Текст-описание. Схема построения описательного текста
• Знакомство с текстом Учитель-логопед выставляет предметную картинку «Волк», текст записан на доске. Волк — мощный зверь. Он похож на крупную собаку. Тело волка покрыто серой шерстью. У него большие и длинные лапы. Хвост опущен вниз. Глаза у волка внимательные и зоркие. Уши торчат, как у овчарки. У волка большая пасть и длинные острые зубы. Нюх у хищника очень хороший. Волк легко может выследить и настигнуть добычу. — Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учени • Анализ текста — Докажите, что это текст. — Определите тему текста. (Текст о волке.) — Определите основную мысль текста. (Описание волка.) — Над каким типом текста мы сегодня будем работать? — Как строится текст-описание? Назовите части текста- — Озаглавьте. (Волк.) (Запись заголовка текста в тетрадь, • Беседа по содержанию. Составление плана текста. Язы — Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ. — Составим план. — Прочитайте первую часть рассказа. — Сначала выделен общий признак предмета. (Учитель-л огопед прикрепляет на доске опорную таблицу). ОБЩИЙ ПРИЗНАК — Предложите название этой части. (Мощный зверь.) (За — Назовите опорные слова этой части. (Мощный, похож.) — Прочитайте вторую часть текста. — Эта часть содержит признак частей предмета. (Учитель- [признак частей Перечислите по порядку, что описывается во второй части? (Тело, лапы, хвост, глаза, уши, пасть.) Уточнение лексического значения слова: Пасть — зев, рот зверя, рыбы. Как описывается каждая часть предмета? Назовите опорные слова. (Запись в тетрадь, на доске по ходу чтения и разбора текста.)
Признак частей: 1) тело покрыто шерстью 2) лапы большие, длинные 3) хвост опущен вниз 4) глаза внимательные, зоркие 5) уши торчат, как у овчарки 6) пасть большая, острые зубы — Прочитайте третью часть. Итогом текста является оценка предмета. (Учитель-логопе д прикрепляет на доске опорную таблицу). [оценка предмета 1 — Прочитайте оценку предмета автором. — Предложите название этой части. (Опасное животное.) — Назовите опорные слова этой части. (Легко выследить, (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.) — Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны — Назовите языковые средства связи. (Волк — зверь, он, у
«Текст» Образец записи на доске: ВОЛК. План. Мощный зверь. ОБЩИЙ ПРИЗНАК Мощный, похож
покрыто шерстью большие, длинные опущен вниз внимательные, зоркие торчат, как у овчарки большая, острые зубы ОЦЕНКА ПРЕДМЕТА Опасное животное Легко выследить, настигнуть добычу • Устный пересказ текста по плану, опорным словам — По плану, опорным словам перескажите текст. использовать при пересказе план, опорные слова; редактирует высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся. • Обобщение. — Прочитайте опорные слова текста-описания. Определи — Сделайте вывод, какие слова чаще всего являются опор
— С каким животным сравнивается волк? Прочитайте — Какие слова помогают сделать сравнение: (Похож на.;. 9-10 занятия Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения. • формировать умения конструировать сложно • познакомить с особенностями текста типа «рас • формировать умения определять особенность ■• совершенстврвать слоговой анализ слов. набор опорных таблиц «Текст-рассуждение», карточки с текстом (см. приложение 2, карт.), запись на доске. ХОД ЗАНЯТИЯ: Организационный момент — Ребята, вы все читали книгу о веселых приключениях — Сядет тот, кто вспомнит имена друзей Незнайки. Опре Знайка, Торопыжка, Авоська, Небоська, поэт Цветик, доктор Пилюль-кин, художник Тюбик, изобретатели-механики Винтик и Шпунтик, сладкоежка Пончик, Растеряйка, Сиропчик, охотник Пулька, музыкант Гусля. — Кто написал эту замечательную книгу? (Николай Нико
Вступительная беседа «Текст» 11-12 занятия
во все, что мы с вами видим, слышим, трогаем, нюхаем. Оно заставляет людей, не только маленьких, но и взрослых, задавать массу полезных и нужных вопросов». Кто догадался, о каком слове идет речь? (Почему.) — Конечно, это слово «почему»! Когда-то оно жило в слова — Чтобы ответить на этот вопрос, нужно что-то объяснить, |
3. Запись числа, темы занятия
4. Конструирование сложноподчиненных предложений.
— Составьте полный ответ на вопрос: «Почему жителей — Повторите предложение-ответ. (1—2 ученика.) — Как называется такое предложение? (Это сложное пред Запись предложения (орфографическая диктовка, уточнить постановку знака препинания). Составление схемы сложного предложения, обозначение главного предложения. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА. — Прочитайте из предложения то, что объясняется? (Жи — А теперь прочитайте само объяснение? (Потому что — С каких слов начинается объяснение? (Потому что). Об Вывод. Это сложное предложение отвечает на вопрос почему? В нем содержится рассуждение, где дается объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию и т. д. Предложение состоит из двух частей. Первая часть предложения — это то, что объясняется, а вторая часть предло- жения — это само объяснение. В объяснении могут использоваться слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, потому что, значит, кроме того, итак, следовательно. — Послушайте. Шел Сережка по траве, Бил цветы по голове, Бил панамкой, бил ладошкой. Не хотим играть с Сережкой! — Дайте полный ответ на вопрос: «Почему ребята не хотят — Повторите предложение-ответ. (1—2 ученика.) — Что объясняется в этом предложении? — Какое дается объяснение? С каких слов начинается это — Послушайте. Снег кружится над деревней, Снег ложится на деревья, На заборы он ложится И на лысые пеньки. Почему же он боится Теплой маленькой руки? — Дайте полный ответ на вопрос: «Почему снег боится
— Повторите предложение-ответ. (1—2 ученика.) — Что объясняется в этом предложении? — Какое дается объяснение? С каких слов начинается это 5. Физкультминутка Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку: Встаньте прямо, улыбнитесь. Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. «Текст» 11-12 занятия
Сели, встали, сели, встали. Вы, надеюсь, не устали? Надо вам спокойно встать И спокойно подышать. 6. Работа с текстом-рассуждением • Знакомство с текстом Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с текстом (см. приложение 2). С давних пор люди строят из кирпича. Очень он строителям понравился. Почему же так понравился кирпич? Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит и воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича. — Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учени • Анализ текста — Докажите, что это текст. — Определите тему текста. (Текст о кирпиче.) — Определите основную мысль текста. (Кирпич — удобный — Озаглавьте рассказ. (Кирпич.) (Запись заголовка текста — Определите тип текста. (Текст-рассуждение.) Докажи ■— Запишите определение в тетрадь. (Орфографическая диктовка учителя-логопеда, обратить внимание на постановку знаков препинания.) Рассуждение — это объяснение событий, фактов, явлений, причин. • Беседа по содержанию. Составление плана текста. Язы — Проанализируем схему построения текста-рассуж — Сколько в нем частей? Объясните свой ответ.
— Прочитайте то, что объясняется. (Первая часть текста.) — Прочитайте ту часть рассказа, которая содержит объяс — Прочитайте вывод. (Третья часть текста.) — Составим план текста. — Прочитайте первую часть рассказа. — Сначала выделен тезис или основная мысль. (Учитель- — Предложите название этой части. (Почему понравился — Назовите опорные слова этой части. (С давних пор, поче — Прочитайте вторую часть текста. — Приводятся доказательства тезиса. (Учитель-логопед
1 ДОКАЗАТЕЛЬСТВА] — Прочитайте, по порядку все доказательства. — Назовите опорные слова. (Запись в тетрадь, на доске по
Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих,... Кроме того,.. — В конце делается вывод. (Учитель-логопед прикрепляет ТЕЗИС | ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВЫВОД — Прочитайте заключительную часть. — Предложите название этой части. (Из кирпича много до
— Назовите опорные слова этой части. (Во всем мире.) — Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны «Текст» 11-12 занятия
— Назовите языковые средства связи. (Кирпич — он. Используются слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, кроме, того, поэтому.) Образец записи на доске: КИРПИЧ План ТЕЗИС. [ Почему понравился кирпич. С давних пор, почему понравился
Делают, повсюду, под рукой Не горит, не боится Не трескается Тепло, прохладно ВЫВОД.| Из кирпича много домов. Во всем мире • Устный пересказ текста по плану, опорным словам — По плану, опорным словам перескажите текст. использовать при пересказе план, опорные слова; редактирует высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся. 7. Обобщение. Итог занятия — О чем говорится в тексте-рассуждении? (В текстах- — Из каких частей состоит текст-рассуждение? (В текс — Как составить план текста? (Сначала прочитать текст МАТЕРИАЛ ДАЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ Текст-рассуждение «КОНЕК НА КРЫШЕ» • Знакомство с текстом КОНЕК НА КРЫШЕ В старину избы часто украшали коньками. Кто был первым помощником человека? Конечно, конь! Конь помогал крестьянину пахать землю, сеять зерно. Многие века конь служил транспортом. На нем люди ездили и перевозили поклажу. Без коней не было бы и почты. Почтовые лошади перевозили разные вести на большие расстояния. А кто помогал русскому воину в бою? Конь! Случалось, он выносил с поля боя раненого хозяина, спасал ему жизнь. Живет конек на крыше. Дождик прольет — станет конь золотым. Еще выше поднимает голову, гордится собой. (Е. Каменева) — Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 ученика • Анализ текста — Докажите, что это текст. — Определите тему текста. (Текст о коньке на крыше.) — Определите основную мысль текста. (Почему люди поме — Определите тип текста. (Текст-рассуждение.) Докажи — Запишите заголовок. (Запись заголовка текста в тет • Беседа по содержанию. Составление плана текста. Язы — Проанализируем схему построения текста-рассужде — Сколько в нем частей? Объясните свой ответ. — Прочитайте то, что объясняется. (Первая часть текста.) — Прочитайте те части рассказа, которые содержат объяс «Текст» 11-12 занятия
— Прочитайте вывод. (Последняя часть текста.) — Составим план текста. — Прочитайте первую часть рассказа. — Выделите тезис или основную мыс ль. (Учит ель-логопед — Продолжите название этой части. (Конек на крыше.) — Назовите опорные слова этой части. (В старину укра — Прочитайте те части рассказа, которые содержат объяс ляет на доске опорную таблицу). | ДОКАЗАТЕЛЬСТВА — Прочитайте, по порядку все доказательства тезиса. Назовите опорные слова. (Запись в тетрадь, на доске по ходу чтения и разбора текста.) |ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.! Помощник человека: а) на земле; Крестьянину, пахать, сеять б) транспорт; Служил, ездили, перевозили в) почта; Не было бы, почтовые вести, расстояния г) на войне. Помогал русскому воину, случалось, выносил раненого хозяина, спасал — Прочитайте вывод. (Учител ь-логопед прикрепляет на — Предложите название этой части. (Золотой конь.) (За — Назовите опорные слова этой части. (На крыше, про- — Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны — Назовите языковые средства связи. (Конь — на нем, он, ТЕЗИС [ДОКАЗАТЕ ЛЬСТВА! Помощник человека: а) на земле; б) транспорт; в) почта; г) на войне.
Золотой конь. Крестьянину, пахать, сеять Служил, ездили, перевозили Не было бы, почтовые вести, расстояния Помогал русскому воину, случалось, выносил раненого хозяина, спасал. На крыше, прольет, станет, выглянет, поднимает, гордится. «Текст» 13 занятие
Составление плана текста с обозначенными частями,
• формировать умения определять тип текста, срав • закреплять знания о схеме построения текста-пове • формировать умения составлять план текста по
наборы опорных таблиц «Текст-повествование», «Текст-описание», «Текст-рассуждение», лист с текстами (см. приложение 2), памятка «Типы текстов» (см. приложение 2), запись на доске. ХОД ЗАНЯТИЯ; 1. Организационный момент. Беседа-повторение На доске:
пи, ни, са, о, е по, ва, е, вест, во, ни е, рас, де, суж, ни Замок откроется тогда, Когда составишь ты слова. Попробуй разгадать быстрее всех! Уверена, что ждет тебя успех! — Сядет тот, кто из слогов составит слово. Учитель предлагает детям пользоваться памятками. (Дать таблицу «Типы текстов»). Логопед может попросить учащихся в процессе беседы-повторения воспроизвести схему построения того или иного типа текста на доске, пользуясь наборами опорных таблиц типов текстов. — Назовите типы текстов. — Каково содержание текста-повествования? — Как строится текст-повествование? — Каково содержание текста-описания?
— Как строится текст-описание? — Каково содержание текста-рассуждения? — Как строится текст-рассуждение? — Что такое план текста? — Для чего нужен план текста? — Как составить план текста?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|