Методические рекомендации по реализации программы для специалистов (педагогов, воспитателей, психологов и др.)
Предлагаемая программа ориентирована на работу с родителями разных групп: молодых родителей, родителей дошкольников, воспитывающихся в домашних условиях, родителей дошкольников, посещающих группы кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении и т.д. В зависимости от категории родителей, детей (посещающих или не посещающих детский сад, детей разного возраста), индивидуальных запросов воспитывающих взрослых и их конкретных проблем в использовании игры как средства развития ребенка в условиях домашнего воспитания настоящая программа может быть откорректирована: дополнена, сокращена, структурно перестроена, индивидуализирована, дифференцирована в зависимости от конкретных запросов родителей, их трудностей и проблем. Эффективность реализации программы зависит от уровня профессиональной квалификации и готовности специалистов. Целесообразно, чтобы программу реализовывали специалисты в области дошкольного образования – воспитатели дошкольных образовательных учреждений, методисты-организаторы дошкольного образования, детские психологи с обязательным привлечением специалистов иного профиля: инструкторов по физической культуре, специалистов игротек и лекотек, социальных педагогов и т.д. Реализация предложенной программы может осуществляться в различных условиях и формах организации: консультативные центры для родителей детей дошкольного возраста при дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях дополнительного образования, развивающих образовательных центрах, в процессе работы с родителями детей, посещающих группы кратковременного пребывания, группы по подготовке к школьному обучению и т.д.
Примерные сроки реализации программы: в течение года. Формы реализации: родительский клуб, гостиная, консультативно-тренинговая, консультативная и др. Режим реализации: 1-2 занятия в месяц; одно занятие – теоретическое (консультация, беседа, беседа с элементами консультации, вопросно-ответная форма и т.д.), одно занятие – практическое (практикум, анализ ситуаций, решение педагогических задач, моделирование игровых ситуаций, рефлексия собственной деятельности, работа с выставкой литературы, игровых пособий и т.д.). В структуру занятий вне зависимости от темы рекомендуется включать следующие взаимосвязанные части: вводную (определение задач и содержания совместной деятельности на основе результатов рефлексии родителями своего опыта, трудностей и проблем в воспитании ребенка средствами игры), основную (ее содержание, методы и средства подчиняются теме, задачам и содержанию занятия, но в обязательном порядке предполагают активное участие родителей), заключительную (подведение итогов, рефлексия приобретенного опыта и знаний с точки зрения их роли в преодолении трудностей и проблем семейного воспитания, с точки зрения эффективности достижения целей и задач занятия). Время проведения занятий: не более 40-45 минут, с привлечением на отдельные части занятия детей и всех заинтересованных специалистов и воспитывающих взрослых.
Примерные варианты структуры занятий Тема 7. Играют мальчики, играют девочки… Занятие 13. Как и в какие игры играют мальчики и девочки Задачи: Обогащать представления родителей об особенностях игровой деятельности, игровых предпочтениях девочек и мальчиков на разных этапах дошкольного детства. Познакомить родителей с особенностями построения игрового взаимодействия в разных видах игр с детьми разного пола; с влиянием разных видов игр на освоение детьми опыта полоролевого поведения.
Содержание: Особенности игровой деятельности детей разного пола: предпочитаемые виды игр, тематика, сюжеты, игрушки. Особенности игрового взаимодействия мальчиков и девочек на разных этапах дошкольного детства. Значение и возможности разных видов игр в полоролевой социализации ребенка. Структура: Вводная часть: Постановка проблемной задачи на основе просмотра видеоматериалов (слайдов, иллюстраций и т.д.), демонстрирующих фрагменты игр детей разного пола. Определение вопросов для обсуждения. Основная часть: Сообщение специалиста. Обсуждение игр детей разного пола в условиях домашнего воспитания. Заключительная часть: составление совместно со специалистом рекомендаций по отбору игрушек и организации игровой деятельности мальчиков и девочек на разных этапах дошкольного детства. Домашнее задание: Разработать проект организации игровой среды для девочки (мальчика). В проекте должны быть отражены цели и задачи его реализации, описание игрового пространства, оформления игрового уголка, характеристика игр и игрушек. Методы: Просмотр и анализ видеозаписей. Сообщение педагога. Беседа. Составление рекомендаций. Тема 8. Конфликты в игре Занятие 16. Предупреждаем и преодолеваем конфликтные ситуации Задачи: Формировать опыт эффективного поведения в конфликтных ситуациях. Развивать позитивное и конструктивное отношение родителей к ситуациям конфликта. Формировать умения предупреждения и разрешения конфликта. Содержание: Типичные конфликтные ситуации в совместной игре взрослого и ребенка. Пути и средства предупреждения и разрешения конфликтной ситуации. Структура: Вводная часть: Обсуждение и анализ результатов выполнения домашнего задания. Составление первой части схемы «Источники, причины и пути преодоления и предупреждения конфликтов в совместной игре взрослого и ребенка». Основная часть: Игровое моделирование конфликтных ситуаций в совместной игре, обсуждение предложенных вариантов предупреждения и преодоления таких ситуаций. Решение педагогических задач на основе приобретенного опыта. Составление советов родителям о поведении в конфликтных ситуациях. Заключительная часть: обобщение результатов занятия, их рефлексия. Домашнее задание: заполнить вторую часть схемы (пути преодоления и предупреждения конфликтов). Методы: составление схемы; игровое моделирование; совместное с родителями составление советов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|