Программа изучения классного коллектива
1. Состав класса Возрастной состав класса. Познавательный уровень, развитие учащихся. Работоспособность и успеваемость учащихся. Общественное лицо класса (имеется ли актив в классе). Интерес к общественным делам. Выполнение общественных поручений. Гражданская направленность, сознательность учащихся. 2. Сплоченность класса 1. Есть ли группировки по деловым интересам или отрицательного характера. Как учащиеся относятся, друг к другу. Как они относятся к делам класса. 2. Любят ли учащиеся вместе проводить время в школе или вне ее. Любят ли они вместе развлекаться или трудиться совместно. 3. Дружат ли мальчики и девочки. Защищают ли мальчики девочек. 4. Нет ли в классе круговой поруки. Если есть, то в чем она выражается. 5. Переживают ли школьники удачи и неудачи своего класса. Болеют ли за свой коллектив. 6. При проведении общешкольных мероприятий стараются ли они держаться вместе или разобщено. 3. Организованность класса 1. Умеют ли учащиеся организоваться для выполнения коллективных дел. Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять. 2. Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, на перемене, при выполнении различных дел). 4. Общественное мнение в классе 1. Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют, какие осуждают. 2. Как и в какой форме, они выражают свое одобрение и неодобрение. 3. Есть ли расхождение между тем, что учащиеся говорят и тем, что они делают. 4. Критика и самокритика в классе. Преобладает ли гуманистическая направленность в отношениях школьников. 5. Характер товарищеских связей в коллективе 1. Что связывает школьников: место жительства, место за партой, интересы, общая работа.
2. Где дружат учащиеся (только в школе или вне ее). Внимательны ли они к товарищам. Стараются ли им помочь. В чем выражается эта помощь. 3. Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям. Умеют ли они видеть их недостатки. Как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим. 4. Правильно ли относятся учащиеся к товарищам с физическими недостатками. 6. Актив класса Состав актива. Официальный (выборный) и фактический активы класса. Имеет ли актив авторитет. Выполняют ли распоряжение актива класса. Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе. Содействую! ли общешкольные активисты гармонизации отношений каждого школьника и коллектива. 7. Связь классного коллектива с общешкольным 1. Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах. 2. Выполняются ли классом общешкольные поручения (постоянные и эпизодические). 3. В чем проявляется гуманистическая направленность связей учащихся с другими классами. 8. Мероприятия по дальнейшему сплочению и гармонизации отношении учеников и классного коллектива 1. Какие педагогические мероприятия следует провести в классе с целью сплочения и гармонизации отношений личности и коллектива. 2. Как использовать классный коллектив для создания комфортных условий для каждого школьника с целью его развития и воспитания.
Некоторые явления, выделенные в качестве формирующих психологический климат, изучаются с помощью карты-схемы. Она заполняется членами коллектива. Оценки в баллах означали следующее: + 3 - данное положительное свойство присуще коллективу всегда, + 2 - данное положительное свойство проявляется в большинстве случаев, + 1 - данное положительное свойство проявляется достаточно часто 0 - ни это положительное, ни противоположное отрицательное свойство не проявляется достаточно заметно, или в одинаковой степени проявляется то и другое,
- 1 - данное отрицательное свойство проявляется достаточно заметно, - 2 - данное отрицательное свойство проявляется часто, - 3 - данное отрицательное свойство проявляется всегда.
Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе: «5» ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется, «4» - проявляется постоянно, но не так сильно, «3» - не очень проявляется, «2» - проявляется противоположное отрицательное качество, «1» - сильно проявляется противоположное отрицательное качество. Так, например:
«5» ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено, «4» - когда не очень выражено, «3» - слабо выражено, «2» - больше выражено стремление обособиться, чем общаться, «1» - стремление обособиться выражено ярко. Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по противоположности, необходим одновременный их учет. Чтобы оценить какое-либо качество, надо прочитать слева положительную его оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство класса
Направленность активности
Организованность
Интеллектуальная коммуникативность
Психологический климат
Способ обработки и анализа полученных результатов Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем интегративным свойствам со следующей шкалой измерения уровня развития коллектива:
Шкала оценки уровня развития коллектива
Приложение №8 Программа изучения личности учащегося (первый вариант) 1. Общие сведения об ученике 2. Фамилия, имя. Где живет ребенок. Где и кем работают его родители. Состав семьи, ее культурный уровень. Взаимоотношения в семье. Режим и досуг ребенка. Участие ребенка в домашнем труде. Друзья и знакомые ребенка вне школы. 3. Общий уровень развития ребенка Общее развитие. Культура речи, начитанность, регулярность чтения, устойчивость читательских интересов, посещение кино, театров и т.д. Отношение ребенка к учебному труду. Как ученик относится к своим занятиям в школе. Регулярность посещения учебных занятий. Внимателен ли на уроке. Систематически ли готовит домашнее Задание. Умеет ли самостоятельно организовать свой учебный труд. Заботится ли об усвоении пропущенного материала. Как относится к своим успехам и неудачам в учебном труде. Успеваемость ученика. Как успевает по различным предметам. Какие предметы ученик любит, Какие предметы даются ему легко, а по каким он встречает затруднения. Отношение к физическому труду. Как ученик относится к работе по самообслуживанию. Любит ли ученик работать в школьных мастерских и на пришкольном участке. Деловые и нравственные качества ребенка. Уровень дисциплины ученика. Привиты ли ученику навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежливость в обращении со взрослыми, товарищами. Опрятность. Интересы и склонности ученика. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, науки, техники, спорта. Широта и устойчивость интересов. В каких кружках ученик работает. Какой профессией интересуется. Связаны ли его интересы с выбором будущей профессии. 4. Основные черты личности ученика Мировоззрение. Гражданская позиция. Основная направленность идеалов и стремлений ученика, умение воплотить в конкретных делах — в учении, общественной работе, в труде. Мотивы учебной и общественной деятельности. Моральные качества ученика. Чувство любви к Отечеству. Интерес к событиям в стране. Готовность оказать помощь своим трудом школе и обществу. Чувство коллективизма, чувство долга, ответственности, правдивость и честность, принципиальность, скромность. Отношение к родителям и членам семьи, отношение к учителям и старшим товарищам. Проявляет ли учащийся чуткость, внимание к своим товарищам, оказывает ли им помощь. Волевые черты характера. Целеустремленность. Активность: решительность, смелость, самостоятельность, инициативность. Организованность: выдержка, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Стойкость, настойчивость, упорство, мужество, самокритичность, скромность. Особенности темперамента школьника и его психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Быстро или медленно ребенок реагирует на вопросы, говорит, делает. Преобладают процессы возбуждения или тормозные процессы. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое. Каковы особенности интеллектуальных и эмоциональных процессов: речи, внимания, памяти, эмоций. Как ученик выражает свои чувства. 5. Характер социализации ребенка Участие в общественной жизни класса: Интерес к жизни класса и степень активности в общественной работе. Работа в детских (юношеских) организациях. Характер выполнения общественной работы. Добросовестность. Умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Имеет ли ученик организационные навыки. Место ученика в классном коллективе. Связан ли ученик с коллективом или оторван от него. Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе. 6. Здоровье школьника(по данным школьного врача) Физическое развитие. Общее соматическое состояние. Хронические заболевания.
Программа изучения личности учащегося (второй вариант) 1. Общие сведения о ребенке: · фамилия, имя, отчество; · дата рождения; · домашний адрес. 2. Сведения о семье: · члены семьи: отец, мать и другие члены семьи, проживающие вместе с учеником. Год рождения каждого, образование, профессия, место работы, занимаемая должность; · социально-демографические условия семьи: многодетная, неполная, больные родители или инвалиды; · материальные или жилищно-бытовые условия: низкооплачиваемые, малообеспеченные, проживающие в плохих жилищно-бытовых и санитарногигиенических условиях; условия проживания ученика: наличие отдельной комнаты или угла, отдельною стола или отсутствие постоянного места для занятий, и т.д.; · характер взаимоотношений родителей и других членов семьи с учеником: «слепок» обожания, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.; социально-психологические условия: неблагоприятный психологический климат семьи, педагогически несостоятельные родители, эмоциональноконфликтные отношения в семье; · криминогенные условия: аморальный образ жизни родителей, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, социальный паразитизм, жестокое обращение с детьми. Выводы: выявление и учет детей и подростков: · оказавшихся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию; · оставшихся без попечения родителей; · нуждающихся в материальной помощи; · временно нуждающихся в проживании отдельно от родителей; проживающих в группах социального риска. 3. Здоровье школьника: · физическое развитие; · духовное развитие; · отклонения в развитии; · хронические заболевания. 4. Особенности личности школьника: · вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто) с родителями, учениками, учителями; · характер общительности (отсутствует, избирательный, большой); · проявление положительных качеств личности и форм поведения (уважение к старшим; внимательность, чуткость, доброта; скромность; трудолюбие, добросовестность; самоорганизованность; самостоятельность; дисциплинированность; другие качества). · проявление отрицательных форм поведения (грубость; индивидуализм, эгоизм; зазнайство, высокомерие; легкомыслие, беспечность; лживость; упрямство; жестокость; вредные привычки (курение, сквернословие); другие отрицательные качества). · способность к выбору самостоятельного занятия. Длительность проявления интереса к выбранному занятию. Выводы: выявление и учет детей с асоциальным поведением: · уклонение от учебы; · бродяжничество, попрошайничество; · деяния, содержащие признаки преступления; · правонарушения; · употребление спиртных напитков, наркотиков или психотропных веществ; · азартные игры и иные антиобщественные проявления. 5. Личность ребенка в коллективе: · уровень притязаний (лидер, принятый, отверженный); · отношение к мнению коллектива, его требованиям и критическим замечаниям (серьезное, равнодушное, враждебное); · отношение к общественным поручениям (с удовольствием, равнодушно, не выполняет); · наличие друзей (их статус, интересы); · отношения с товарищами (равные, высокомерные, надменные, воспитывающие и др.). 6. Отношение к учению: · отношение к учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное); · наличие особых способностей к изучаемым предметам; · уровень внимания (высокий, средний, низкий); способность удерживать внимание; · уровень развития мышления (низкий, средний, высокий); · выполнение учебных обязанностей (обязательность, аккуратность, исполнительность, регулярность, небрежность, не обязательность); · проявление активности на уроке (высокая, средняя, низкая, отсутствует); · отношение к требованиям учителей (положительное, пассивно-положительное, безразличное, агрессивное). Приложение №9 Портфолио ученика Основной смысл портфолио - «дать возможность каждому школьнику показать все, на что он способен», создать для ученика «стимул роста». При этом портфолио выполняет несколько функций: · диагностическую (фиксирует изменения и рост знаний учащихся за определенный период времени); · целеполагания (поддерживает учебные цели ученика); · содержательную (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ); · развивающую (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году); · мотивационную (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей); · рейтинговую (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика). Портфолио ученика может быть составлено различными способами. В портфолио документов войдут сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения-документы об участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях (грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства, вкладыш в аттестат и т.д.). Это даст возможность как количественной, так и качественной оценки материалов портфолио. Портфолио работ - это собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Портфолио работ оформляется в виде творческой книжки с приложением самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей и т.д.). Портфолио ученика предполагает качественную оценку по заданным параметрам: полнота, разнообразие, убедительность материалов, ориентированность на выбранный профиль обучения, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов, характер предпрофильной подготовки). Портфолио отзывов - это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, психологом и др., а также письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензий, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее), планирование будущих образовательных этапов. Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Комплексное портфолио конструируется на основе предложенных вариантов портфолио: I. Портфолио, состоящее из трех разделов: 1. раздел документов, 2. раздел работ, 3. раздел отзывов. II. Портфолио, состоящее из двух разделов: 1. раздел документов и раздел работ, 2. раздел документов и раздел отзывов, Приложение №10. Проведите рефлексивный анализ ситуации успеха и ситуации, которая вызвала у вас затруднение. Предложите более эффективный вариант ваших действий в ситуации, вызвавшей у вас затруднения в установлении взаимодействия с различными участниками образовательного процесса. Для анализа используйте предлагаемый алгоритм решения ситуации: 1. Проанализируйте микросреду ситуации. 2. Опишите ситуацию, используя язык педагогических понятий и категорий. 3. Сформулируйте противоречие как источник развития анализируемой ситуации. 4. Сформулируйте гипотезу относительно дальнейших ваших действий в данной ситуации. 5. Определите формы, методы и средства, которые целесообразнее использовать в данной ситуации. 6. Оцените ситуацию с точки зрения ее типичности для педагогического процесса. Приложение №11.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|