Блок «Нарушения речи у детей раннего и
Дошкольного возраста»
Цель – ознакомление родителей с основами логопедии, с вопросами о современных представлениях о нарушениях речи, их классификации и методиках коррекционного воздействия, организации взаимодействия родителей с логопедом и занятий с ребенком по коррекции и профилактике нарушений речи в условиях семейного воспитания. Задачи: 1. Формировать теоретические и практические представления о формах речевой патологии у детей раннего и дошкольного возраста. 2. Обучить методам распознавания речевых нарушений у детей раннего и дошкольного возраста. 3. Ознакомить с методами коррекции речевой патологии. 4. Обучить практическому владению методиками коррекционно-развивающей логопедической работы.
Тема 1. Причины речевых нарушений Развитие представлений об этиологии нарушений речи. Современные представления о причинах речевых нарушений. Органические и функциональные причины. Центральные и периферические причины. Эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) вредности в этиологии речевых расстройств. Социальная ситуация развития. Причины и условия возникновения речевых нарушений. Основные условия, определяющие многообразие речевых нарушений. Критические периоды в развитии речевой функции. Значение наследственности в возникновении речевой патологии. Роль наследственных факторов в сочетании с экзогенно-органическими и социальными факторами в появлении речевых нарушений. Сложность и полиморфность факторов, вызывающих речевые нарушения. Тема 2. Классификация речевых нарушений Проблема систематизации речевых расстройств. Современная классификация речевых нарушений. Группы речевых нарушений и их виды.
Тема 3. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (причины, механизм, классификация, история изучения, логопедическая работа): дислалия, ринолалия, дизартрия, заикание, нарушения темпа и ритма речи, алалия, нарушения голоса, нарушения письменной речи, афазия. Тема 4. Организация логопедической помощи в Российской Федерации Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи. Дошкольный логопедический пункт при массовом дошкольном образовательном учреждении. Коррекционно-диагностические реабилитационные центры. Логопедическая помощь в системе здравоохранения: логопедический кабинет детской поликлиники, специализированные ясли и ясельные группы для детей с задержкой речевого развития и с заиканием, специализированный дом ребенка, детский психоневрологический санаторий, центры патологии речи. Негосударственная система помощи детям раннего и дошкольного возраста, имеющим нарушения речи. Тема 5. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи Оценка речевых трудностей психоречевого развития у детей раннего возраста. Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития. Развитие начальных навыков общения у ребенка с отставанием речевого развития. Логопедическая работа. Установление контакта с ребенком, стимуляция звукоподражания, развитие пассивного речевого запаса, формирование восприятия звуков речи, развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа, развитие слухового контроля, работа над дыханием. Тема 6. Установление единства в коррекционном воспитании ребенка с нарушением речи. Речевой режим в семье Формы и приемы взаимодействия логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей. Посещение родителями открытых логопедических занятий. Закрепление материала коррекционно - развивающих занятий в условиях семейного воспитания ребенка. Значение семейного воспитания в предупреждении и коррекции вторичных нарушений у детей с различными нарушениями речи. Возможности использования компьютерных технологий с целью повышении эффективности преодоления речевых нарушений в условиях семейного воспитания. Роль семьи в подготовке ребенка дошкольного возраста с речевым нарушением к школьному обучению.
Роль семьи в воспитании речи детей дошкольного возраста. Задачи и содержание семейного воспитания детей с нормальной и нарушенной речью. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушением речи. Стиль внутрисемейных отношений и его влияние на формирование личности ребенка с нарушением речи. Установление благоприятной психологической атмосферы в семье ребенка с речевой патологией. Учет индивидуальных особенностей ребенка и структуры его речевого дефекта в координированной коррекционно-педагогической работе логопеда и родителей. Составление программы индивидуально-ориентированного семейного воспитания ребенка, имеющего нарушение речи. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам. Содержание и формы семейного воспитания ребенка с речевым нарушением. Речевой режим в семье. Помощь логопеда семье в проведении целенаправленного наблюдения за речевым поведением ребенка. Особенности организации речевой среды и общения родителей с ребенком, имеющим речевую патологию. Литература для специалиста: 1. Логопедия / под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2002. 2. Методы обследования речи детей / под ред. Г.В. Чиркиной. –М., 2002. 3. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2002. 4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000. 5. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова. – М., 1997. 6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|