Умения, способствующие формированию компетентностей
| Задания по дисциплинам
|
Педагогика
| Психология
| Педагогическая физиология
|
Научиться изучать и анализировать образовательное учреждение как целостную педагогическую систему
| Проанализируйте деятельность школы с позиций
1) организации образовательного процесса в ОУ;
2) организации воспитательной работы в ОУ;
3) корпоративной культуры ОУ (традиции, правила поведения и взаимоотношений и т.д);
4) современных требований к управлению ОК (работа общественных организаций, Попечительского совета и т.д.);
5) применения здоровьесберегающих технологий (приложение 4, раздел «Педагогическая физиология»).
|
Научиться самостоятельно планировать педагогическую деятельность в качестве учителя и классного руководителя
| Представьте проект (или план) работы на период педагогической практики
(Вариант плана см. приложение 13, раздел «Педагогика»).
|
Научиться изучать особенности личности ребенка, подростка, юноши и оказывать ему помощь в проектировании его индивидуального развития.
| 1. Реализуйте программу изучения личности учащегося (приложение 8, раздел «Педагогика»).
2. Составьте портфолио 1,2 учащихся (приложение 9, раздел «Педагогика»).
| 1. На основе наблюдения сформулируйте психологические гипотезы о (1) причинах поведения ребенка, (2) особенностях взаимодействия педагога и ребенка. В портфолио опишите анализируемые случаи, зафиксируйте
свои гипотезы. При необходимости организуйте и проведите изучение личности учащегося (приложения 2, 3 раздела «Психология»).
2. Исходя из выдвинутых гипотез по необходимости сформулируйте заказ школьному педагогу-психологу.
Или:
Составьте для педагога совместно с ним «школьный план действий» по взаимодействию с ребенком; представьте требуемые материалы в своем портфолио.
| На основе изучения классного журнала, медицинской карты, беседы с ребенком, классным руководителем, родителями
1. Сделайте выводы о состоянии здоровья ребенка, заполните раздел «Здоровье» в карте изучения личности учащегося (приложение 8, раздел «Педагогика»);
2. Предложите возможные способы приобщения ребенка к здоровому образу жизни.
|
Научиться анализировать урок школьного учителя; научиться проектировать, реализовывать и анализировать собственный урок.
| 1. Спроектируйте (спланируйте) урок, основываясь на общедидактических подходах и психолого-педагогических особенностях учащихся. Обоснуйте применение педагогических технологий, форм организации деятельности учащихся на различных этапах урока.
| 1. Спроектируйте (спланируйте) урок, основываясь на психологических особенностях восприятия, мышления, актуальном опыте учащихся определенного возраста. Или: Выделите психологическую составляющую содержания имеющихся разработок урока (системы уроков) учителя-предметника.
| 1. Спроектируйте (спланируйте) урок с учетом здоровьесберегающих технологий и представьте валеологический анализ проведенного урока по предлагаемой схеме.
(приложение 2, раздел «Педагогическая физиология»). Представьте данные в портфолио.
2. Попробуйте воспользоваться упражнениями для работы над дыханием, голосом, дикцией (приложение 5, раздел «Педагогическая физиология»).
|
| 2. Проведите рефлексивный психолого-педагогический самоанализ урока и взаимоанализ урока вашего коллеги (приложение 1, раздел «Психология»). Представьте данные в портфолио.
|
Научиться проводить воспитательную работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и здоровьесберегающих технологий.
| 1. Реализуйте программу изучения классного коллектива и составьте его характеристику (приложение 7, раздел «Педагогика»).
2. Спроектируйте (спланируйте) воспитательную работу с классом на период педагогической практики (приложение 5, раздел «Педагогика»).
3. Реализуйте план воспитательной работы. Проведите рефлексивный анализ проведенных мероприятий (приложение 3, раздел «Педагогика»).
| 1. Основываясь на психологических особенностях восприятия, мышления, социального взаимодействия, социальных представлений, актуальном опыте учащихся определенного возраста спроектируйте актуальное для ребенка / класса воспитательное мероприятие. Представьте данные в портфолио;
2. По актуальному поводу или по запросу родителей спроектируйте и проведите беседу с родителями с целью выработать общие подходы в воспитании или обучении ребенка; представьте проект и его основания в портфолио.
3. Представьте в портфолио рефлексивный психолого-педагогический анализ воспитательного мероприятия / беседы с родителями;
| При проектировании (планировании) воспитательной работы с классом учтите возрастные физиологические особенности школьников, актуальное состояние их здоровья, возможность применения здоровьесберегающих технологий. Представьте валеологический анализ воспитательного мероприятия в портфолио.
|
Научиться работать со школьной документацией (классный журнал, личное дело учащегося, сведения о состоянии здоровья учащихся, дневник учащегося, планы учебно-воспитательной работы).
| 1. Изучите основные разделы различных видов школьной документации. Отметьте, какую они содержат информацию
о ребенке
о учебно-воспитательной деятельности учителя.
2. Зафиксируйте основные требования к ведению школьной документации.
3. На соответствующих страницах Дневника практиканта заполните разделы школьной документации в соответствии с существующими требованиями. Какие пожелания и замечания сделали методист и школьный учитель? Зафиксируйте и проанализируйте.
|
Научиться взаимодействовать с администрацией и другими участниками образовательного процесса.
Овладеть техникой решения педагогических ситуаций.
| 1. Проведите анализ ситуации успеха и ситуации, которая вызвала у Вас затруднения в уста-новлении взаимодействия с различными участ-никами образовательного процесса (учащиеся, родители, педагоги, психолог, администрация и т.д.).
2. В ситуации рефлексивного анализа проведенного Вами урока, воспитательного мероприятия, взаимодействия с участниками образовательного процесса определите свои профессиональные и личностные возможности и дефициты.
3. Предложите решение ситуации, вызвавшей у Вас затруднения (приложение 10, раздел «Педагогика»).
|
|
Научиться анализировать собственную педагогическую деятельность.
| 1. Представьте самоанализ педаго-гической деятель-ности в рамках практики по предла-гаемой схеме (прило-жение 11, раздел «Педагогика»).
| 1. Представьте личностную и профессиональную рефлексию по итогам практики (приложение 5, раздел «Психология»).
| 1. Представьте рефлексивный анализ владения приемами саморегулящии, здоровьесберегающими техниками, позволяющими эффективно «сбрасывать» напряжение и восстанавливать работоспособность.
|
2. Составьте индивидуальный портфолио (приложение 12, раздел «Педагогика»).
|
Проведите воспитательное дело с учащимися вашего класса, опираясь на представленную методическую карту, и проанализируйте его, используя одну из предлагаемых схем.