Методические рекомендации для специалиста
В целях результативности всех форм работы с родителями особое внимание следует уделять организации интерактивной предметно-развивающей среды. Особая роль в создании образовательно-развивающей среды отводится дидактическим играм и пособиям, которые помогают иллюстрировать особенности обучения детей мыслить, анализировать, сравнивать предметы и их группы, выявлять существенные признаки, устанавливать связи, моделировать объекты и др. На занятиях по этому блоку важно обеспечить родителям смену различных видов деятельности. Поэтому в свободном доступе должны находиться разнообразные наборы мелких однородных и неоднородных предметов, игрушек, игр, а также различный природный и бытовой (бросовый) материалы (крышки пробки от бутылок, вышедшие из употребления пуговицы, шишки, желуди, бобы, ракушки и др.). Важным условием успешного освоения содержания программы является гибкость в выборе форм работы с родителями, продуманная система игровых занятий, занятий-тренингов, на которых должна быть предусмотрена коллективная и индивидуальная работа с родителями, а также активная самостоятельная деятельность. Очень полезно давать родителям задания проблемного и поискового характера: что-то придумать, подобрать похожие ситуации, найти решения. Под руководством педагога родители должны активно искать ответы на поставленные вопросы, рассуждать, анализировать, сравнивать. Необходимо развивать интерес к математике, ее практическому применению для детей и взрослых. Важно научить родителей видеть успехи детей в освоении математики, в особенности – детей с низким уровнем активности и самостоятельности.
Литература для специалиста:
1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая. – М., 2004. 2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Э.Г. Пилюгина. – М., 1988. 3. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М., 1974. 4. Логика и математика для дошкольников / сост. Е. А Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1993. 5. Логика. Математика. Конструирование и ИЗО: сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» / ред.-сост. О.Г. Жукова. – М., 2007. 6. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / сост. В.В. Данилова. – М., 1987. 7. Петерсон, Л.Г. Игралочка / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М., 2005. 8. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студентов пед. университета / под ред. А.А. Столяра. – М., 1988. 9. Щербакова, И.И. Методика обучения математике в детском саду / И.И. Щербакова. – М., 2000. Литература для родителей: 1. Агеева, С.И. Обучение с увлечением / С.И. Агеева. – М., 1991. 2. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество / Д. Альтхауз, Э. Дум. – М., 1984. 3. Аменицкий, Н.Н. Забавная арифметика / Н.Н. Аменицкий, И.П.Сахаров. – М., 1991. 4. Бененсов, Е.П. Математика для малышей / Е.П. Бенесов, Е.В. Волянова. – М., 1994. 5. Житомирский, В.Г. Геометрия для малышей / В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин. – М., 1993. 6. Петерсон, Л.Г. Игралочка / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М., 2005. 7. Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.Н. Савин. – М., 1991. Психолого-педагогические ситуации 1. За обедом ребенок взял ложку в левую руку. Мама, заметив ошибку, говорит ребенку: «Возьми ложку в другую руку!». Как правильно маме исправить ошибку сына? 2. Ребенок в 3 года все предметы длинные, широкие, толстые обозначает одним словом «большой».
Почему возникает эта ошибка и как ее избежать? 3. Мама решила познакомить дочь 3,5 лет с кругом и квадратом. В ходе игровых заданий девочка усвоила основные признаки геометрических фигур: круг – круглый, он может катиться, квадрат не катится, т.к. мешают углы. Папа, понаблюдав за деятельностью мамы с дочерью, сказал, что все можно сделать проще, т.е. сразу сказать круг – круглый, а квадрат – квадратный. Кто прав: мама или папа и почему? 4. На столе перед ребенком раскладывают два ряда (один под другим) крупных пуговиц, по 6 штук в каждом ряду. На вопрос родителя о том, одинаково ли количество пуговиц в рядах, ребенок отвечает утвердительно. Затем на его глазах увеличивают расстояние между пуговицами в одном ряду и повторяют вопрос. Ребенок отвечает, что больше пуговиц стало там, где увеличено расстояние между ними. На каком уровне развития мышления находится ребенок?
Вопросы и задания для контроля: 1. Нужно ли учить считать малышей в 2 года? 2. Что важнее: изучение состава числа или обучение вычислительной деятельности? 3. Какие методы обучения используются в процессе формирования элементарных математических представлений? 4. Какую роль в математическом развитии играет чувственное восприятие? 5. Раскройте систему работы по развитию пространственных ориентировок у дошкольников. 6. Раскройте систему работы по формированию временных представлений? 7. Какие приемы используются в обучении детей сравнению контрастных по величине предметов. 8. Перечислите занимательные методы и приемы в обучении математике.
Блок «Социальное развитие и воспитание Детей дошкольного возраста»
Цель: содействие становлению родительской компетентности в вопросах социального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Задачи Информационная компетенция: способствовать формированию основ психолого-педагогических знаний по вопросам - о роли социальной культуры в личностном развитии ребенка; - об особенностях социализации детей дошкольного возраста; - о создании условий, способствующих своевременному и качественному социальному развитию. Технологическая компетенция: содействовать становлению основных способов реализации
- содержания социальной культуры в практике взаимодействия с детьми; - формирования методов становления толерантного отношения к людям. Коммуникативная компетенция: способствовать становлению - диалогового общения; - навыков бесконфликтного общения. Рефлексивная компетенция формировать способы - анализа взаимодействия с детьми; - рефлексии собственной деятельности по организации предметной, пространственной и социальной среды. Мотивационная компетенция способствовать становлению - потребности в воспитании социально успешного и социально адаптивного ребенка; - интереса к сфере социального развития детей; - личностно-значимых и социально-одобряемых мотивов поведения. Тема 1. Сущность социального развития и воспитания Социальное развитие как одно из направлений становления личности детей дошкольного возраста. Основные пути социального развития: социализация, индивидуализация и культуротворчество. Механизмы социального развития (социальная ориентация, эмоциональная идентификация, подражание, нормативная регуляция, рефлексия). Роль семьи в становлении механизмов социального развития. Социальное воспитание как фактор своевременного и качественного социального развития. Тема 2. Цель и содержание социального воспитания Основная цель социального воспитания – содействие своевременному и качественному социальному развитию. Содержание социального воспитания – разные виды социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, конфессиональная, правовая). «Я – человек». Мой внешний вид, мои мысли и чувства. Отношения с другими людьми. Мои разные роли: я – мальчик (я – девочка), я – русский (я – татарин), я – сын (я – дочь), я – будущий школьник. Я имею разные права: на любовь, на жизнь, на образование. Я имею разные обязанности: любить и уважать родных и близких, ценить результаты труда человека, быть благодарным за проявление заботы. «Мой родной дом». Что такое семья. Дальние и близкие родственники. Отношения между родственниками. Семейные праздники, реликвии. Соседи, взаимоотношения с ними. Правила поведения в семье, безопасность поведения.
«Мои друзья». Мальчики и девочки: чем они отличаются, чем похожи. Интересы и развлечения мальчиков и девочек. Культура взаимоотношений. Кем будут, когда вырастут мальчики и девочки. Как стать благородным мужчиной, достойной женщиной. Совместные игры и праздники. «Взрослые люди». Настоящие мужчины и настоящие женщины. Их профессии, увлечения. Труд и спорт мужской и женский. «Все мы разные». Люди разных национальностей. Особенности их культуры, внешнего вида, поведения. Отношения между людьми разных национальностей. Национальные праздники. Тема 3. Задачи социального воспитания Познавательные сведения В зависимости от возраста и уровня развития детей сообщать элементарные сведения; формировать первоначальные представления; уточнять, дополнять, конкретизировать, систематизировать, дифференцировать, обобщать знания; способствовать формированию понятий: - об истории появления и развития отдельного человека; - о специфике внешнего вида мужчин и женщин (физическое строение, одежда, обувь, прическа), характерных аксессуарах; - о внешней и внутренней красоте мужчин и женщин; - о семье как совокупности людей разного возраста и пола, объединенных родовым началом; - об особенностях возрастных и половых проявлений членов семьи; - об особенностях поведения и взаимоотношений людей разного пола и возраста в семье; - о правилах взаимоотношений с членами семьи; - о родословной своей семьи, семейных праздниках, традициях; - о символике государства (флаг, гимн, герб своей страны); - о правах человека и навыках безопасного поведения; - о необходимости, значимости уважительных, дружеских, принимающих отношений между людьми разных культур, мира и понимания между ними; - о родном крае как части России; - о достопримечательностях родного города (села): культурные учреждения, промышленные центры, памятники зодчества, архитектуры, истории; Развитие чувств и эмоций В зависимости от возраста, пола, уровня развития детей: - способствовать проявлению интереса к сверстникам своего и противоположного пола (их предпочтения в играх, игрушках, в видах деятельности; увлечениях, поступках); - воспитывать толерантное, уважительное отношение к представителям противоположного пола; - воспитывать чувство восхищения достижениями взрослых мужчин и женщин, проявлениями ярко выраженных маскулинных и фемининных качеств, внешней и внутренней красоты, актуализировать стремление быть похожим на настоящих мужчин, на настоящих женщин;
- воспитывать чувства родовой чести, привязанности; сопричастности к общим делам, любви и уважения и членам семьи, актуализировать проявление заботы, бережного отношения к родным; - способствовать проявлению познавательного интереса к истории семьи, ее родословной; - воспитывать толерантное отношение к членам семьи, уважение к увлечениям, интересам каждого; - способствовать становлению чувства человеческого достоинства; - воспитывать интерес к истории цивилизации человека; - способствовать проявлению уважения к личным правам и достоинству других людей; - воспитывать интерес к культуре своего народа и представителей других национальностей; - способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к определенной культуре, этнической идентификации; - воспитывать толерантное, уважительное, доброжелательное отношение к людям другой национальности, этноса, расы вне зависимости от социального происхождения, вероисповедания, пола, личностного и поведенческого своеобразия. - воспитывать интерес к истории своего края, города, села, чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края. Формирование поведения В зависимости от возраста, пола и уровня развития детей обучать способам, способствовать развитию умений, формировать навыки: - проявления доброжелательных, бережных взаимоотношений между детьми разного пола; - проявления бережного отношения к процессу и результатам труда взрослых; - проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи, ближайшим родственникам; - проявления бережного отношения к семейным реликвиям; - выполнения обязанностей по дому, поручений в детском саду; - проявления уважительного отношения к историческим личностям, памятникам истории; - проявления толерантного, доброжелательного отношения к представителям своей и других национальных культур; - бесконфликтного поведения в общении с представителями других национальностей, проявления заботливого, уважительного отношения к культурным ценностям разных народов; - участия в традиционных событиях своего города, села; - проявления бережного, заботливого отношения к достопримечательностям города, села. Тема 4. Методы социального воспитания Методы формирования сознания: чтение литературных произведений, этические беседы, творческие рассказы, рассматривание иллюстраций, картин, просмотр видео- и диафильмов и т.д. Методы формирования эмоций и чувств: просмотр спектаклей, решение проблемных ситуаций, исполнение музыкальных произведений и т.д. Методы формирования поведения: моделирование, макетирование, проектирование, упражнения т.д.
Методические рекомендации Данная программа может быть использована в работе с родителями детей дошкольного возраста. Основное содержание программы может быть реализовано в форме минилекций, заседаний семейного клуба «Наш малыш», тренинговых занятий, семинаров-практикумов и других активных форм организации деятельности родителей. Становление информационной компетенции предполагает формирование основ знаний по особенностям социализации, индивидуализации и культуротворчества детей в процессе их приобщения к разным видам социальной культуры (нравственно-этической, народной, национальной, этнической, гендерной, правовой, профессиональной). Форма подачи материала предопределяется степенью общей ориентации родителей в вопросах по данному направлению личностного развития, его освещенности в популярной литературе, осведомленности родителей. Участие родителей в обсуждении полученной информации способствует более критичному отношению к ней, обозначению актуальных проблем по данному направлению личностного развития (лекции, семинары по изученной литературе, сочинения, анкетирование, диалоговое общение). Технологическая компетенция родителей предполагает овладение ими различными способами взаимодействия с детьми в рамках содержания разных видов социальной культуры. Ее становлению могут способствовать деловые игры, тренинги, решение проблемных ситуаций, составление проектов использования социокультурного содержания в социальном развитии детей. Мотивационная компетенция обеспечивается активным включением родителей в разрешение ряда ситуаций, отражающих актуальные проблемы взаимодействия в семье, в освоение опыта семейного воспитания других родителей, в изучение различных нормативных и концептуальных документов, актуализирующих проблемы социализации детей дошкольного возраста (семинары по изученным нормативным документам, консультации с узкими специалистами, публикации собственного опыта, проведение конкурсов, определение лидера семейного воспитания). Становление рефлексивной компетенции предполагает использование активных форм взаимодействия с родителями, позволяющими оценить как свой собственный вклад в создание условий, необходимых для полноценной социализации, индивидуализации и культуротворчество, так и формирование аналитических умений, определяющих уровень достижений ребенка в социальном развитии (семинары-брифинги, презентация предметной и пространственной развивающей среды, просмотр и обсуждения видеофильмов из домашних коллекций, рефлексия в форме ответов на вопросы, написания эссе или мини-сочинений, проектирования и т.д.). Коммуникативная компетенция может быть обеспечена тесным взаимодействием организаторов работы по формированию компетентности родителей, а также детей с членами семьи (развлечения, праздники, турпоходы, клубы выходного дня и т.д.).
Литература и сайты для специалиста: 1. Арнаутова, Е.П. Общение с родителями: Зачем? Как? / Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова. – М., 1993. 2. Бочарова, Н.И. Организация досуга детей в семье / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова. – М., 2001. 3. Венгер, Л.А. Домашняя школа / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М., 1994. 4. Галешникова, Т. В содружестве с семьей / Т. Галешникова // Дошкольное воспитание. – 2007. – №12. 5. Коломийченко, Л. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / Л. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1. 6. Коломийченко, Л.В. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста» / Л.В. Коломийченко, Л.И. Югова. – Пермь, 2003. 7. Коломийченко, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социального развития дошкольников: опыт организации и проведения эксперимента: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Л.А. Гладких. – Добрянка, 2005. 8. Коломийченко, Л.В. Диагностика полоролевой социализации детей дошкольного возраста: методические рекомендации / Л.В. Коломийченко, Ю.С. Григорьева, Е.В. Антонова. – Пермь, 2003. 9. Коломийченко, Л.В. Диагностика психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Л.П. Жолобова. – Добрянка, 2005. 10. Коломийченко, Л.В. Концептуальные аспекты формирования основ национальной и этнической толерантности у детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 6. 11. Коломийченко, Л.В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1. 12. Коломийченко, Л.В. Программа формирования психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Е.В. Зайкова. – Добрянка, 2004. 13. Коломийченко, Л.В. Сущность и генезис педагогических инноваций по проблеме социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 3. 14. Коломийченко, Л.В. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: учебно-метод. пособие / Л.В. Коломийченко, О.В. Оглезнева. – Добрянка, 2005. 15. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М., 2000. 16. Мотова, В.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / В.К. Мотова, Г.Б. Манина. – М., 1999. 17. Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Л.Ф. Островская. – М., 1990. 18. Работа с родителями. Практические реклмендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. / Авт-сост. Е.В. Шитова. – Вогоград, 2009. 19. http://doshvozrast.ru/rabrod/rabrod.htm Сайт «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» На сайте представлено содержание консультаций для родителей и родительских собраний по вопросам значения игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, отбора игрушек и организации детских игр. 20. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac.htm «Все для детского сада» На сайте представлено содержание родительских собраний, педагогических советов, консультаций для воспитателей.
Литература и сайты для родителей: 1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. – М., 1985. 2. Азбука любви. Книга для родителей. – М., 1996. 3. Белобрыкина, О. Волшебный мир домашнего театра / О. Белобрыкина. – М., 1999. 4. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2002. 5. Коломийченко, Л.В. Организация предметной развивающей среды по «Программе социального развития»: методические рекомендации / Л.В. Коломийченко, Е.Ф. Олейниченко, А.А. Метечко. – Пермь, 2003. 6. Коломийченко, Л.В. Психолого-педагогическая диагностика социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко, Ю.С. Григорьева, Г.И. Чугаева. – Карагай, 2006. 7. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кряжева. – Ярославль, 1996. 8. Спиваковская, А.С. Как быть родителями (о психологии родительской любви) / А.С. Спиваковская. – М., 1986. 9. Сухин И.Г. Игры для мальчиков и девочек / И.Г. Сухин. – М., 2009. 10. http://forchel.ru/index.shtml «Челябинский дошкольный». Родителям предоставляется возможность познакомиться со статьями психолого-педагогического содержания о воспитании и развитии ребенка в условиях семьи, получить он-лайн консультации специалистов (педагога, психолога, логопеда, педиатра). На сайте организована работа «Домашней школы» для детей дошкольного возраста, дающая возможность родителям самостоятельно заниматься с ребенком в домашних условиях. Еженедельно детям высылается на e-mail комплекс заданий по определенной теме, включающий устные и письменные задания и игры. Родителям предлагается большой выбор демонстрационного материала (профессии, времена года, домашние животные, дорожные знаки, картины русских художников, флаги, росписи и т.д.) для игр с ребенком. 11. http://ourboys.ru/games «Мальчишкам и их родителям». Представлена характеристика особенностей развития мальчиков и девочек. 12. http://ourgirls.ru/toys «О наших любимых девочках». Дается краткая характеристика особенностей полоролевого развития девочек. 13. http://www.dedkazarepku.spb.ru/ «Детка за репку». На сайте представлен большой выбор раскрасок, он-лайн игр, развивающих игр, игр для мальчиков и девочек. 14. http://www.detskiysad.ru/igrushka.html «Детский сад.ру». На страницах сайта представлена информация для родителей об особенностях психического развития ребенка на разных этапах дошкольного детства, о проведении праздников, о трудовом воспитании ребенка, физическом развитии, об основах детской гигиены, о некоторых детских заболеваниях, рекомендации по организации жизни детей в семье. 15. http://www.solnet.ee/ Детский портал «Солнышко». Познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы, викторины, игры, мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт и многое другое. Виртуальная школа для малышей в игровой форме знакомит детей с окружающим миром, расширяет кругозор, развивает эрудицию, помогает готовиться к настоящей школе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|