Концепция программы «Я – компетентный родитель»
Многочисленными нормативными и концептуальными документами родители признаются полноправными субъектами педагогического процесса. Но, несмотря на это, нередко выбор содержания и форм работы с родителями является случайным, отличается бессистемностью, отсутствием содержательного и технологического оснащения целенаправленной работы по становлению родительской компетентности. В организации этой деятельности много формализма: за благополучными показателями «охвата» родителей разными видами повышения их компетентности теряются главные реальные достижения в их отношении к ребенку, к дошкольному учреждению; в формах и методах работы с родителями еще не преодолены шаблон и стереотипность. В чем же состоит особая сила семьи в личностном развитии малыша? В чем кроется ее главная тайна, знания которой делают ребенка счастливым, уверенным в себе? Прежде всего, семья выполняет те функции (назначение), которые не может в совокупности предоставить ни одно образовательное учреждение. Только в семье, благодаря родителям, возможно рождение человека. Полноценная реализация родителями репродуктивной (воспроизводящей) функции позволяет сохранить и преумножить свой род, подарить своему малышу счастье семейно-родственных отношений, радость общения с любимыми братьями и сестрами. В семье происходит удовлетворение важнейшей потребности человека в любви и взаимопонимании, создается ощущение безопасности, защищенности, абсолютного принятия ребенка со всеми его «чудесами», особенностями и крайностями, безотносительно его громких успехов или неудач. Семья призвана изначально выполнять функцию «осчасливливания», создавать ощущение эмоционального комфорта, радости, веры в завтрашний день, уверенности в наличии «надежного причала», «тихой гавани», «родной пристани».
В семье закладывается фундамент будущей личности, поскольку в рамках индивидуальной семейно-бытовой культуры содержаться те ценности, которые будут путеводными в жизни малыша, те знания и смыслы, которые станут основополагающим в становлении интеллекта, добропорядочности, эстетического восприятия мира, бережного отношения к результатам человеческого труда и достояниям культуры. Готовы ли современные родители к полноценному выполнению своей непростой роли, законодательно закрепленной в ряде нормативных документов, функционально признанной законом об образовании, негласно регламентируемой самой спецификой семейного бытия, направленной на реализацию воспитательной функции? Современная семья отличается рядом особенностей, прежде не свойственных ей и обусловленных спецификой социально-экономических отношений, влиянием разных факторов (совокупности обстоятельств, причин, условий) на семейные ценности, устои. Эти особенности имеют место в разных сферах семейных отношений и оказывают разное влияние (позитивное, негативное) на реализацию воспитательной функции семьи. Прежде всего, они проявляются в ценностно-ориентационной сфере: - в семейных отношениях все большее значение приобретают материальные ценности, ориентация на достаток, карьеру, положение, статус; - общечеловеческие ценности (истины, красоты, любви, благородства, достоинства, чести) утрачивают смыслы, обедняются, отрицаются и низводятся до пороков; - стремление родителей к самореализации и индивидуализации актуализирует потребность в личной профессиональной успешности, ставит под сомнение необходимость выполнения родительских функций; - понимание родителями выгод семейного бизнеса за счет своих детей приводит к обесцениванию их жизни, что находит отражение в торговле детьми, в организации порнографических и иных услуг.
Не менее губительными для реализации воспитательной функции семьи являются особенности, связанные со сферой брачно-семейных отношений: - возрастание числа ранних браков снижает уровень ответственности родителей за своих детей; - увеличение числа поздних браков проблематизирует реализацию репродуктивной (воспроизводящей, детородной функции родителей), смещает ценности воспитания в сферу гиперопеки, что приводит к инфантилизму в социальных проявлениях детей. Но самым серьезным препятствием в реализации воспитания семьи представляют проблемы, связанные с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей, что проявляется в недоверии по отношению к образовательным учреждениям в части решения воспитательных задач, в отсутствии интереса и потребности в реализации воспитательной функции, в ориентации на зарубежное образование и частное воспитание как более эффективное по сравнению с отечественным общественным образованием. Проблема низкого уровня психолого-педагогической компетентности родителей усугубляется широким распространением практики «воспитания на дому», при которой вопрос о готовности родителей к реализации воспитательной функции, как правило, не затрагивается. Результативность работы, направленной на личностное развитие детей, во многом предопределяется тем, насколько эффективно задействованы в педагогическом процессе родители. Возможность родителей быть истинными субъектами образовательного процесса предполагает наличие основополагающей компетентности родителей по реализации воспитательной функции. Компетентность родителя – это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.). Компетентность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности». Компетентность родителя может быть определена как способность приводить свой образ жизни, сердцевину которого составляет родительский труд, в соответствии с образом мира как целостной и системно-смысловой действительностью. Она заключается в умении прогнозировать цели и результат психолого-педагогического влияния, в построении информационных моделей и принятия самостоятельных решений. Сущность компетентности родителя состоит в сложном, целенаправленном проявлении личности, которое выражается в ценности отношений и определяется совокупностью научно-теоретических знаний, практических умений и навыков, наличием определенных личностных структур и способностью к непрерывному творческому совершенствованию.
Родительская компетентность как интегративное личностное образование основывается на ряде компетенций, проявляющихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность компетенций, обеспечивающих готовность к реализации воспитательной функции, составляет основу родительской компетентности. Быть компетентным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции. Родительская компетентность базируется на ключевых и сопутствующих компетенциях (Е.В. Бондаревская). К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. В качестве ключевых компетенций могут быть рассмотрены: - информационная (когнитивная) компетенция, включающая определенный объем знаний по общим вопросам (основам) анатомии, физиологии, психологии, педагогики; частных методик; - мотивационная компетенция, отражающая наличие социально-значимых и субъективно-значимых мотивов и потребностей реализации воспитательной функции, интерес к личностному развитию своих детей; - технологическая (процессуальная) компетенция, проявляющаяся в овладении способами организации взаимодействия со своими детьми в процессе решения воспитательных задач;
- коммуникативная компетенция, предполагающая ориентацию родителей на диалоговое, бесконфликтное общение; - аналитическая (рефлексивная) компетенция, проявляющаяся в умении анализировать уровень собственной готовности к выполнению воспитательной функции, оценивать результаты собственных достижений в личностном развитии своего ребенка. К сопутствующим компетенциям относятся те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия родителей, индивидуальные возможности детей. Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных учреждений. Цель программы – содействие процессу становления ключевых и сопутствующих компетенций родителей, обеспечивающих их активное участие в личностном развитии детей дошкольного возраста в условиях общественного и семейного воспитания. Задачи становления ключевых компетенций родителей - в области информационной компетенции: o содействовать обогащению знаний родителей по основам анатомии, физиологии, психологии, педагогики, частных методик; o способствовать активному обогащению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания детей в домашних условиях; o конкретизировать представления о нормативных и концептуальных документах, ориентирующих на участие родителей в воспитании своих детей; o уточнить и обобщить представления родителей о путях реализации собственной воспитательной функции; - в области мотивационной компетенции: o способствовать становлению устойчивой потребности к реализации воспитательной функции; o содействовать развитию интереса родителей как воспитателей детей к грамотной организации семейного воспитания, к созданию развивающей предметной пространственной и социальной среды, к изучению личности своего ребенка и прогнозированию перспектив его развития; o способствовать формированию ответственности за результаты семейного воспитания, становлению субъективно-значимых и общественно-значимых мотивов реализации собственной воспитательной функции; - в области технологической компетенции: o содействовать активному и осознанному овладению родителями умениями организации разных видов деятельности, способствующих личностному развитию ребенка в условиях семейного воспитания; o способствовать формированию навыков оказания ребенку педагогически целесообразной и развивающей помощи по разным направлениям личностного развития (познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического, экологического, социального);
o формировать умения, связанные с организацией свободной деятельности и семейного досуга ребенка, создания необходимого развивающего пространства; - в области коммуникативной компетенции: o способствовать становлению основ социальной ориентации в общении со своим ребенком, предопределяющим его восприятие как равноправного партнера в межличностном диалоге; o формировать способы бесконфликтного взаимодействия; o обогащать сферы межличностных отношений; - в области рефлексивной компетенции: o способствовать формированию осознанного отношения к необходимости анализа правомерности условий семейного воспитания; o содействовать проявлению устойчивого интереса к оценке собственных воспитательных достижений; o обогащать опыт рефлексии своих влияний на личностное развитие детей дошкольного возраста. Программа построена в соответствии со следующими принципами: - научности, предполагающим отражение в предъявляемом материале основных закономерностей личностного развития детей и организации семейного воспитания; - доступности, обеспечивающим адаптацию научных знаний к уровню понимания и воспроизведения их родителями; - последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное обогащение знаний родителей по разным сферам личностного развития ребенка и организации его воспитания в семье; - интегративности, предусматривающим возможность использования программного материала в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.), и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной); - диалогичности, ориентирующим на установление доверительных взаимообогащающих отношений педагогов с родителями. Содержание программы представлено по блокам, отражающим разные периоды возрастного развития (ранний и дошкольный возраст), разные направления становления личности (речевая, познавательная, социальная, экологическая, художественно-эстетическая и др.), воспитательные возможности разных видов деятельности (игровая, двигательная, изобразительная и др.). Структурно каждый блок представлен: - содержанием, отражающим разные сферы социальной, физической, художественно-эстетической, экологической, гностической культуры, доступной восприятию и освоению родителями в процессе становления их ключевых и сопутствующих компетенции; - литературой для поставщика услуг, раскрывающей основные задачи, методы и формы становления родительской компетентности; - литературой и сайтами для родителей, обогащающими их информационное поле по разным проблемам воспитания ребенка в семье, способствующими становлению технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций; - методическими рекомендациями для специалистов по организации занятий с родителями; - заданиями для детско-родительского взаимодействия; - психолого-педагогическими ситуациями для родителей; - практико-ориентированными или тренинговыми упражнениями для родителей; - материалом для контроля и самоконтроля (тесты, вопросы, задания). Критерии эффективности реализации программы: - активная позиция родителей в реализации воспитательной функции; - наличие устойчивого интереса к личностному развитию своих детей, актуализированной потребности в грамотной организации семейного воспитания; - признание себя важнейшими и полноправными субъектами воспитания своих детей, наличие личносто-значимых и социально-одобряемых мотивов семейного воспитания; - сформированность родительской компететности, способствующей своевременному (соответствующему возрасту) и качественному (соответствующему социальному заказу, нормативным требованиям) развитию своих детей. Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, требующий четкой дифференциации задач на каждом из этапов, оптимальный подбор содержания, средств, методов, форм организации, создание необходимых условий. Организацию этой работы целесообразно проводить в рекомендуемой последовательности. Первый этап – проблемно-аналитический. Он связан с определением актуальности вопросов о повышении родительской компетентности в конкретном образовании учреждении. Второй – поисково-диагностический. Его основное назначение – определение основных параметров и диагностического инструментария по выявлению уровней родительской компетентности. Третий – проектировочный, связанный с определением перспектив отбора содержания и технологических аспектов становления родительской компетентности. Четвертый – внедренческий. На этом этапе осуществляется реализация проекта и внесение корректив в содержание и технологии процесса становления родительской компетентности. Пятый – итогово-аналитический, позволяющий в процессе сопоставления уровней родительской компетентности определить эффективность проведенной работы. Поскольку родительская компетентность является многоаспектым личностным образованием, затрагивающим когнитивную, мотивационно-потребностную и поведенческую сферы, в ее становлении необходимо использование вариативных технологий, допускающих использование разных средств, методов и форм организации (лекции, деловые игры, тренинги и мн. др.). При этом следует учитывать, что эффективность их применения во многом предопределяется многообразием их функционального назначения. Результативность работы по становлению родительской компетентности отслеживается как по динамике показателей ее основных компетенций, так и по общим достижениям в личностном развитии детей, в установлении диалогового общения, в росте удельного веса и признании особого статуса семьи в решении воспитательных задач детей дошкольного возраста. Становление родительской компетентности может осуществляться педагогами дошкольных образовательных учреждений при условии предварительного прохождения ими курсов повышения квалификации «Реализуем программу “Компетентный родитель”».
Раздел 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|