Игры для развития фонематического слуха
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Узнай, кто какие звуки издает Цель: развитие слухового восприятия. Оборудование: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз). Ход игры. Педагог показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос педагога, как звенит пила, жужжит жук и т. д. отвечает сначала один ребенок, а затем все дети воспроизводят этот звук. Победителем считается тот ребенок, чьи ответы были всегда правильными. По звуку угадай предмет Цель: развитие слухового восприятия. Оборудование: ширма, набор звучащих предметов (колокольчик, детское пианино, барабан, погремушка, дудочка и др.). Ход игры. Педагог за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети отгадывают и хором называют предмет. Угадай звук Цель: отработка четкости артикуляции. Ход игры. Педагог произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим. У кого хороший слух? Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове. Оборудование: набор предметных картинок. Ход игры. Педагог показывает картинку и называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах педагог молча показывает картинку, а дети проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Педагог отмечает правильно определивших звук либо тех, кто не смог его найти и не выполнил (или выполнил неверно) соответствующих действий. Какой звук чаще всего слышим? Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове. Материал: набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети хором называют звук, который они чаще всего слышали. Примерный материал:
Кто в домике живет? Цель: развитие умения определять наличие звука в слове. Оборудование: домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок. Ход игры. Педагог объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тeх, в названиях которых есть звук [л] или [л']. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой. Примерный перечень животных: еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь. Цепочка Цель: Развитие умения выделять первый и последний звук в слове. Ход игры. Один из учеников (или учитель) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку. Где спрятался звук? Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове. Оборудование: у педагога набор предметных картинок. У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным). Ход игры. Педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.
Каждому свое место Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове. Оборудование: у каждого ребенка – набор предметных картинок и три карточки, каждая из которых разделена на три квадрата. В одной карточке закрашен первый квадрат, в другой – средний квадрат, в третьей – последний квадрат. Цвет закрашенных квадратов (красный или синий) зависит от характеристики изучаемого звука (гласный или согласный). Ход игры. Дети размещают картинки под той или иной карточкой в зависимости от места изучаемого звука в слове (в начале, середине или конце). Выигрывает тот, кто правильно расположил все картинки. Где наш дом? Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки. Оборудование: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например [с] или [ш]. Ход игры. Каждый ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука [с] или [ш], вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки. Примерный перечень предметов: шары, сыр, шарф, шкаф, сапоги, сумка, шуба, собака, слон, стол. Поезд Цель: развитие умения определять количество звуков в слове. Оборудование: поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками – кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных. Ход игры. Педагог рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям-ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй – из четырех звуков, в третий – из пяти звуков». По вызову педагога выходит ребенок, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.
Примерный перечень животных: волк, слон, лев, тигр, белка, рысь, лось, кабан, бык, жираф, кот (кошка). Построим пирамиду Цель: развитие умения определять количество звуков в слове. Оборудование: на доске – рисунок пирамиды, основание которой состоит из пяти квадратиков, выше – четыре квадратика, затем – три и два. Картинки с изображением различных предметов, в названиях открывшихся на линейке квадратиков. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее определит количество звуков. Комментарий для педагога. В словах, используемых для данной игры, согласные должны быть твердые, длительные или сонорные. Тест для родителей «Методы стимуляции речевого развития детей» 1. Состояние речи ребенка влияет на: - состояние его внимания, - памяти, - внимания, - восприятия, - успешность социальной адаптации. 2. Для нормализации речевого развития ребенка необходимо: - создавать условия для стимуляции речевого развития, - обращаться за логопедической помощью к специалистам, - соблюдать педагогический речевой режим в семье, - все вышеперечисленное, - что-либо другое. 3. Для преодоления речевых нарушений ребенка необходимо: - делать частые замечания ребенку, - выполнять большое количество тренировочных упражнений, - использовать специальные коррекционные методики, направленные на преодоление нарушений речи, - все вышеперечисленное, - ничего из предложенного – «само пройдет». 4. На что направлено коррекционное воздействие: - на устранение внешних проявлений речевого нарушения, - на определение причин речевого нарушения, - на устранение причин речевого нарушения, - на создание основы для формирования нарушенной функции, - специальных педагогических воздействий не нужно. 5. На успешность коррекционной работы влияет: - систематичность занятий с ребенком, - помощь родителей (законных представителей) ребенка,
- возраст ребенка, в котором начата коррекционная работа, - заинтересованность ребенка в преодолении речевого нарушения, - ничего из вышеперечисленного.
Ф.И.О. ________________________________________________________
Дата __________________________________________________________
Материалы экспресс-опроса
Экспресс-опрос родителей по завершению процесса освоения программы. Дорогие друзья! Вы прошли обучение по программе «Компетентный родитель». Надеемся, что наше взаимодействие было интересным и познавательным. С целью дальнейшего совершенствования дальнейшей работы в этом направлении мы просим ответить на ряд опросов, раскрывающих Ваше отношение к реализации программы. 1. Мне было интересно участвовать в реализации программы, потому что было желание: а) узнать как можно больше об особенностях развития и воспитания своего ребенка; б) обсуждать трудности и проблемы, возникающие в общении с детьми; в) познакомиться с единомышленниками, родителями сверстников моего ребенка; г) познакомиться с опытом других родителей по организации семейного воспитания; д) удостовериться в том, что я правильно воспитываю своих детей. 2. В результате посещения занятий я узнал(а): а) о необходимости грамотной реализации воспитательной функции; б) об особенностях разностороннего развития и воспитания детей в семье; в) о нормативных и правовых документах, регламентирующих воспитательную функцию семьи; г) как организовать детский досуг; д) как организовать дома развивающую среду. 3. В результате посещения занятий я научился(лась): а) партнерскому взаимодействию с ребенком; б) организации разных видов детской деятельности; в) созданию необходимой развивающей среды; г) анализу собственных достижений в реализации воспитательной функции; д) отслеживанию результатов семейного воспитания. 4. Занятия помогли мне: а) не бояться высказывать свое мнение и суждения по обсуждаемым вопросам; б) правильно выстраивать взаимодействие с ребенком; в) делиться опытом воспитания ребенка и приобретать новый опыт; г) по-новому организовывать деятельность ребенка дома; д) почувствовать себя увереннее в совместной игре с ребенком. 5. Особенно понравились занятия, на которых: а) специалисты раскрывали информацию о развитии и воспитании детей; б) я училась(лся) взаимодействовать с ребенком; в) я знакомилась(лся) с новой литературой; г) я знакомилась(лся) с опытом других родителей; д) мне предлагалось решать разные практические задачи и ситуации. 6. Считаю, что предложенная программа является: а) эффективной, к участию в ней надо привлекать как можно больше родителей;
б) в целом эффективной, но необходимо обратить больше внимания на практическую подготовку родителей; в) в целом эффективной, но следует расширить круг обсуждаемых проблем и тем; г) неэффективной, так как она не отвечает актуальным запросам родителей, осуществляющих домашнее воспитание детей; д) неэффективной, так как перегружена теоретическим материалом и в недостаточной степени обеспечивает активность самих родителей. 7. Рекомендую включить в программу ______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Рекомендую дополнить тематику занятий следующими темами _______ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 9. Оцениваю личные достижения и результаты участия в программе и ее освоения как а) отличные; б) хорошие; в) удовлетворительные; г) неудовлетворительные; д) особое мнение _____________________________________________________ ____________________________________________________________________ 10. Предлагаю привлечь к реализации программы специалистов (медицинских работников, юристов, культурологов и др.): ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 11. Общие пожелания: ___________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Благодарим за участие. Желаем счастья, здоровья и успехов в воспитании Ваших детей.
Методическое издание
Я – компетентный родитель:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|