Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема личности в психологии




Структурный подход в изучении личности

Проблема личности в психологии на первых этапах своего рассмотрения сводилась к выявлению индивидуальной неповторимости, к выделению на­бора качеств, свойств, характеристик, особенностей человека. Такой подход можно назвать "коллекционерским", когда личность рассматривалась как некая емкость, принимающая в себя темпе­рамент, характер, преобладающие потребности и интересы, способности, склонности и тому подобное.

Трудности, возникшие с переходом от общепсихологи­ческого понимания личности к рассмотрению практических проблем в возрастной и педагогической психологии, а так­же в медицинской психологии, патопсихологии и социаль­ной психологии, поставили вопрос о структурировании (лат. struktura - взаиморасположение и связь составных частей чего-либо) многих личностных качеств, которых на­считывалось уже более полутора тысяч. С середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснить общую струк­туру личности, которая понималась как соединение биоло­гически и социально обусловленных ее особенностей. С этого момента проблема соотношения биологического и социаль­ного занимает едва ли не центральное положение в психо­логии личности. Постепенно это соотношение стали рас­сматривать таким образом: "Биологическое, входя в лич­ность, становится социальным... Природные, органические стороны и черты выступают в структуре личности как соци­ально обусловленные ее элементы. И для них нет необхо­димости выделять специальные несоциальные структуры. Биологическое существует в личности в превращенной форме как социальное" (11. 230).

 

Системный подход в изучении личности

К концу 70-х годов структурный подход к проблеме личности сменяется системным (греч. systerna - целое, составленное из частей; множество закономерно связанных друг с другом элементов: предметов, явлений, взгля­дов, знаний и так далее, представляющее собой определен­ное целостное образование, единство). Данный подход по­ставил вопрос о том, что представляет собой это особое системное качество индивида, которое обозначается терми­ном "личность" и которое оказывается не сводимым к био­логическим предпосылкам, включенным в природу его но­сителя - индивида. По мысли А.Н. Леонтьева, личность не равна индивиду, это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, во всей полноте отношений, общест­венных по своей природе, в которые индивид вовлекается. "Иначе говоря, - писал А.Н. Леонтьев, - личность есть сис­темное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носи­телем этого качества является вполне чувственный, телес­ный индивид со всеми его прирожденными и приобретен­ными свойствами... С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем изме­рение, в котором ведутся исследования тех или иных пси­хических процессов, отдельных свойств и состояний чело­века; это - исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, кото­рые открываются ему; это исследование того, что, ради че­го и как использует человек врожденное ему и приобретен­ное им..." (12. 385).

"Новым психологическим измерением", в котором изу­чалось соотношение индивида и личности, явилась концеп­ция деятельного опосредствования межличностных отноше­ний. С этой точки зрения личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, кото­рые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников. Межличностные связи практически нерасторжимы, они вполне реальны, но по природе своей "сверхчувственны"; они заключены в конкретных свойствах индивида, но к ним не сводимы. Индивид понимается как отдельный представи­тель человеческой общности. Личность характеризует инди­вида в аспекте его включенности в социальное целое.

Принимая во внимание факт единства, но не тождества личности и индивида, постараемся увидеть личность не в одном "психологическом измерении", а в трех не совмеща­ющихся, но пересекающихся в социальной жизни индивида пространствах.

Первое измерение - индивид выступает в своей нетож­дественности другим и через эту непохожесть выявляет се­бя как личность.

Второе измерение - личность проявляется в деятельности и общении нескольких индивидов.

Третье измерение - представление, которое складывается об индивиде у других людей (его "инобытие" в них), пони­маемое как личность этого человека, как его персонализация.

 

Концепция персонализации

"Инобытие" индивида в других людях – это не статистический отпечаток. Речь идет об активном процессе, о своего рода "продолжении себя в другом". Здесь отмечается важнейшая психо­логическая особенность личности - стремление обрести имеющую свою динамику вторую жизнь в других людях, производить в них долговечные измене­ния. "Безличность" - характеристика индивида, чье присут­ствие или отсутствие ничего не меняет в жизни других лю­дей, не преобразует их поведение. Следует отметить, что в данном подходе допускаются не только полезные изменения, которые производит личность в других, но и вредоносные.

Нетождественность личности и индивида теоретически допускает возможность наличия индивида, не осуществив­шего себя как личность. Возникает вопрос: допустимо ли предположить существование личности без индивида? Гипо­тетически ответить положительно на этот вопрос возможно с позиции концепции персонализации, введя понятие квази­личности (лат. quasi - как будто, будто бы; приставка, соответствующая по значению словам "мнимый", ненасто­ящий"). Квазиличность представляет собой сконструиро­ванную легендами и мифами личность исторически не суще­ствующего индивида, но вызвавшую влияние на личности и судьбы других людей. (11. 236)

 

Рассмотрение личности в духовном пространстве

Психология вплотную подошла к открытию четвертого, духовного измерения. Необходимость рассмотрения личности в духовном пространстве уже осознавалась психологией, но сама проблема была философски постав­лена И. А. Ильиным: "Человек призван овладевать своей душой и ее слабостями, освобождать себя из состояния ду­ховной слепоты и творчески слагать свою новую судьбу перед лицом Божиим" (13. 383). Это есть творческая жизнь души, не просто душевное, но душевно-духовное делание. Ильин писал: "Душа не то же самое что дух. Душа - это весь поток не телесных переживаний человека, помыслов, чувствований, болевых ощущений; приятных и неприятных, значительных и незначительных состояний; воспоминаний и забвении, деловых соображений и праздных состояний и так далее. Дух - это, во всяком случае, лишь те состояния, в которых человек живет своими главными, благородными силами и стремлениями, обращенными на познание истины, на созерцание или осуществление красоты, на совершение добра, на общение с Божеством - в умозрении, молитве и таинстве; словом, на то, что человек признает высшим и безусловным благом. Этим различие между "душою" и "духом", конечно, не исчерпывается; но, в пределах чело­веческого опыта, оно начинается именно здесь. Дух это то, что объективно значительно в душе... Стать участником в духовном делании - значит, прежде всего, создать в своей душе необходимый уровень внутренней жизни, отсут­ствие которого делает неизбежным совлечение и пошлость" (13. 23).

По мысли Ильина, человек как духовное существо всегда ищет лучшего, ибо некий таинственный голос зовет его к совершенству. Он, может быть, и не знает, что это за голос и откуда он... Он, может быть, чувствует бессилие своей мысли и своего слова каждый раз, как пытается сказать, в чем же состоит это совершенство и какие пути ведут к нему. Но голос этот внятен ему и властен над ним; и именно желание отозваться на этот призыв и искание путей к совершенству придают человеку достоинство духа, сооб­щают его жизни духовный смысл и открывают ему возмож­ность творить настоящую культуру на земле. Человек при­зван быть на земле именно духом, а не просто живым существом и одушевленным созданием, хорошо сообра­жающим и желающим для себя всякой пользы.

Для творческой жизни души человеку необходимо чувство своего предстояния, своей призванности и ответст­венности. Ильин делит всех людей на две категории. К первой относятся люди, ищущие в своей жизни или наслаждения, или пользы. Другие же чувствуют себя пред­стоящими чему-то Высшему и Священному. Чувство предстояния и призванности вызывает в человеке чувство ду­ховного задания, высшей ответственности и собственного несовершенства. Удостоверение в собственной духовности и приятие ее есть первооснова живой религиозности. Ибо то Высшее, чему предстоит человек, есть Господь, Его зовы, Его Божественные излучения. Призвание человека опреде­ляется именно Свыше. Духовное измерение его жизни и всех дел имеет тот же единый источник. И ответственность человека есть в последнем измерении всегда ответствен­ность перед Богом. Человек не всегда осознает такое свое предстояние, хотя это ничего по существу не меняет. Соз­нание есть не первая и не важнейшая ступень жизни, а вто­ричная, позднейшая и подчиненная. Закрепление в слове глубоких и священных жизненных сил дается не каждому человеку, дается не всегда и не легко. Духовность человека не совпадает с сознанием, не исчерпывается мыслью, не ограничивается сферою слов и высказываний. Духовность глубже всего этого, могущественнее, богаче, значительнее и священнее. Духовный человек научается преклоняться пе­ред Богом, чтить самого себя, видеть и ценить духовность во всех людях и желать творческого раскрытия и осуществ­ления духовной жизни на земле. (13. 399-400)

Возвращаясь к психологии, мы можем говорить, что рассмотрение личности в духовном пространстве все еще не нашло своего полного научного обоснования и требует обращения к творениям святых отцов и православных бого­словов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...