Педагогическая антропология как философская база воспитания
Педагогическая антропология — философская база воспитания, позволяющая понять структуру воспитания лишь соотнеся её со структурой целостной природы человека и его потребностей; система педагогических взглядов, основанных на данных наук, изучающих человека. Особенности педагогической антропологии • целостная система взглядов на воспитание; • восприятие человека как активного субъекта воспитательного процесса; • анализ процесса воспитания в диалектическом единстве воспитательного воздействия на человека, с одной стороны, и самовоспитания, саморазвития — с другой; • признание решающего значения самовоспитания и саморазвития воспитанника в воспитательном взаимодействии.
Развитие личности ребенка составляет внутреннее содержание объективно-закономерного процесса воспитания. Формирование воспитуемого должно осуществляться согласно его возможностям, одаренности, имеющемуся потенциалу. Сочетание различных наук в рамках педагогической антропологии является выражением идеи целостности человека. Воспитатель должен знать природу воспитанника «во всех отношениях». Ведущие идеи педагогической антропологии ®= Целостность и неделимость духовной и биологической природы человека.
Воспитанника надо воспринимать таким, каким он станет через определенное время на основе раскрытия своих задатков и способностей, а не замкнуто — каков он сегодня. Замкнутая картина человека типична для авторитарно управляемого воспитания.
Личность как объект и субъект воспитания Личность — человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя; «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей.
Личность существует, проявляется и формируется только в человеческом обществе в деятельности и общении. В каждую историческую эпоху формируется свой тип личности, определяемый содержанием его культуры. Культура личности
Движущая сила развития личности — противоречия • Между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения. • Между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности. * • Между растущими требованиями со стороны общества, группы, референтных лиц и наличным уровнем развития личности. Парадигмы развития личности: социогёнетическая, биогенетическая, персоге-нетическая, на которых формируются различные теории развития личности. Теории развития личности с& психоаналитическая (3. Фрейд и его последователи); с» теория научения (бихевиоризм)(Б. Скиннер и др.); сз> экзистенциальная (К. Ясперс и др.); с» гуманистические (К. Роджерс, А. Маслоу и др.); о» антропософия (Р. Штайнер);
<з> когнитивная (Ж. Пиаже и др.); с» интеракционистские (Дж. Мид, Э. Берн и др.); с» теологические (Ж. Маритен и др.); «> деятельностная (А. А. Ухтомский, Л. С. Выготский и др.) и др. В Отечественная наука стоит на позициях признания значимости влияния на развитие личности как биологических, так и социальных факторов при активной позиции самой личности. Соотношение воспитания и развития личности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|