ХОД ЗАНЯТИЯ:. 1. Организационный момент — Сядет тот, кто отгадает предмет. — Определите в слове количество слогов, назовите удар Небольшая птичка с красной грудкой, голубовато-серой спинкой, с черной бархатной шапочкой. (Снегирь) Цветок растет в поле. Серединка желтая, а вокруг белые лепестки. (Ромашка.) Это овощ. Красного цвета, круглый, мягкий и сочный. (Помидор.) Косой, слабый, трусливый, маленький, серый, с длинными ушами, коротким хвостом, короткими передниками и длинными задними лапами. (Заяц.) Круглый, гладкий и пузатый. Больно бьют его ребята. (Мяч.) Я длинный и зеленый, Вкусный и соленый, Вкусный и сырой. Кто же я такой? (Огурец.)
Маленькие зверьки, Серенькие шубки, Черненькие глазки, Остренькие зубки. (Мыши.) — Как вы смогли узнать предмет? Как я рассказывала о — Правильно, я описывала предмет, называя его при
2. Запись числа, темы занятия 3. Текст-описание, схема построения описательного текста — Отгадайте загадку. У реки, на лугу, Босиком на снегу Первые цветочки — Желтые глазочки. (Мать-и-мачеха!) Учитель-логопед выставляет предметную картинку «Мать-и-мачеха». (Этимология слова.) «Название растения произошло от особенности его листьев, светлых снизу и темно-зеленых сверху. Если потрогать нижнюю его сторону, опушенную волосками, мягкую, то появляется ощущение теплоты, ласки — это мать. Верхняя же сторона листа гладкая, жесткая, как бы холодная: это мачеха.» (Из книги Волиной В.В. «Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь».)
Уточнение лексического значения слов: МАЧЕХА — жена отца по отношению к его детям от прежнего брака. ЭТИМОЛОГИЯ — это наука о значении и происхождении слов. • Знакомство с текстом. Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с текстом (см. приложение 2) карточка. «Текст» 9-10 занятия
Мать-и-мачеха — первые весенние цветы. Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика. Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья с верхней стороны гладкие и холодные, а снизу — мягкие и теплые. Мать-и-мачеха — прекрасный цветок. — Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.) • Анализ текста — Докажите, что это текст. — Определите тему текста. (Текст о цветке.) — Определите основную мысль текста. (Описание матъ-и- — Это текст-описание. Запишите правило в тетрадь. (Ор
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|