Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовные основы православной семьи




Священное Писание о таинстве брака

Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь со­творил мужчиной и женщиной и бла­гословил словами: "Плодитесь и размножайтесь, и напол­няйте землю, и обладайте ею..." (Быт. 1, 28). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом.

По пришествии Своем на землю Господь Иисус Хри­стос не только подтвердил неприкосновенность брака, отме­ченную в Законе (Лев. 20, 10), но и возвел его в степень таинства: "И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно челове­ку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и жен­щину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною пло­тью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19, 3-6).

Выйдя в мир на Свое открытое служение роду челове­ческому, Он явился с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Кане Галилейской и сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освя­тил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и лю­бящими Бога и друг друга супругами.

"Сам Бог соединяет освящаемых таинством и посреде их присутствует", - говорит о святости брака Климент Алексан­дрийский. "От Тебе бо сочетавается мужу жена", - сказано в молитве чина обручения. И там же: "Сам, Господи, ниспосли руку Свою и сочетай". Господь освящает сочетание супругов в таинстве брака и сохраняет нетленным союз их душ и телес во взаимной любви по образу Христа и Церкви.

Святое христианское девство и святое таинство брака - вот два пути, указанные верным в Слове Божием (Мф. 19, 11-12; I Kop. 7, 7-10). Церковь благословляла всегда оба эти пути и осуждала, как известно, порицателей того и другого. Об этих двух путях благочестивой жизни свидетельствовал уже в I веке святой Игнатий Богоносец в своем письме к святому Поликарпу Смирнскому: "Внушай сестрам моим, чтобы они любили Господа и были довольны своими супру­гами по плоти и по духу; равным образом советуй и братьям моим, чтобы они во имя Иисуса Христа любили своих суп­руг, как Господь любит Церковь. А кто может в честь плоти Господней пребывать в чистоте, пусть пребывает, но без тще­славия". Апостол Павел призывает не слушать лжеучителей, запрещающих вступать в брак, которые явятся в последние времена. До конца времен будут совершаться браки право­славных христиан во славу Божию и на пользу человечест­ву, и благословенная семейная жизнь будет еще процветать, ибо благословение, которое испрашивается на всю Церковь, дается и малой Церкви - христианской семье. "Боже сил! обратись же, призри с неба и воззри, и посети виноград сей; охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, ко­торые Ты укрепил Себе" (Пс. 79, 15-16)". (2. 293-294)

 

Христианский брак как союз двух людей, желающих дожить до любви

Завершая чин обручения, прежде чем начинается таинственное освящение супружества Божественной благодатью - чин венчания, священник предлагает жениху и невесте перед лицом всей Церкви подтвердить свободное и непринужденное желание вступить в брак, спрашивая: "Име­ешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем (женой) этой (этого) (имя невесты или жениха), которую (которого) видишь здесь перед со­бою? Не связан ли обещанием другой (другому) невесте (жениху)?" Как непривычно звучат эти вопросы для человека малоцерковного, привыкшего слышать в ЗАГСе другой вопрос, который задают жениху и невесте: "Любите ли вы друг друга?" Понимая, что любовь есть великое таинство и благодатный дар Божий, который необходимо заслужить чистой, целомудренной, жертвенной супружеской жизнью, Церковь устами священнослужителей задает свой, особый, вопрос, она вопрошает юношу и девушку, мужчину и женщину: "Желаешь ли ты дожить до любви с человеком, кото­рый стоит рядом с тобой?" Народная мудрость устами бла­гословляющих родителей вторит уже своими словами: "Мир вам да любовь!" Будет мир, будет и любовь. "Стерпится - слюбится!", а не будет терпения - не дожить до любви.

Протоиерей Борис Ничипоров пишет о том, что в ис­токе, в начале любого брака лежит встреча. Встреча юноши и девушки, мужчины и женщины. Встреча - это абсолютно не случайное, но промыслительное событие в жизни двух людей. Встреча - это не первое знакомство, хотя эти два события, встреча и знакомство, могут совпадать, и тогда происходит любовь с первого взгляда. Встреча - это некое уязвление, зарождение чувства, это начало откровения, ко­торое мы и называем любовью. Встреча в ее мистико-психологическом смысле может состояться и после многих лет знакомства.

Если брак строится на правильных духовных осно­ваниях, то момент встречи как переживание постоянно об­новляющегося чувства всегда присутствует у супругов. Об­новление чувства встречи возможно, как правило, только в Боге. В одном церковном песнопении говорится: Святым Духом всяка душа живится. Если же этого нет, то между супругами возникает дурное привыкание и сглаживается переживание встречи как абсолютно уникального и непо­вторимого события в их жизни.

Завершением встречи является брак. Но не всегда соблюдается такая последовательность. Церковные браки по благословению очень часто даруют подобную встречу уже после венчания. И в этом открывается слава Церкви Христовой!

Святые отцы говорили, что в браке надо стараться из­бегать грубых несоответствий в возрасте, образовании, внешних данных. Но вместе с тем никто никогда не углуб­лялся в такие тонкости, никто не сверял параметры сов­местимости. Чудо брака состоит еще и в том, что Господь часто соединяет, казалось бы, несоединимое. И оказывается, что два таких человека - мужчина и женщина, юноша и девушка, - сочетавшись браком в Боге, не могут не полю­бить друг друга. Если они не оставят путь духовного само­раскрытия, то они обязательно будут любить друг друга все больше и больше.

Тайной и одновременно ядром личности является образ Божий в человеке. Событие узнавания образа Божия в суп­руге и вообще в человеке называется откровением. Этот процесс всегда взаимный. Откровение и любовь - это тож­дество. Не может быть познания и откровения при отсутст­вии любви. Вне любви порождается ложное знание. Откро­вение может сужаться или сглаживаться вовсе, если супруги (или кто-то из супругов) сходит со стези духовной жизни. Откровение есть отблеск вечного. Само действие браковенчания и благословение Божие на брак имеют силу вечного воссоединения супругов в Боге.

В любом счастливом браке есть эмоционально-чувст­венная антиномичность. Супруги всегда чувствуют некую неизъяснимую печаль, и эта печаль - о грядущем расставании по завершении земной жизни. Во вневременном залоге рас­ставание уже совершилось. Оно будет через 10 лет или через час - это безразлично. Но эта печаль всегда светла в Боге.

И другой полюс - это предощущение вечности. Именно в этом смысле святитель Иоанн Златоуст пишет, что первые христиане имели такую полноту откровений и веры, что хоронили своих близких в состоянии тихой, светлой печали. (3. 105-109)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...