Гуманизация и демократизация педагогики и педпроцесса
Стр 1 из 39Следующая ⇒ Введение Педагогика, ох педагогика! Сколько людей с тоской и горечью вспоминают тот ужас, который вызывали у них толстые и сложные учебники по этой дисциплине. А в схемах, таблицах и опорных конспектах она выглядит вполне доступно, понятно, можно разобраться и выучить гораздо легче. Кому-то педагогика после такого изучения, может быть, станет интересной, осознается ее необходимость в педагегической деятельности. Пособие представляет собой краткий курс по педагогике, изложенный логико-графическим языком схем, таблиц и опорных конспектов. Заключает пособие список рекомендуемой литературы. Приложение содержит основные международные и отечественные документы по защите и реализации прав детей, которые должен знать каждый работающий с детьми. Материалы пособия составлены на основе анализа учебников по педагогике последних лет, ряда словарей, современных педагогических и психологических источников с ориентацией прежде всего на Государственные стандарты по педагогике для вузов и средних педагогических учебных заведений. Курс педагогики разработан на основе целостного и личностно-ориентированного подходов к педагогическому процессу. Пособие целесообразно использовать в сочетании с любыми учебными пособиями по педагогике и авторскими учебниками «Педагогика» (М., 2003, 2004). Необходимые определения можно найти в издании «Словарь по педагогике: междисциплинарный» Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова (М., 2005). Схемы помогают выделить конкретные составляющие того или иного педагогического явления или категории, обозначить их связи. В таблицах представлен сопоставительный материал или дано раскрытие общего через совокупность его частей. Опорные конспекты и конспект-схемы — это тезисное обозначение узловых вопросов темы. Они включают в себя не только текстовой материал, но и небольшие схемы и таблицы.
Таблицы, опорные конспекты и схемы могут быть использованы как преподавателем в ходе лекции, объяснения нового материала, так и студентами для выступления с сообщением на семинаре, самостоятельно проработавшими ту или иную тему; для самопроверки. Предложенные наглядные средства могут применяться в качестве контрольных материалов на экзаменах, коллоквиумах, зачетах, при написании контрольных работ. РазделI Общиеосновыпедагогики Педагогика как наука овоспитании..................................... 8 Педагогика как наука.............................. 8 Педагогика как прикладная философия........................................ 11 Категория «воспитание»........................ 12 Категория «формирование».................. 14 Основные вопросы педагогики............... 15 Направления развития педагогики........... 16 Цель воспитания................................. 17 Авторитарная и гуманистическая педагогика.......................................... 18 Типы, модели, виды воспитания и образования..................................... 19 Позиция личности в воспитании.................................. 21 Педагогическая антропология как философская база воспитания.......... 21 Личность как объект и субъект воспитания.......................................... 22 Соотношение воспитания и развития Система образования и воспитания.................................... 25 Структура системы образования и воспитания........................................ 25 Непрерывное образование................ 29 Дополнительное образование........... 31 Лагерь какдетско-оздоровительное образовательное учреждение........... 32 Детские и молодежные общественные объединения........................................ 34 Тенденции развития систем образования за рубежом.................. 39 Методология педагогики и методы педагогических
исследований................................... 42 Методология педагогики................... 42 Научное педагогическое исследование....................................... 44 Методы педагогического исследования....................................... 46 Изучение и обобщение педагогического опыта...................... 48 Опытная работа.................................... 50 Педагогика Как наука о воспитании Педагогика как наука Педагогика — упорядоченная совокупность знаний, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения и развития и дает возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями. Предмет педагогики — воспитание как педагогическое явление; особенности организации педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников, формирования и становления личности воспитанника в педагогическом процессе. Функции педагогики
Педагогика, как любая наука, имеет категориальный аппарат, источники и свою структуру.
Основные категории педагогики О Воспитание как педагогическое явление. О Формирование личности. О Образование. О Обучение. О Самовоспитание. О Самообразование. О Целостный педагогический процесс (ЦПП). О Педагогическое взаимодействие. О Принципы и закономерности ЦПП. О Содержание, формы, методы и средства ЦПП. О Педагогические технологии. Структура педагогики □ Педагогические теории. □ Педагогические системы. □ Педагогические технологии. Источники педагогики ♦ Теоретические раз . щего и прошлого.
♦ Педагогическая прак
Общемировые тенденции и приоритеты современной педагогики ©> Мир. сг= Творческое содружество педагогов мира. ©> Человек. ф= Изучение и обобщение исторического и совре- ©> Экология. менного опыта развития школы и педагогики ©> Сотрудничество. в мире. , <ж- Усиление демократических и гуманистических тенденций. Гуманизация и демократизация педагогики и педпроцесса Демократизация предполагает: / Соблюдение Декларации и Конвенции о правах ребенка в процессе педагогического взаимодействия. / Право воспитанника на свободный выбор. / Право воспитанника на ошибку. / Право воспитанника на свою точку зрения. / Паритетные отношения в педагогическом взаимодействии. Гуманизации способствует: > Педагогическая любовь к детям, уважение, заинтересованность в их судьбе. > Терпимость (толерантность) педагога, выдержка, уравновешенность. > Оптимистическая вера в возможности и способности воспитанника. У Сотрудничество, мастерство общения, взаимодействие. > Приоритет положительного стимулирования и опора на успех. Педагогика в системе Знании о человеке
Связь педагогики с другими науками • философия, информатика, психология, анатомия • школьная гигиена, антропология, медицина, генетика • экология личности, экология среды, социология • физиология высшей нервной деятельности
Педагогика творчески осваивает идеи других наук, использует их методы и результаты исследований, совместно решает общие проблемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|