Распопов Р.В., Загумённый В.А. Уроки Трезвости как средство сохранения интеллекта
Sobriety lessons – the means of saving intellect В статье приведен обзор исследований, проведенных авторами ранее по урокам Трезвости в образовательных учреждениях г. Тюмени. Описаны результаты последнего исследования (ноябрь-декабрь 2016 г. ), в котором изучались творческие способности 10-классников четырех образовательных учреждениях (на материале трех нестандартных математических задач) в связи с их статусом Трезвости: сохраняют это естественное состояние или отравляются интоксикантами (алкоголем, табаком, энергетикам) с определенной частотой. Результаты исследования подтвердили, что самоотравление интоксикантами заметно снижает интеллектуальные способности учащихся, а систематические уроки Трезвости в школах и обучение этому выпускников педагогических профессий – жизненная необходимость. Ключевые слова: Трезвость, уроки Трезвости, педагогика Трезвости, школа, самоотравление, интоксиканты, алкоголь, табак, энергетики, творческие способности. The paper contains the review of early research on Sobriety lessons in schools and the most recent results obtained in November-December 2016. This research was aimed at exploring creative abilities of 10th form pupils in four schools in connection with their Sobriety status – if they preserved this natural state or self-poison themselves with intoxicants (alcohol, tobacco, energetic drink). The results confirmed that self-poisoning with intoxicants significantly lowers intellect and learning ability. And systematic Sobriety lessons in schools and preparing graduating students of pedagogic professions to teach those Sobriety lessons is a vital need. Keywords: Sobriety, Sobriety lessons, pedagogy of Sobriety, school, self-poisoning, intoxicants, alcohol, tobacco, energy drinks, creative abilities. В 2011-2012 учебном году В. А. Загуменным на систематической основе проводились уроки Трезвости в общеобразовательных школах г. Тюмени: №7, №17, №28, №62, №63 (447 учеников с 6-го по 11 класс). Результаты проведённых уроков отслеживались с помощью анкетирования, которое помогает в поддержании обратной связи с учениками и повышает эффективность проведённых уроков.
Анкетирование показало (рис. 1), что массовое приобщение школьников к интоксикантам начинается с 5-го класса. С 5-го по 9-ый класс – 57%, а до 10-го класса 73% школьников приобщились к интоксикантам [1]. Рис. 1. Приобщение школьников к интоксикантам
На рисунке 2 приведены результаты исследования, проведенного в 5-х – 11-х классах одной из школ г. Тюмени в 2010 и 2014 году. В этой школе уроки Трезвости систематически проводились в течение четырёх лет. Нижняя часть диаграммы (желтого цвета) отражает долю учащихся, живущих в Трезвости в 2010 году (до проведения уроков). Верхняя часть диаграммы (зеленого цвета) построена по результатам анкетирования учащихся 5-х – 11-х классов этой же школы в 2014 году (номера классов те же, но ученики другие – бывшие 5-классники на тот момент уже учились в 9-м классе). Диаграмма показывает, что в результате проведения всего 2-х – 4-х систематических уроков Трезвости в год в каждом классе ежегодно в течение четырёх лет в данной школе изменился морально-психологический климат, общее отношение к Трезвости, и во всех классах значительно возросла доля учащихся, живущих в Трезвости. Рис. 2. Прирост живущих в Трезвости через 4 года
Почти линейный характер уменьшения доли живущих в Трезвости говорит о том, что без проведения систематических уроков Трезвости практически стопроцентно гарантировано приобщение ученика к интоксикантам за время обучения. При проведении уроков Трезвости доля живущих в Трезвости возрастает, но не стабилизируется, тенденция снижения сохраняется, что объясняется недостаточным количеством уроков, а также массированным «информационным террором», программирующим молодёжь через СМИ, рекламу и произведения искусства на самоотравление [2].
Резкий выброс на графике в 10-м и 11-м классах объясняется тем, что из двух 9-х классов успешно сдают экзамены и проходят по конкурсу в один 10-ый в основном те, кто живет в Трезвости [3]. Общественной организацией «Трезвая Тюмень» были проведены дополнительные исследования для подтверждения выявленной особенности – сохранения творческого потенциала учащихся за счёт трезвого образа жизни. Для этой цели в 2015-2016 учебном году были проведены письменные тесты по решению задач и анонимные опросы в математических 10-х классах общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, в которых ранее уроки Трезвости не проводились, или проводились очень редко. Контрольная работа включала в себя три задачи. В различных вариантах были изменены цифровые данные, содержание задач оставалось таким же. Время на контрольную работу было определено 7 минут. Разрешено было пользоваться калькуляторами. Письменное задание выполнялось на обратной стороне опросного листа. Исходные условия исследования: Шк-А – уроки Трезвости в школе проводились систематически во всех классах, начиная с 5-го, в течение 5-ти лет; Шк-Б – математический 10-й класс, в котором у 30% учащихся проводились уроки Трезвости в 6-м и 7-м классах; Шк-В, -Г -Д, -Ж, -З – классы общеобразовательной школы, лицеев и гимназий, где уроки Трезвости не проводились. На рис. 3 представлены результаты – количество задач, решенных учениками соответствующих классов, и доля живущих в Трезвости в этих классах. Рис. 3. Результаты анонимного тестирования и анкетирования
По итогам исследования авторы сделали следующие выводы: - Тесты в математических классах, где предъявлялись ещё более жёсткие требования к творческим способностям учащихся, показали, что учащиеся 10-го класса общеобразовательной школы Шк-А, где 95% учащихся живут в Трезвости, не намного уступают учащимся математических классов гимназий и лицеев, где математика изучается более глубоко. - По результатам опроса, из тех учащихся, которые решили три задачи, 82% живут в Трезвости, 18% отравляются редко. Учащиеся, которые не решили ни одной задачи, в Трезвости не живут, травятся редко и часто [2].
В ноябре-декабре 2016 года проведено очередное исследование, объектом которого выступили 10-классы (142 человека): одна школа, один лицей и две гимназии. В школе уроки Трезвости проводились с 4-го класса, в остальных образовательных учреждениях уроки не проводились. При исследовании учащимся предлагалась контрольная работа, состоящая из трех задач: Задача №1. Сколько получится, если полтора разделить на одну треть? Задача№2. Гитара с чехлом стоит 6 500 рублей. Гитара на 6 000 рублей дороже чехла. Сколько стоит чехол? Задача№3. Летят утки, навстречу селезень. Селезень говорит: «Здравствуйте, 265 уток». Утки отвечают: «Нас не 265, но было бы 265, если бы нас было столько, да ещё столько, да ещё полстолька, да ещё четверть столько, да ты с нами». Сколько было уток? Также в анкете был вопрос о личной Трезвости: «Вы пробовали алкоголь, табак, энергетики (подчеркните, что пробовали)? » Нет / 1 раз / несколько раз / очень редко / редко / часто. В результате было получено следующее распределение учащихся по частоте и виду самоотравления (рис. 4, 5, 6). Рис. 4. Частота самоотравлений интоксикантами 10-классников
Рис. 5. Соотношение отравляющихся и не отравляющихся интоксикантами 10-классников
В последующих диаграммах группировка ответов сделана следующим образом (по любому интоксиканту): «нет» = нет, 1 раз; «редко» = несколько раз, очень редко, редко; «часто» = часто. Рис. 6. Распределение по частоте самоотравлений интоксикантами опрошенных 10-классников
Далее были соотнесены частота самоотравлений и количество решенных задач (рис. 7, 8). Рис. 7. Количество опрошенных, решивших задачи, в зависимости от частоты самоотравлений интоксикантами
Рис. 8. Доля опрошенных, решивших задачи, в зависимости от частоты самоотравлений интоксикантами
Результаты исследования по классам (образовательным учреждениям) сведены в диаграмму (рис. 9), на которой отчетливо видно, что в классах с большей долей живущих в Трезвости количество решенных задач (успеваемость, творческие способности при решении нестандартных задач) выше, чем в классах, где меньшее число учащихся ведут трезвый образ жизни.
Рис. 9. Результаты анонимного тестирования и анкетирования
Таким образом, по итогам исследования, и учитывая полученные ранее результаты, сделаны следующие выводы: 1. Массовое приобщение к интоксикантам начинается с 5-ого класса. 2. Систематические уроки Трезвости дают практически гарантированный результат: в школе, где уроки проводились систематически, большее число детей сохраняют Трезвость, и выше успеваемость. 3. В 10-й класс после экзамена проходят по конкурсу большей частью те, кто живёт в Трезвости. 4. Самоотравление интоксикантами (алкоголем, табаком и другими) заметно снижает интеллектуальные способности учащихся. 5. Жизненно необходимо для общества обучение студентов педагогических ВУЗов и ССУЗов основам науки Трезвости, которые они смогут использовать не только на благо своих молодых семей, но и передадут своим воспитанникам в образовательных учреждениях. Список литературы 1. Загумённый В. А. Методика и результаты анкетирования школьников на уроках Трезвости / В. А. Загумённый // От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости: материалы XI научно-практической конференции (г. Копейск, 16-17 февраля 2013 г. ). – Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. – С. 48-57. 2. Загумённый В. А. Эффективность уроков Трезвости и их влияние на творческие способности учащихся / В. А. Загумённый, Р. В. Распопов // Трезвость – необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России: материалы XIV научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал». – Тюмень: ТИУ, 2016. – С. 26-35. 3. Загумённый В. А. Отношение подростков и молодёжи к Трезвости по результатам анкетирования тюменских школьников / В. А. Загумённый, Р. В. Распопов // Здоровый образ жизни российской молодёжи: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 5-летию программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа! » – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – С. 134-139. Сведения об авторах Распопов Роман Владимирович, к. т. н., доцент кафедры кибернетических систем, Тюменский индустриальный университет, член Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», romanraspopov@gmail. com, тел. 8-905-820-5283. Загумённый Владимир Афанасьевич, член Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», zva-1950@mail. ru, тел. 8-922-043-0589.
About authors Raspopov R. V., cand. of tech. sciences, associate professor of Cybernetic Systems department, Tyumen Industrial University, member of Tyumen city public organization “Trezvaya Tyumen”romanraspopov@gmail. com, tel. 8-905-820-5283. Zagumenniy V. A., member of Tyumen city public organization “Trezvaya Tyumen”, zva-1950@mail. ru, tel. 8-922-043-0589. УДК 37. 034 Кушнарёв Г. С. Kushnarev G. S.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|