Методы психолого-педагогического изучения личности учащегося
Задание 1. Сгруппируйте приведенные ниже признаки поведения школьников по их принадлежности к четырем известным темпераментам: сангвиническому, холерическому, флегматическому, меланхолическому. 1. Подвижен, находчив, легко привыкает к новой обстановке, остроумен в общении со сверстниками, легко устанавливает дружеские отношения, поэтому пластичен в поведении. 2. Нередко вспыльчив, несдержан, поэтому бывает недостаточно пластичен во взаимоотношениях с товарищами. 3. Трудно переключается с одной работы на другую и приспосабливается к меняющимся обстоятельствам. В установлении отношений с новыми людьми затрудняется. Спокоен. 4. Может просидеть над трудной задачей долго, раздражаясь при попытках его отвлечь. 5. Легко теряется при изменении обстоятельств, подвержен стрессовым состояниям, Так, спрошенный на уроке истории в присутствии завуча, начал говорить слабым голосом, но осекся и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал. 6. Экспрессивен, по внешнему виду легко угадать отношение к событию и настроение, которое, кстати сказать, чаще бывает приподнятым. Расстраивается редко и ненадолго. 7. Очень чувствителен. Это касается малейших неприятностей. Долго переживает замечания учителя, неудачи легко вызывают слезы. Настроение чаще пасмурное. 8. Экспрессивность низкая, по внешнему виду трудно судить о настроении и отношении может показаться, что на уроке он равнодушен к изучаемому материалу. Его трудно рассмешить или вывести из себя. 9. Высокая работоспособность, надолго сосредоточивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, терпелив, на уроках внимателен. 10. Активен на уроках в тех случаях, когда работа представляется интересной. Если это не так, то легко отвлекается.
11. Задумчив. Мечтателен, к подвижным и шумным играм не тяготеет, в себе не уверен в коллективе класса пассивен, от выступлений перед товарищами уклоняется. 12. Нетерпелив, плохо переносит кропотливую работу и ожидания, в отношениях с товарищами слишком прямолинеен. Задание 2. Изучите тип темперамента учащегося вашего класса посредством метода наблюдения. При этом помните, что наблюдение необходимо организовывать не только на уроках, но и на переменах, во внеурочной деятельности. Данные наблюдений пополняйте результатами анализа продуктов деятельности учащихся (дневник, тетрадь, рисунки, поделки и др.) Задание 3. На основе наблюдения зафиксируйте, какие из перечисленных проявлений мотивации учения демонстрирует учащийся вашего класса. Результаты своего наблюдения представьте в таблице. 1. Склонен задавать учителю вопросы, стремясь уточнить сведения по изучаемому материалу. 2. Часто интересуется отношением товарищей к выполненному им заданию. 3. Проявляет интерес к анализу собственных ошибок. 4. Решает задачи, чтобы показать, что он не хуже других. 5. Учится по причине хорошего понимания общественной значимости учения. 6. Испытывает удовольствие от оказания помощи товарищам в выполнении заданий. 7. Справившись с задачей, ищет другие способы ее решения 8. С удовольствием берется за новые задачи и задачи повышенной трудности. 9. Учится ради одобрения родителей. 10. Выполняет задание, чтобы избежать неприятностей.
Задание 4. Используя метод беседы, сделайте вывод о мотивах учебной деятельности школьника по предмету (приложение, раздел педагогика). Задание 5. Расклассифицируйте представленные Вам проявления самооценки учащегося по двум основаниям: 1) проявления адекватной самооценки; 2) проявления неадекватной заниженной или завышенной самооценки. Результаты своей работы представьте в таблице.
1. Замкнут, держится обособленно, избегает контакта со сверстниками. 2. Испытывает пренебрежительное отношение со стороны одноклассников. 3. Высокомерен, пренебрежительно относится к товарищам. 4. Робок, повышенно раним. 5. Бодр, активен, почти всегда пребывает в хорошем настроении. 6. Переживает по поводу своей устойчиво слабой успеваемости. 7. Тревожен, легко теряется в изменяющихся условиях. 8. По причине больших учебных успехов постоянно становится в пример одноклассникам. 9. Испытывает большое удовольствие от лести в свой адрес. 10. Внешне красив. 11. Играет роль классного шута. 12. Уравновешен, быстро приспосабливается к новым условиям. 13. Выступление перед товарищами – пытка для него.
Задание 6. На основе систематического наблюдения сделайте вывод о характере самооценки учащегося вашего класса, результаты своих наблюдений фиксируйте в таблице.
Проявления самооценки учащегося ______________________________________ (укажите Ф., И. учащегося, класс, ОУ).
Задание 7. Сформулируйте рекомендации по воспитанию, обучению, развитию личности учащегося за которым вы вели психолого-педагогическое наблюдение. Задание 8. Проведите рефлексию. 1. Какие впечатления остались у вас от проделанной работы? 2. Какие трудности и чувства возникали в процессе работы над заданиями? 3. Что вам дала подобная работа? 4. Можно ли сказать, что задания вам понравились? Почему? 5. Если задания чем-то не понравились, постарайтесь точнее сформулировать почему. 6. Может быть, у вас появились предложения по их изменению?
Приложение № 5. По результатам Вашей деятельности в профессиональных ролях представьте в Дневнике практики личностную и профессиональную рефлексию, ответив на вопросы: 1. Какие компетенции Вам удалось развить, в какой степени (оцените по 10-балльной шкале), что этому способствовало?
2. Какова Ваша профессиональная позиция? Что мешает Вам в реализации профессиональных ролей, почему? Что помогает Вам в деятельности педагога? 3. Оцениваете ли Вы педагогическую деятельность как «свою» или предполагаете реализацию в других профессиях, почему? Раздел «Педагогическая физиология» Приложение №1.
Заполните санитарно-гигиенический паспорт своего класса. Укажите, какие методы улучшения микроклимата учебных помещений можно предпринять в вашем классе.
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ –го класса
Количество учеников на начало 200 /200 учебного года____________
Классная комната: Длина:_____________м Ширина___________м Высота________м
Общая площадь:_______________м2 Общий объем______________м3
Удельная площадь_________м2/уч Удельный объем___________м3/уч
ВЫВОД:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Воздушно-тепловой режим
Температура воздуха в помещении_____________________________________________
Продолжительность сквозного проветривания в течение дня________________________
Коэффициент аэрации________________________________________________________ ВЫВОД: ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Приложение №2.
1. Проведите физиолого-гигиеническую экспертизу урока по предлагаемой схеме:
2. Представьте валеологический анализ урока по предлагаемой схеме:
1. Соблюдает ли учитель санитарно-гигиенические требования и нормы при организации урока, если да, то какими способами и приемами (перед началом урока проветривает класс, следит за освещенностью, позой школьников и т.д.)? 2. Учитывает ли учитель при организации учебно-познавательной деятельности индивидуально-возрастные особенности и учебные возможности школьников, если да, то какими приемами? 3. Соответствует ли избранная структура урока динамике работоспособности школьников, т.е. периодам: «врабатывания», «стабильной работоспособности» и «развития утомления»? 4. Мобилизует ли учитель в начале урока учащихся на урок, создает ли положительный эмоциональный настрой и рабочую обстановку, если да, то каким образом? 5. Поддерживает ли мотивацию учебной деятельности большинства учащихся и как учитель в течение урока, оказывает дозированную помощь, создает ситуацию успеха? 6. Соответствует ли содержание учебного материала учебным возможностям учащихся с учетом их психофизиологических особенностей? 7. Адекватны ли методы и формы обучения, используемые учителем, учебному материалу, учебным возможностям класса, учитываются ли индивидуальные особенности восприятия, памяти и мышления учащихся? 8. Использует ли учитель «здоровьесохраняющие» подходы, методы, технологии в организации и проведении урока (предварительный анализ индивидуальных особенностей школьников, ориентация на индивидуальный и дифференциальный подходы, разнообразие учебных методов, смена видов деятельности на уроке и т.д.)? 9. Способствуют ли методы контроля и оценки знаний учащихся, применяемые учителем, сохранению психического здоровья школьников?
10. Включены ли в структуру урока приемы для снятия утомления, повышения работоспособности? 11. Какой стиль педагогического общения доминирует на уроках в вашем классе? 12. Использует ли учитель приемы психоэмоциональной разрядки? 13. Способствует ли содержание учебного материала и структура урока формированию валеологической культуры? 14. Соответствует ли характер и объем домашних заданий возрастным и учебным возможностям школьников?
Приложение №3. Составьте схему правильного размещения учащихся в вашем классе, в зависимости от роста, состояния здоровья и зрения. Проанализируйте режим школьников вашего класса по опросным листам и сравните с режимом, установленным для детей и подростков соответствующего возраста. Представьте гигиеническую оценку недельного расписания школьников вашего класса по предлагаемой схеме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|