Блок «Музыка и праздники в жизни семьи»
Цель: содействие формированию компетентности родителей в вопросах организации досуговой и музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста. Задачи: 1. Содействовать формированию у родителей информационной компетентности, предполагающей осознания значимости создания и сохранения семейных традиций, их воспитательных влияний на развитие детей дошкольного возраста и основ организации музыкальной и досуговой деятельности. 2. Содействовать становлению у родителей психолого-педагогической компетентности в области организации досуговой и музыкальной деятельности, праздников и развлечений. 3. Содействовать становлению у родителей мотивационной компетентности, предполагающей развитие потребности обогащать эмоциональный мир детей за счет организации музыкальных праздников и досугов на основе содержания семейных традиций. Тема 1. Ваш малыш воспитывается в семье! Семья как институт социализации. Специфика семейного воспитания. Функции семьи: репродуктивная, воспитательно-образовательная, функция социализации, феллицитологическая. Условия семейного воспитания: объективные (уровень материального благосостояния семьи, численность и состав семьи и др.), субъективные (характер внутрисемейных отношений, направленность личности родителей, авторитет родителей, культурный потенциал, семейные традиции, уровень педагогической культуры родителей и др.). Принципы и особенности семейного воспитания. Современные проблемы и особенности семьи как института социализации. Тема 2. Создадим, сохраним, передадим… Традиции и обычаи в семье. Исторический характер традиций. Семейные ценности как первооснова построения традиций, их значение. Истинные и мнимые семейные традиции. Особенности построения и создания семейных традиций. Значение привлечения детей к соблюдению семейных традиций и обычаев. Влияние семейных традиций и обычаев на развитие ребенка. Воспитательные возможности семейных традиций и обычаев. Современное содержание семейных традиций.
Тема 3. Праздник в доме… Семейные праздники – как семейные традиции. Национальные, религиозные, государственные, профессиональные, личные семейные праздники. Дни рождение, крестины, именины, годовщины свадьбы и т.д. Особенности организации торжества в семье. Праздничный этикет. Тема 4. Генеалогия семьи Особенности ознакомление ребенка с родословной, представление о семье, о родственных связях, об уважительном отношении к старшим поколениям, и значимости семейных традиций, обычаев, реликвий и т.д. Тема 5. Музыкальное искусство в жизни ребенка Искусство часть человеческой культуры, мудрость заключенная в прекрасных звуках. Музыка и эмоциональный мир ребенка. Значение музыки для развития художественного восприятия, эмоциональных переживаний ребенка. Музыкальный репертуар для слушания и исполнения в соответствие с возрастными особенности детей (доступными и понятными для восприятия) и художественными требованиями. Музыка и терапевтический эффект. Приобщение к музыке в разных видах деятельности. Подготовка к восприятию музыки, уровень музыкального опыта, формирование эстетической отзывчивости как основа музыкальной культуры. Развлечение с музыкальным сопровождением – яркие события в жизни ребенка, дарящие радость и положительно эмоциональные переживания. Концерты, драматизации, разные виды театров как возможность организации совместной деятельности детей и взрослых. Музыкальная игра, игра на детских музыкальных инструментах, развитие умений ориентироваться в музыкальных произведениях и явлениях.
Литература для специалиста: 1. Воспитание дошкольника в семье / под редакцией Т.А. Марковой. – М., 1986. 2. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг них / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. – М., 1993. 3. Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь / Н.А. Ветлугина. – М., 1989. 4. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. – М., 2000. 5. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М., 1991. 6. Метлов, Н.А. Музыка детям / Н.А. Метлов. – М., 1985. 7. Радионова, О.Н. Слушаем музыку / О.Н. Радионова. – М., 1990. 8. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер. – М., 2000.
Литература и сайты для родителей: 1. Азбука любви: Книга для родителей. – М., 1996. 2. Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь / Н.А. Ветлугина. – М., 1989. 3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1995. 4. Раншбурн, И. Секреты развития личности / И. Раншбурн, П. Поппер. – М. 5. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. – М., 1992. 6. Метлов, Н.А. Музыка детям / Н.А. Метлов. – М., 1985. 7. Радионова, О.Н. Слушаем музыку / О.Н. Радионова. – М., 1990. 8. Матейчек, З. Родители и дети / З. Матейчек. – М., 1992. 9. http//www.7ya.ru. 10. http//www.mama.ru 11. http//www.nanya.ru Задания для детско-родительского взаимодействия: Генеалогическое древо Содержанием и темой для общения с Вашим ребенком может стать обсуждение родословной. Ведь у ребенка в дошкольном возрасте закладывается представление о семье, о родственных связях, об уважительном отношении к старшим поколениям, и значимости семейных традиций, обычаев, реликвий и т.д. Познакомить ребенка с его родственниками – ваша задача. Вы можете вместе с ребенком составить генеалогическое древо вашей семьи. Наверняка, у вас сохранились старые фотографии, разложите вместе с ребенком их на листе бумаги во временной последовательности.
Познакомьте ребенка с семейной историей, семейными преданиями, семейными реликвиями. Расскажите: кто был или есть его дедушка, где родилась и жила его бабушка, как появились на свет Вы и т.д. Все это позволит создать у ребенка чувство общности с его семьей, приобщить его к семейной культуре и почувствовать себя частью целого. А также в будущем он будет беречь и хранить семейное достояние, чтобы передать его своим детям.
Семейный обед Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты членов семьи. Главное чтобы семейные обеды запоминались аппетитными запахами вкусных блюд и улыбками домочадцев. Для того, чтобы ребенок стал полноценным участником этого действа необходимо продумать для него роль. Это может быть обязанность расставлять посуду перед обедом или возможность освоить и представить свое «коронное» блюдо, которое и займет свое почетное место на столе. Или Вы вместе с ребенком каждые выходные проводите кухонные эксперименты и готовите что-нибудь вкусненькое. Можно организовать праздник национальной кухни – сначала своей, а затем и других национальностей. Это позволит ребенку познакомиться с национальной культурой, лучше ее понять и проникнуть в ее сущность, тем самым осознать себя как представителя той или иной национальности, и помочь осознать необходимость уважительного отношения к другим культурам. Время добрых дел Во многих семьях семейной традицией может стать «ростовая линейка». Родители отмечают рост ребенка на специальной линейке. Кроме этого можно каждый год обводить ручку малыша и ножку малыша и создать альбом. Совместное составление вместе с ребенком фотоальбома, отражающего основные и значимые события его жизни позволит приобщить ребенка к семейным традициям. И даже самый маленький член семьи почувствует себя значимым. Создание подарков своими руками на праздники – еще одна семейная традиция. Добрыми традициями в вашей семье могут стать: традиция проведения выходного дня, семейный чай, пицца по пятницам, тематические прогулки «Снежная прогулка», «Животные района», «Профессии», «Здания» и т.д.. Семейный праздник Семейные праздники объединяют, позволяют почувствовать сплоченность, единение, поддерживают семейные традиции. Чтобы праздник не превратился просто в застолье, необходимо тщательно к нему готовиться. Можно вместе с ребенком продумать общую идею праздника, составить сценарий мероприятия, предусмотреть оформление праздника в соответствующем стиле. Радостным событием станет проведение тематического дня рождения. В зависимости от интересов малыша вы можете организовать фруктовое казино, бал у принцессы, парад героев мультфильмов, пиратский день рождения и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|