Методические рекомендации для специалиста
Наиболее благоприятные условия физического развития и здоровьесбережения детей дошкольного возраста могут быть созданы в семье компетентных родителей. В связи с этим актуализируется необходимость формирования необходимых знаний о закономерностях психофизического развития детей, новообразованиях, связанных с психомоторным развитием, необходимых направлениях и условиях взаимодействия с детьми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности: реализации программы для компетентного родителя «6 шагов к здоровью малыша», предполагающей организацию правильного питания, закаливания, адекватной возможностям ребенка физической нагрузки и организации двигательной активности, моделирование режима дня, повышение резистентности организма, использование мер по уравновешиванию нервных процессов в течение дня. Начать работу с родителями целесообразно с дискуссии на тему «Почему с детства необходимо воспитывать самостоятельность, сознательное отношение, потребность в активных физических упражнениях физической культуре? Что дает ребенку умение самостоятельно управлять своими “живыми движениями”?», где рассмотреть вопросы: 1. Движения имеют незаменимое влияние на жизненные процессы, является важным условием высокого темпа развития детского организма одновременно средством его укрепления. 2. Велико значение движение для обмена веществ, для выработки гормона – адреналина, тонизирующего все жизненные процессы. 3. Двигательная функция связана с соматической, обеспечивает кровообращение и дыхание. 4. Движение влияет на повышение иммунобиологических свойств организма, его устойчивость к болезням. 5. Недостаток движений у ребенка приводит к негативным явлениям в организме: атрофии, потере белка, замене части мышечной ткани жировой.
6. Движение снимает нервно-мышечное напряжение современного ребенка, который поглощает массу информации по телевизору, у компьютера, из книг в детском саду, из общения на улице. В работе с родителями эффективны тренинги по выполнению парных физических упражнений, мастер-классы по освоению технологии закаливания, приготовлению «здоровой пищи» для малыша, практикумы по освоению здоровьесберегающих и восстановительных технологий, проектирование режима дня и создание модели двигательной активности для всей семьи. Список литературы для специалиста: 1. Андреев, Ю.А. Три кита здоровья / Ю.А. Андреев. – СПб., 1996. 2. Бехтерев, В.М. Личность и условия ее развития и здоровья / В.М. Бехтерев // Избранные труды по психологии личности. Т. 2. Объективное изучение личности / под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. – СПб., 1999. 3. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. – М., 2002. 4. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. – Л., 1989. 5. Монтессори, М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе / М. Монтессори. – М., 1922. 6. Страхов, Н. Об основных понятиях психологии и физиологии / Н. Страхов. – СПб., 1984. 7. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 1997. 8. Бобылева, Е.А. «Ты и я – начинается семья…» (размышления старшеклассников и советы родителей по теме: «Как быть счастливым в семье») / Е.А. Бобылева // Самый, самый, самый классный: материалы сборника городской научно-практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи. – Н. Новгород, 2003. 9. Безруких, М.М. Здоровье детей и школа. Проблемы и перспективы / М.М. Безруких // Перемены. – 2000. – №1. – С. 148-160. 10. Брехман, И.И. Проблемы обучения человека здоровью / И.И. Брехман // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Вып. 2. – Владивосток, 1995. – С.40-49.
11. Демин А.К. Как нам защитить здоровье новых поколений детей, подростков и молодежи – стратегическое достояние России? / А.К. Демин, И.А. Демина // Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России: мат. Всерос. форума по политике в области общественного здоровья (1 октября 1997 г. – 30 августа 1998 г.) / под ред. А.К. Демина, И.А. Деминой. – М., 1999. – С. 9-18. 12. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 № 1202-р. – М., 2000. 13. Новикова И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей / И.М. Новикова // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 8. – С. 116-119. 14. Социокультурный аспект проблемы отношения родителей к здоровому образу жизни / И.М.Новикова. – Международный научный педагогический Интернет-журнал «Образование: исследовано в мире» ГНУ ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО; OIMRU. – М., 2006; № Эл. 37-06. 15. Токаева, Т.Э. Парная гимнастика с детьми и родителями / Т.Э. Токаева. – Пермь, 2003. 16. Токаева, Т.Э. Азбука здоровья. Региональная программа физического и валеологического развития детей дошкольного возраста / Т.Э. Токаева. – Пермь, 2003.
Литература для родителей: 1. Вильчковский, Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье / Э.С. Вильчковский. – Киев, 1987. 2. Коростелев, Н.Б. От А до Я / Н.Б. Коростелев. – М., 1987. 3. Шишкина, В.А. Движение + движение / В.А. Шишкина. – М., 1992. 4. Субботский, Г.В. Ребенок открывает мир / Г.В. Субботский. – М., 1992. Тренинговые задания Парная гимнастика на лыжах Вводная часть. Разминка лыжников. Пробежка вокруг лыжного стадиона. Упражнение на дыхание (5 мин.). Построение в круг. Выполнение упражнений в парах с двумя лыжами: 1. Проверим «зеркало» лыжи. И.п. – стоя лицом друг к другу, ноги врозь, лыжи держать двумя руками. В.: имитация натирания наружной поверхности лыжи от носка лыжи до пятки. 2. «Погреемся». И.п. – стоя лицом друг к другу, руки вниз. В.: активно растирать, похлопывать друг друга по спине, рукам, ногам. 3. «Попрыгаем вокруг лыжи». И.п. – стоя лицом друг к другу каждый у своей лыжи, взяться руками. В.: прыжки с опорой на лыжу вокруг лыжи.
4. «Разминаем туловище и руки». И.п. – стоя лицом друг к другу на расстоянии длины лыжи – 2 лыжи в руках. В.: поочередно делать маховые движения вперед, назад, одновременно сгибая ноги в коленях, полуприсядая. 5. Оденем лыжи, проверим крепления. (Взять обе лыжи и одеть их на ноги. И.п. – стойка рядом друг с другом на лыжах. В.: 1-3 – сделать наклон к правой (левой) ноге, 2-4 и.п. Постараться делать синхронно. После разминки дети и родители выходят на парную лыжню. Родителям Пилюлькин рекомендует терпеливо, в медленном темпе помочь детям управлять своими «живыми движениями» как машиной или другой игрушкой. Указания детям (о цели ходьбы на лыжах) – «Пройди в позе лыжника два круга (100 м)»; об образе лыжника – «Смотри на меня, я рядом, представляй как мышцы сначала растягиваются, а затем тянутся обратно как при ходьбе большими шагами»; указания об исполнении движения – «Не спеши, управляй лыжами на лыжне» (предложение выполнить скольжение на лыжах как в замедленном кино, о силе толчка и сохранении равновесия, предложить почувствовать мышечную радость от скольжения на лыжах); указания об исправлении техники скольжения – «Постарайся сильнее сгибать ноги в коленях, наклони туловище вперед, размахивай руками сильнее, не нужно переваливаться как мишка – старайся скользнуть вперед». Не забудьте похвалить внимательного ученика доброй улыбкой, прижать к себе. Подвижная игра на лыжах «Карусели». Первый раз дети из шеренги скользят на лыжах по целине, родители считают количество шагов. Второй раз идут родители – дети считают. Третий раз родители и дети, держась за руки, выполняют это упражнение. Заключительная часть: дети и родители чистят лыжи от снега, уходят дружно в группу. В группе – чаепитие. Во время чаепития Пилюлькин всех поздравляет с наступающим Новым годом и дарит рецепт управления «живыми движениями» детей, значки «Юный лыжник» детям и стихи Ю. Мерзлякова родителям: Учитесь управлять собой, Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой, Умейте начинать сначала. Споткнувшись, самому вставать, В себе самом искать опору. При быстром продвиженьи в гору Друзей в пути не растерять... Не злобствуйте, не исходите ядом. Не радуйтесь чужой беде. Ищите лишь добро везде, Особенно упорно в тех, кто рядом. Не умирайте, пока живы! Поверьте, беды все уйдут: Несчастья тоже устают, И завтра будет день счастливый! Вопросы для контроля 1. До какого возраста ребенка матери следует быть всегда с ним: а) 1 год; б) 3 года; в) 5 лет? 2. В каком возрасте ребенка родители обычно замечают последствия его однобокого воспитания – тренинга ею способностей: а) 5 лет; б) 7 лет? 3. Укажите три кита здоровья ребенка: а) тренировка кардиосистемы; б) тренировка системы дыхания; в) тренировка системы терморегуляции; г) тренировка нервной системы; д) тренировка зрительного анализатора. 4. С какого возраста ребенка ему допустимо использовать компьютер с учебными целями: а) 3 года; б) 5 лет; в) 7 лет? 5. В каком возрасте мальчик принимает роль отца, а девочка – роль матери в подвижных играх: а) 1-3 года; б) 5-7 лет; в) 15-21 год? 6. Источники формирования двигательной активности детей: а) самостоятельные действия с игрушками двигателями, наличие свободного пространства и запретов на движения, стимуляция удачных двигательных действий которые поддерживает мать и близкое домашнее окружение; б) разучивание подвижных игр; в) выполнение парных физических упражнений, телесный физический контакт; в) просмотр телепередач на спортивные темы; г) прогулки на свежем воздухе. 7. Пользуясь знаниями закономерностей психофизического развития, определите, в каком возрасте ребенок может: а) пробежать 5 км в день; б) проползти по квартире 4,5 м в день; в) проползти до 60 см; г) раскачиваться на турнике до 20 мин.; д) играть в прятки; е) дифференцировать понятия «хорошо» и «плохо»; ж) выполнить самомассаж «волшебными рукавичками»; з) провести самоанализ своего поведения. 8. Какой возраст является определяющим для формирования послушания ребенка родителям: а) 0-3 года; б) 3-5 лет; в) 740 лет; г) 1042 лет? 9. До какого возраста не рекомендуется применять телесные наказания: а) 0-3 года; б) 3-5 лет; в) 7-10 лет; г) 10-12 лет? 10. Используя принципы позитивной педагогики, как правильнее поощрить ребенка словами: а) Ты просто молодец! б) Как хорошо ты поступила, что принесла маме тапки! в) Ты хорошая девочка, потому что принесла маме тапки? 11. До какого возраста ребенок запечатлевает мужской и женский способы общения: а) до 18 лет; б) до 1 мес.; в) до 3 лет? 12. До какого возраста физическое воспитание должно опережать нравственное и умственное:
а) до 1 года; б) до 7 лет; в) до 3 лет; г) до 10 лет? 13. В каком возрасте могут проявиться ошибки родителей в воспитании ребенка от 0 до 3 лет: а) 12-14 лет; б) 14-17 лет; в) 17-19 лет; г) 19-21 год; д) 21-24 года? 14. В каком возрасте берут начало корни психических заболеваний: а) 0-3 года; б) 3-5 лет; в) 5-7 лет; г) 7-10 лет; д) 10-12 лет?
Блок «Дети и мир природы» Цель: содействие формированию компетентности родителей в вопросах экологического воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Способствовать формированию экологической компетентности, предполагающей овладение основами экологии и развитие способности к разрешению экологических проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности; 2. Содействовать становлению психолого-педагогической компетентности в области экологического образования, предполагающей освоение содержания и методики экологического воспитания детей дошкольного возраста; 3. Содействовать становлению мотивационной компетентности, предполагающей развитие потребности формировать у детей дошкольного возраста начала экологической культуры, интереса к природному миру и социально-значимых мотивов его защиты.
Тема 1. Нам этот мир завещано беречь Экологические проблемы глобального, регионального и локального характера. Актуальность формирования на современном этапе развития цивилизации экологического сознания экоцентрического типа. Природа как универсальная ценность для человека. Необходимость формирования у всего населения планеты разумных потребностей. Зависимость состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды. Требования к экологии жилища. Выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, занятий спортом. Правила поведения во время отдыха на природе, в экстремальных ситуациях. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы: познавательная, эстетическая, коммуникативная, психофизологическая и др. функции. Дошкольный возраст – начальный этап формирования экологической культуры. Антропоморфизм и артификализм восприятия, когнитивная направленность субъектно-прагматического отношения к природе как особенности периода дошкольного детства. Тема 2. Мы в ответе за тех, кого приручили Видовое разнообразие комнатных растений, их происхождение, биологические особенности; зависимость ухода за растениями от дифференцированных потребностей в различных факторах внешней среды. Аквариум как искусственная мини-экосистема; требования к оформлению аквариума, уходу за его обитателями. Биологическая характеристика класса птиц, особенности их содержания в домашних условиях. Подбор и содержание земноводных и пресмыкающихся; устройство террариума. Основные экологические группы млекопитающих; варианты оборудования клетки для грызунов (морские свинки, хомячки и пр.); условия содержания кошек и собак. Критерии выбора домашних питомцев (неприхотливость, безопасность для здоровья детей, типичность строения, представляют интерес для наблюдения). Влияние привлечения детей к уходу за домашними питомцами на формирование знаний о потребностях живых организмов и способах их удовлетворения, трудовых умений, заботливого и ответственного отношения. Последовательность осуществления совместной трудовой деятельности: выявление состояния комнатных растений и самочувствия животных, определение недостающих компонентов жизненно важных условий (вода, корм, чистая подстилка и пр.); трудовые операции по улучшению условий жизни домашних питомцев; кратковременное наблюдение за животными, любование растениями. Методика обучения дошкольников доступным трудовым операциям. Тема 3. По малину в сад пойдем Условия выращивания экологически безопасного урожая. Характеристика основных видов культурных растений. Организация совместной с детьми трудовой деятельности по выращиванию растений в цветнике, садовом или приусадебном участке. Значение, содержание и особенности организации наблюдений за ростом и развитием живых объектов. Тема 4. Из чего же, из чего же, из чего же сделаны… Понятие детской поисковой деятельности, ее роль в освоении знаний о природе, формировании познавательного интереса к ней. Условия организации и алгоритм проведения ЭПД: постановка задачи, анализ условий, выдвижение предположений, обсуждение их, определение способов проверки (наблюдение, опыт, моделирование, эвристическая беседа), формулирование детьми выводов. Влияние организации целенаправленного, планомерного, активного восприятия объектов и явлений природы на развитие ребенка. Последовательность рассматривания природного объекта: кратковременное целостное восприятие; выделение основных структурных частей объекта; выделение мелких, малозаметных частей объекта, их связи с основными частями; повторное целостное восприятие. Значение несложных опытов в выявлении скрытых особенностей объектов, в установлении детьми причинно-следственных связей и зависимостей в природе, в формировании познавательной активности, развитии любознательности. Содержание опытов с объектами неживой природы и растениями. Требования к организации и проведению опытов. Своеобразие методики руководства опытнической деятельностью (подготовка к опыту; этапность проведения опыта, фиксация изменений объекта, анализ результата). Воспитание бережного отношения к природе в процессе проведения опытов. Связь опытнической работы с другими видами деятельности детей. Использование энциклопедической, художественной и периодической литературы, настольно-печатных, словесных и компьютерных игр, телевизионных передач природоведческого содержания, посещение зоопарка и музейных экспозиций в целях обогащения и обобщения знаний детей, формирования познавательных умений, интереса и эмпатии к миру природы. Тема 5. У природы нет плохой погоды Значение ежедневных прогулок для экологического воспитания детей. Особенности организации наблюдений за явлениями природы, ее сезонными изменениями. Способы определения погоды: состояния неба, характера осадков, наличия ветра, степени тепла и холода. Зависимость состояния живых организмов и их видового состава от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Фиксация результатов наблюдений в виде графической модели. Использование игр с водой, песком, снегом, воздухом для формирования у детей представлений о свойствах среды обитания живых организмов. Методические указания Данный курс предполагает уточнение представлений родителей о многообразии ценностей природы, закономерностях процесса становления экологической культуры, знакомство со спецификой формирования экологической воспитанности как качества личности у детей дошкольного возраста. Изучение дисциплины предполагает посещение и работу на лекционных, практических и тренинговых занятиях, а также выполнение заданий для самостоятельной работы.
Литература для специалиста: 1. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. – М., 1993. 2. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону, 1996. 3. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М., 2003. 4. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): учеб. пособие для педучилищ / под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб., 1998. 5. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М., 2005. 6. Николаева, С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников: методическое пособие / С.Н. Николаева. – М., 2005. 7. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М., 2001.
Литература для родителей: 1. Рыжова, Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники / Н.А. Рыжова. – М., 2002. 2. Николаева, С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: рекомендации педагогам, родителям и гувернерам / С.Н. Николаева. – М., 2002. 3. Шорыгина, Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей / Т.А. Шорыгина. – М., 2003. 4. Я иду, гуляю: прогулки с детьми в выходной день. Пособие для родителей. – М., 2002. Задания для детско-родительского взаимодействия: 1. Спросите ребенка, знает ли он, для чего заяц меняет окраску шерсти? Как другие животные спасаются от врагов? Прочитайте ребенку сказку В. Бианки «Первая охота». Обсудите ее содержание: почему щенок не поймал выпь? На что стал похож удод, чтобы спастись от нападения? Почему жук-бомбардир не прятался от щенка, а смело шел ему навстречу? Сделайте вместе с ребенком вывод о том, что щенок никого не поймал потому, что каждое животное имеет свой способ защиты от врагов, и в этом проявляется его приспособление к среде обитания. 2. Познакомьте ребенка с народным названием дождевого червя – «выползок». Обсудите возможные причины появления червей на поверхности земли. Расскажите ребенку о роли дождевых червей в природе. Понаблюдайте, изменилось ли отношение ребенка к «противным червякам». 3. После рассматривания сосулек предложите детям ответить на вопросы: почему сосульки бывают только в начале весны? Почему сосульки отрываются и падают? Почему сосульки так называются, значит ли это, что их можно сосать? 4. Используя светильник и глобус, объясните ребенку последовательность и причину смены частей суток, времен года. Психолого-педагогические ситуации для родителей: 1. Гуляя в парке вместе с ребенком, вы видите стаю голубей. Ребенок радостно бежит и разгоняет птиц. Следует ли поощрять действия малыша? Какие нравственные качества будут при этом формироваться у ребенка? 2. Вы с ребенком идете по узкой лесной тропинке и видите, что впереди через всю дорожку паук сплел свою воздушную сеть. Как вы поступите? 3. Сережа очень интересуется насекомыми. Обсуждая с родителями планы на ближайший выходной, мальчик задумался: где он увидит больше насекомых – в лесу, поле или на лугу. Какой маршрут Вы посоветуете выбрать для прогулки?
Тренинговые упражнения: 1. Упражнение «Детский писатель»(В.А. Ясвин) Основные цели: Коррекция целей и стратегий взаимодействия с объектами природы, идентификация. Ориентировочное время: 30 минут. Материалы и подготовка. Бумага, ручки, начало рассказа, в котором какому-то объекту природы угрожает опасность. Например: «Ночь была сырая и теплая. Асфальт шоссе, целый день усердно раскаляемый неутомимым солнцем, приятно согревал лягушонку Флиппу, не только лапки, но и брюшко. Брюшко еще согревал и десяток проглоченных толстеньких ночных бабочек, которых на ночном шоссе можно было ловить без всякого труда. Они почему-то не улетали от Флиппа, как обычно. Одни пытались лишь неуклюже уползать, а другие и вовсе только чуть-чуть шевелились. Вот так удача! Вдруг сидящий на асфальте лягушонок услышал, да нет, не услышал, а почувствовал всем телом какой-то странный нарастающий гул. Повертев головой, он заметил сначала два каких-то желтых светящихся глаза, которые потом превратились в ослепляющую лавину света. Флипп съежился и замер от страха. В это время...» Процедура. Участникам необходимо закончить рассказ, при этом постараться обращать внимание не только на развитие событий, но и на чувства, переживания, которые в этих ситуациях должны были бы испытывать их герои. Рассказы зачитываются в группе без комментариев и обсуждения. Примечание. Упражнение можно закончить чтением одного или нескольких отрывков из рассказов о животных Сетон-Томпсона с комментариями ведущего. 2. Упражнение «Подарок на день рождения»(В.А. Ясвин) Основные цели: развитие эмпатии, стимулирование воображения и идентификации. Ориентировочное время: 30 минут. Материалы и подготовка: бумага, карандаши, ручки. Процедура. Участники работают в парах. Каждый выбирает себе животное или растение, роль которого ему предстоит взять на себя. Затем участникам предлагается придумать подарок на день рождения от своего имени (как человека) тому животному или растению, которое выбрал партнер. Это могут быть стихи, рисунки, полезные предметы, пища и вообще все, что угодно. Участники обмениваются подарками (или их описаниями), а затем стараются представить и описать те эмоции, которые могло бы испытать животное или растение, получив такой подарок. 3. Упражнение «Экологическая этика» (В.А. Ясвин) Основные цели: формирование экологичности мировоззрения, расширение стратегий взаимодействия с объектами природы, усвоение технологии взаимодействия, усиление всех компонентов личностного отношения к природе. Ориентировочное время: 1 час. Материалы и подготовка: бумага, ручка, компетентность ведущего в области содержания животных и растений. Процедура. Консультируясь с ведущим, участники тренинга выбирают растения или животных, которых они теперь или в будущем собираются завести у себя дома с учетом своих условий, возможностей и симпатий. Также с помощью ведущего составляется список всего, что им следует подготовить, прежде чем животное или растение появится в их доме. Затем составляется этический кодекс содержания дома объектов живой природы, в котором отражаются обязанности, обязательства, гарантии, ожидания и т.п. по отношению к избранному живому существу. Примечание. Особенно эффективно это упражнение в условиях семейного тренинга. В этом случае, кодекс оформляется в виде своего рода «контракта». Он подписывается, с одной стороны, всеми членами семьи, а с другой – одним из них от имени данного животного или растения. Этот член семьи должен стараться отстаивать интересы животного или растения, а в дальнейшем выступать в роли его «адвоката», следящего за строгим соблюдением подписанного договора (лучше всего, если этим «адвокатом» будет ребенок). В принципе, в постоянно действующей группе эколого-психологического тренинга может быть создан совет «адвокатов», которые регулярно собираются для обсуждения и выработки возможных решений проблем, возникающих с отстаиванием прав животных и растений в их семьях. 4. Упражнение «Развиваем наблюдательность» (С.Н. Николаева) Цель: развивать умение правильно наблюдать за живыми объектами (на примере животных). Ориентировочное время: 30 мин. Материалы и подготовка. Бумага, ручка, любое домашнее животное, которое можно выпустить на стол, на пол или для полета в помещении (кролик, морская свинка, кошка, сухопутная черепаха, попугай). Преподаватель заранее просит слушателей подготовить страницу тетради для протоколирования: разделить ее на три колонки для записи результатов наблюдения. В первой колонке делается запись о действиях животного; во второй дается объяснение поведению животного; в третьей определяется отношение наблюдателя к происходящему, его возможные действия. Процедура. Приступая к тренингу, преподаватель просит слушателей соблюдать тишину во время наблюдения, ничего не комментировать, а только заполнять протокол. После наблюдения слушатели зачитывают, обсуждают и анализируют записи. Затем преподаватель создает новую ситуацию для наблюдения, провоцирующую другие реакции и формы поведения животного. Например, кошке можно дать еду, бумажный бантик или мячик. Проводится анализ сформированности у слушателей умений наблюдать, интерпретировать и правильно реагировать на поведение животного. Вопросы и задания для контроля: 1. Что такое природа? 2. Чем живые организмы отличаются от предметов? 3. Что Вы знаете о зайце: где живет, есть ли у него «дом»; чем питается летом, зимой; есть ли у него враги, кто они; как заяц спасается от врагов? 4. Почему перелетные птицы с наступления холодов улетают в теплые края? 5. По каким признакам можно узнать, что дерево погибает? 6. Сформулируйте правила ухода за комнатными растениями. 7. Как правильно ухаживать за домашними животными? 8. Что необходимо делать с мусором, оставшимся после пикника? 9. С какого возраста необходимо начинать экологическое образование? 10. Какие особенности познавательного развития детей дошкольного возраста способствуют формированию субъектно-непрагматического отношения к природе, а какие затрудняют этот процесс? 11. Какие личностные качества формируются у детей в процессе общения с домашними животными? 12. Какова последовательность рассматривания природного объекта? 13. Перечислите способы проверки предположений при организации поисковой деятельности детей. 14. Раскройте возможное содержание опытов с объектами неживой природы. 15. В чем заключаются особенности организации наблюдений за сезонными изменениями в природе?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|