Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция № 17. Глобализация как мировой процесс




1. Глобализация как объективный процесс

Одна из примечательных примет современного мир - процесс глобализации, охвативший десятки стран и оказывающий значительные изменения на международной арене, определяющий тенденции развития нынешней цивилизации. Процесс этот настолько заметен и внушителен по своим масштабам, что затрагивает интересы миллиардов людей, их судьбы. В силу этого обстоятельства глобализация, подводящая под общую черту преобразования всех сфер жизни, не может не вызывать различные оценки, весьма отличающиеся по амплитуде: от восторженных до пессимистических, от единодушного одобрения и поддержки одних (адептов глобализации) до отрицательного отношения других (антиглобалистов). Оценка глобализации зависит в немалой степени от политических ориентаций, идеологических пристрастий.

Глубокий анализ экономических, социально-политических и технологических возможностей глобализации, связанных с понижением барьеров между государствами ради взаимообмена, дан директором Центра международных исследований А.И. Уткиным, признанным специалистом по проблемам современности.[1]

Глобализация рассматривается как революции, изменяющая мир радикальнее и быстрее, чем все открытия и научные прорывы прежних веков. Скорость и глубина перемен, пишет исследователь, бросают вызов способности человечества ориентироваться в окружающем мире, обозначить координаты переживаемого этапа, адаптировать соответствующим образом свое сознание. Имеет место интеллектуальный ураган, по словам ученых Йельского университета (США) П.Кеннеди, Дж. Л. Геддиса, уничтожающий прежние догмы. Резко востребовано масштабное обобщение происходящего, без чего немыслима стратегия, а без нее в свою очередь возможен лишь дрейф в неведомом направлении.

2. Интерпретации мирового процесса

После окончания "холодной войны" сложились четыре интерпретации мира.

Первая принадлежит П. Кеннеди ("Подъем и падение великих держав"). Смысл ее в том, что главенствующие державы мира проходили фазу подъема, движения по плато могущества, испытывая неизбежное имперское перенапряжение и устремляясь к фатальному закату. Лидеры нашего времени, триумфаторы «холодной войны», не избегнут подобного же движения - такова логика истории. И чем жестче имперский контроль и шире его зона, тем быстрее наступает момент перенапряжения, за которым следует отказ от имперских амбиций.

Вторую интерпретацию дает гарвардский профессор С. Хантингтон, взглянувший на мир сквозь призму противостояния нескольких цивилизаций, увидевший новую мощь культурных сил, создающих свой собственный мир, колоссальные цивилизационные общности. Этика государственной лояльности цивилизация заменяет нацию-государство в качестве основного исторического фактора. Эта парадигма отрицает устойчивость космополитизма, искусственного "мира Давоса". Для Хантингтона создание единой глобальной экономико-политической системы принципиально невозможно.

Третью попытку объяснить новый мир предпринял американский социолог Ф. Фукуяма: экономические силы ранее породили национализм, заменяя класс национальными барьерами, создавая централизованное, лингвистически гомогенное сообщество. Эти же экономические силы теперь подталкивают к крушению национальных барьеров посредством создания единого интегрированного мирового рынка. «Сокрушение национализма - вопрос лишь времени». Глобальные экономические силы создают новый, более цельный мир, отставляющий государства в сторону, поскольку капитализм требует адекватно образованной рабочей силы, мобильности как фактора роста производительности труда. Изображаемые Фукуямой индивидуумы будущего лишены "тимоса" - необходимости признания другими. Эта перемена в характере личности ведет к триумфу космополитизма, культурной гомогенности людей, презревших государственные границы.

Четвертое мирообъяснение дает А.И. Уткин. В его парадигме главная роль принадлежит скорости восприятия технологического обновления, а мировая глобализация рассматривается как цепь политических, экономических и технологических перемен, обусловливающих рост масштабов и глубину процесса взаимообмена между странами мира.

3. Содержание, направленность глобализации

Термин «глобализация», по мнению А.И. Уткина, является метафорой для выяснения природы современного капитализма. По определению Международного валютного фонда, глобализация – это в возрастающей степени интенсивная интеграция как рынков товаров и услуг, так и капиталов.

Согласно более широкому определению, глобализация - доминирующая после окончания «холодной войны» единая общемировая система, основанная на беспрепятственном перемещении капитала, информационной открытости мира, быстром технологическом обновлении, понижении тарифных барьеров и либерализации движения товаров и капитала, на коммуникационном сближении, планетарной научной революции, межнациональных социальных движениях, новых видах транспорта, реализации телекоммуникационных технологий, интернациональном образовании.

Глобализация, по определению американского исследователя Т. Фридмана, - это «неукротимая интеграция рынков, наций-государств и технологий, позволяющая индивидуумам, корпорациям и нациям-государствам достигать любой точки мира быстрее, дальше, глубже и дешевле, чем когда бы то ни было прежде". Она предполагает существование правил и обязательств, предусматривающих подчинение им суверенных государств. Глобализация - это процесс, определяемый рыночными, а не государственными силами, сбалансированным бюджетом, приватизацией, открытостью инвестициям и рыночным потокам, стабильностью валюты.

Глобализация означает гомогенизацию жизни: цены, продукты, уровень и качество здравоохранения, уровень доходов, процентные банковские ставки приобретают тенденции к выравниванию на мировом уровне. Глобализация изменяет не только процессы мировой экономики, но и ее структуру: создает глобальную по масштабу взаимозависимость, достигающую степени интеграции в практически единое целое. При этом различие между взаимозависимой экономикой и экономикой глобализированной качественное. Речь идет не только о возросших объемах торговых потоков, но и о мировом рынке, подобном рынку единого государства. Понижая барьеры между суверенными государствами, глобализация трансформирует внутренние социальные отношения, жестко дисциплинирует все «особенное», требующее «снисходительного» отношения и общественной опеки, она разрушает культурные табу, жестоко отсекает всякий партикуляризм, безжалостно наказывает неэффективность и при этом щедро поощряет международных чемпионов эффективности.[2]

Одни считают, что глобализация во всех практических смыслах равнозначна модернизации. Другие рассматривают глобализацию как глобальную диффузию западного модернизма, т.е. расширенную вестернизацию. Мировая интернационализация - это просто побочный продукт расширяющегося американского мирового порядка. Бывший чешский президент В. Гавел предложил образ бедуина, сидящего на верблюде и носящего под традиционной одеждой джинсы, с транзистором в руке и с банками кока-колы, притороченными к верблюду.

Глобализация подается как соблазнительная дорога, ведущая к повышению жизненных стандартов. Даже для низших слоев населения она может быть привлекательна в сугубо материальном аспекте. Так, зарубежные фирмы в США платят в среднем на 6% больше, чем свои компании. В Турции иностранные фирмы платят на 124% больше местных фирм. Переплетение капиталов способствует союзу науки и производства, что способствует изысканию дополнительных ресурсов для развития социальной сферы.

Мировое сближение достаточно быстрыми темпами стало происходить на рубеже XIX и XX веков на основе распространения торговли и инвестиций благодаря пароходу, телефону, конвейеру, телеграфу и железным дорогам. Перед Первой мировой войной мир из "большого" превратился в "средний ". Второе рождение (или возрождение) глобализации началось в конце 1970-х гг. на основе невероятной революции в информатике, коммуникациях, цифровой технологии, совершенствовании средств доставки. Сокрушение таможенных и прочих барьеров на пути мировой торговли стало одной из ключевых задач процесса глобализации. Так сформировался "вашингтонский консенсус", открывший ворота мировой глобализации: десять рекомендаций по реформированию мировой торговли, сформулированных в 1989 г. экономистом Дж. Вильямсоном. Положения касались налоговой дисциплины, особой направленности общественных расходов, налоговой реформы, процентных ставок, обменного курса, торгового либерализма, прямых иностранных капиталовложений, приватизации, дерегуляции, права частной собственности.[3] Указанные идеи стали основой либерального фундаментализма 1990-х гг. М. Тэтчер и Р. Рейган своим неолиберальным законодательством ослабили роль государства, давая зеленый свет глобализации. Символом прогресса стала приватизация индустрии и сферы услуг.

Мировая экономическая мысль, возглавляемая "чикагской школой", сделала важный поворот в сторону глобализации.

4. Правило «золотого корсета»

В результате рационализации возможностей частного бизнеса было выработано правило «золотого корсета». Согласно ему входящее в мировое разделение труда государство должно подчиняться ряду непреложных условий:

- частный сектор становится основным мотором экономического развития;

- поддерживается низкий уровень инфляции, сохраняется стабильность цен;

- бюрократический аппарат государства уменьшается;

- вырабатывается сбалансированный бюджет;

- сокращаются до предела тарифы на импорт;

- ликвидируются ограничения на иностранные инвестиции;

- происходит отказ от квот на импортную продукцию;

- разбиваются внутренние монополии;

- увеличивается экспорт;

- приватизируются государственные предприятия;

- происходит отказ от регуляции движения капиталов;

- местная индустрия открывается миру, иностранцам предоставляется право покупать любые акции и ценные бумаги;

- поощряется конкуренция местных компаний;

- уничтожается коррупция государственных чиновников;

- происходит отказ от субсидий отдельным предприятиям;

- частным владельцам открываются банковская и телекоммуникационные системы;

- частные граждане получают право выбора любого, отечественного или иностранного, пенсионного фонда.

Другим словами, происходит резкий процесс либерализации экономики, интеграционных связей, взаимообмена, взаимодействия, но по определенным правилам, которым придается всеобщая обязанность для участников интеграции.

К сожалению, сокрушаются даже такие певцы глобализации, как Т. Фридман, особенность правила «золотого корсета» состоит в том, что он предписывает «один размер для всех». Желающие присоединиться должны знать, что им придется приспособиться, несмотря на всю болезненность процесса, к унифицированному размеру, определяемому сильнейшими из глобализаторов, социальные стандарты которых не совпадают со стандартами в других странах, включая постсоциалистические.

В то же время не все страны, даже первоначально проявив готовность, заключают себя в «золотой корсет». Одни - только частично (Ин­дия, Египет); другие после первого же жестокого опыта снимают его (Россия, Малайзия). Третьи пытаются моделировать «корсет», согласуясь с национальной культурой (Япония, Германия, Фран­ция). Есть и такие, кто полагает, что влезать в «корсет» не стоит, а лучше положиться на природные ресурсы (Саудовская Аравия, Иран). Некоторые страны готовы на все, лишь бы не быть затянутыми в «корсет» жестоких правил и обязательств (КНДР, Куба, Судан).

Противники «золотого корсета» реагируют на требования облачиться в него почти одинаково: не говорите, что нужно надеть его и подключиться к мировому рынку. У нас своя культура, свои собственные ценности, и мы пойдем своим путем с нашей собственной скоростью. Ваш подход слишком детерминирован. Почему бы всем не собраться вместе и не выработать другую, менее запретительную модель? На это со стороны сильных мира сего следует жесткий ответ: никто не обязан залезать в «корсет». Если ваша культура и социальные условия противоположны, то можно выразить лишь сочувствие. Но вот что важно: сегодняшняя глобальная рыночная система, стремительно меняющийся мир и «золотой корсет» созданы огромными историческими силами, которые фундаментально изменили стиль общения, способ инвестирования и взгляд на мир.

Естественно, возникает вопрос, как же приобщиться к глобализации. Существуют три источника - фундаментальные изменения в способах коммуникации, новый характер инвестирования, новое аналитическое восприятие мира. В последней четверти XX в. резко расширился доступ к новым технологиям, важнейшим показателем прогресса стало число компьютеров на тысячу жителей страны. Так называемый "бумажный коммерческий рынок", т.е. рынок ценных бумаг, значительно увеличил возможности инвестиционных фирм. В 2000 г. уже половина населения США инвестировала свои деньги в рынки ценных бумаг. Капитал как бы "позабыл" о своей национальной принадлежности, устремляясь в массовых объемах туда, где благодаря стабильности и высокой эффективности труда достигается максимальная степень прибыли. Компьютеризация финансов стала новой основой "электронной" культуры производства и инноваций, воздействующей на всю современную экономику и в немалой степени на социальную сферу. Интеллектуальный капитал все более определяет судьбу наций. С помощью Интернета значительная часть человечества получила немыслимый ранее доступ к знаниям, информации, образованию и культуре.

5. Оценка глобализации

Современные теоретические подходы: модернизм, доминировавший на Западе в 50-60 гг. XX в., антимодернизм (примерно с 1965 до 1975 г.), постмодернизм (с конца 70-х до начала 90-х гг.), неомодернизм как неолиберализм - позволяют определить место глобализации в общественной эволюции и подвели к идее универсализма - возвращение к жизни свободного рынка и демократии произошло в общемировом масштабе после крушения мировой системы социализма, части мира стали соподчиненными, т.е. локомотив Запада тащит гигантский поезд, он - его движущая сила. Отсюда со всей необходимостью появился и восторжествовал термин "глобализация". Возможно, по мнению М. Комдессю, она не является судьбой человечества, однако в конечном счете главная мировая тенденция состоит в унификации всего мира. Если глобализация возобладает, то она приведет к консолидации мира на условиях наиболее развитой его части.

Сложились революционный, эволюционный и скептический взгляды относительно глобализации. Сторонники первого подхода (например, Кеничи Омае - "Мир без границ") считают, что глобализация знаменует новую эпоху в истории человечества, когда традиционные нации-государства теряют свою самостоятельность, суверенитет, естественность, становятся непригодными в качестве партнеров в бизнесе.

Эволюционисты (Дж. Розенау, А.Гидденс и др.) требуют от государств и обществ постепенной адаптации к более взаимозависимому и в то же время нестабильному миру с его неизбежными переменами, совокупность которых составит суть развития современных обществ и всего мирового порядка. Глобализация - мощная сила, ответственная за массовую эволюцию. Но сторонники эволюционного подхода отказываются определять направление этого процесса, самой сутью которого являются непредсказуемые изменения, порождающие новые противоречия. Суверенные государства сохранят власть над собственной территорией, но параллельно национальному суверенитету будет расширяться зона влияния международных организаций.

Придерживающиеся третьей точки зрения скептичны относительно позитивных черт глобализации. Общая критика глобализации раздается в адрес мировых лидеров, использующих ее как инструмент закрепления своего лидерства надолго. Многие в мире видят в глобализации-американизации непрошеного гостя, по словам Фридмана. Она не только рядом с тобой, но и внутри тебя. Более весомой становится социальная критика этого процесса. Заглушается голос отдельного гражданина, становящегося жертвой навязываемых ему правил. Он превращается в отстраненного наблюдателя.

В развитых странах глобализация встречает противодействие как со стороны левой части политического спектра, так и на его правом фланге. Левые видят страдания миллионов и сверхобогащение биллов гейтсов. Некоторые правые партии Европы (к примеру, германская Народная партия, австрийская Партия народной свободы), профсоюзы развитых стран выражают недовольство сокращением рабочих мест в связи с созданием заграничных филиалов ТНК. Враги глобализации справа (например, 60-70 республиканцев-членов Конгресса США) воспринимают ее как систему допуска на американский рынок демпинговых товаров из стран с почти рабским трудом, другие более всего боятся утраты ясно выраженного национального суверенитета. Глобализация не смягчает, а усиливает мировое неравенство.

Создается достаточно мощная идеология антиглобализма. Франция становится страной, где он достиг почти государственных вершин. Лидерами этого направления стали романист-аристократ В.Форрестер («Экономический ужас»), воинственный защитник крестьянства, организовавший массовые антиглобалистские шествия в Западной Европе, Ж. Бове (автор книги «Мир - не товар»), социолог П. Бурдье («Акт сопротивления тирании рынка»). Они изображают глобализированную экономику как устрашающее социально-экономическое явление. Целью представителей данного направления стала борьба против «тирании рынка». «Новые левые» - британский премьер Блэр, германский канцлер Шредер и бывший французский премьер Жоспэн - в определенной степени разделяют позицию «да» рыночной экономике, «нет» рыночному обществу. Они стремятся предотвратить и международные катаклизмы будущего мира, где все могущество будет принадлежать богатым странам. По мере продвижения в следующее столетие, пишет историк П. Кеннеди, «развитые страны будут иметь в своих руках все козырные карты - капитал, технологию, контроль над коммуникациями, избытки продовольствия, мощь транснациональных компаний, и в любом случае их превосходство будет расти, потому что технология разрушает ценность рабочего класса и сырьевых материалов, главных козырей развивающихся стран.[4]

Различных гражданских ассоциаций в мире, возражающих против издержек глобализации, насчитывается сейчас уже 26 тыс.[5] По предложению французской ассоциации АТТАС вместо термина антиглобалисты введено новый – альтерглобалисты, или «другие глобалисты». Это не только смена названий, но и смена программы. Альтерглобалисты выступают за глобализацию, но без либеральных перегибов, с четко заданными социальными параметрами, под контролем гражданского общества в каждой стране. Рекордная по охвату участников сходка альтерглобалистов во Франции в августе 2003 г. дала старт новому движению. Ж. Бове, главный организатор этой встречи, заявил, что нужно выйти на улицы и заявить свой протест транснациональным компаниям. Правительства 146 стран, входящих в ВТО, обязаны подчиниться контролю своих гражданских обществ. С резкой критикой политики ВТО выступила Л. Валлах, считающая, что под руководством этой организации, созданной без согласия населения входящих туда стран, происходит замедленный переворот мирового масштаба. Предписывается все: сколько крестьян могут выжить в Индии и сколько в Европе, что должны есть, какая должна быть система образования, здравоохранения и т.д. Помешать этой политике можно только одним способом – стать неуправляемыми, призвала альтерглобалистка.

Эта французская ассоциация, имеющая филиалы в 35 странах мира, в том числе и России, подхватила идею Дж. Тобина о формировании фонда помощи развивающимся странам, взимая всего лишь родин процент от суммы каждой спекулятивной банковской операции. По данным экспертов АТТАС, 90% финансовых операций в мире сводятся лишь к игре на курсах валют. При таком налоге страны-члены ВТО всего бы за год сформировали фонд, равный сумме дотаций Запада в поддержку своего сельскохозяйственного экспорта. Однако лишь правительство Канады выразило готовность пойти на такую меру. Предложение альтерглобалистов определенно не лишено здравого смысла, ибо его реализация помогла бы решить болезненные в развивающихся странах социально-экономические проблемы.

Против глобализации выступает такая острая реальность, как неравенство. Согласно докладу Всемирного банка за 1997 г., половина населения мира практически оказалась не затронутой процессом глобализации. Адепты глобализации Р. Франк и Ф. Кук пришли к выводу, что глобализация сыграла важную роль в распространении неравенства в мире. Представляющие развитый Север страны-члены ОЭСР (менее десятой части населения Земли) ориентируются на доход в 30 тыс. долл. на душу населения в год, в то время как этот показатель для 85% населения Земли не достигает 3 тыс. долл. Богатство 20% наиболее состоятельной части населения превосходило имущество 20% наиболее бедных землян в 1960 г. в 30 раз, а к концу XX века дошло до критического значения - 78:1[6]

Перспективы на ближайшие 30-50 лет, пишет А.И. Уткин, не позволяют надеяться на приближение бедных стран к уровню богатых. Такой пессимизм, зиждущийся на реальном учете расстановки сил в мире, возможностей стран третьего и постсоциалистического мира, как бы ставит под сомнение "позитивный навар" глобализации.

На Западе глобализаторы предпринимают попытки сформировать некий кодекс «прогрессивной общечеловеческой цивилизации», обещающий экономический и цивилизационный успех. Примером такой кодификации является создание неких новых десяти заповедей:

1.Ориентация не на прошлое, а на будущее.

2. Работа и достижения - условия хорошей жизни.

3. Бережливость как основа накопления первоначального капитала и инвестиций.

4. Образование как ключ к прогрессу.

5. Личные достоинства (а не семейно-клановые связи) как ключ к продвижению по социальной лестнице.

6. Доверие к людям за пределами семейно-кланового круга.

7. Строгая общественная этика.

8. Справедливость и правила «честной игры» в отношении всех окружающих.

9. Горизонтальное (в пику вертикальному) построение системы власти.

10. Секуляризм.

Таким образом, правила предусматривают социальную составляющую, как бы вселяющую известный оптимизм (ориентация на лучшее, чем сегодня), хотя мир в целом еще не показал своей способности следовать этим правилам, а следовательно, преодолевать или ослаблять конфликты, ведущие к серьезным изломам.

Мировое содружество, понимая, что целостность и безопасность человечества напрямую зависит от решения острых социальных проблем, пытается приковать к ним внимание правительств и общественности. Сформулированные в Декларации тысячелетия, принятой 189 странами на Саммите тысячелетия Организации Объединенных Наций в сентябре 2000 г., восемь целей являются как бы программой продвижения стран на пути социального развития.

Первая цель - ликвидация крайней нищеты и голода: сокращение вдвое за период с 1990 по 2015 год доли населения земного шара, имеющего доход менее одного доллара в день; сокращение вдвое доли населения, страдающего от голода.

Вторая цель – обеспечение всеобщего начального образования.

Третья цель – поощрение равенства между мужчинами женщинами и расширение прав и возможностей женщин.

Четвертая цель – сокращение детской смертности.

Пятая – улучшение охраны материнства.

Шестая – борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другим заболеваниями.

Седьмая – обеспечение экологической устойчивости.

Восьмая цель – формирование глобального партнерства в целях развития.[7]

Решение этих задач зависит от ряда факторов. В «Докладе о развитии человека» (2003 г.) вычленяются следующие из них:

- скорейшие и массированные инвестиции в базовое образование и здравоохранение, что создаст предпосылки для устойчивого экономического роста. Он в свою очередь обеспечит занятость и позволит увеличить доходы;

- увеличение производительности труда мелких сельскохозяйственных производителей, находящихся в неблагоприятных экономических условиях;

- улучшение базовой инфраструктуры, например, портов, дорог, энергосистем и связи;

- разработка политики промышленного развития, стимулирующей предпринимательство и способствующей диверсификации экономики с перспективой преодоления ее зависимости от экспорта сырьевых товаров, при активном участии малых и средних предприятий;

- поощрение демократического управления и прав человека в целях ликвидации дискриминации, обеспечения социальной справедливости и повышения уровня благосостояния всего населения;

- обеспечение экологической устойчивости и рационального управления городским хозяйством для достижения устойчивых позитивных сдвигов в области развития;

- поощрение экономического роста в трудоемких секторах промышленности, включая мелкие и средние предприятия;

расширение доступа неимущего населения к земельным ресурсам, кредитам, профессиональной подготовке и другим экономическим активам.[8]

Этот перечень, как нетрудно заметить, полностью может быть перенесен на российскую почву без упрека в космополитизме, американизации или европеизации. Это, несомненно, рациональный подход, перекликающийся по сути своей с предложениями отечественных ученых и практиков. Речь может идти о необходимости осуществления систематических практических мер в этом направлении, от чего выиграет все общество и каждый человек.

О глобализации применительно к России приходится говорить уже не в абстрактном ключе, а в аспекте ее очевидной включенности в этот процесс, несмотря на то, что она находится в зоне социальной и экономической турбулентности. Пока глобализация воспринимается многими в нашем обществе не как путь овладения новыми многообещающими возможностями, а как ответ на объективные вызовы мирового развития. Даже апологеты глобализации признают, что, несмотря на обещаемую возможность повышения жизненных стандартов, продать идею глобализации миллионам россиян будет тяжелейшей задачей. Вместе с тем курс либерализации страны и стремления, объективного, необходимого и неизбежного, полнее и глубже интегрироваться с развитыми странами не оставляет никакой альтернативы глобализации. Но при этом важно понимать, что она не может осуществляться ценой снижения веса социальной составляющей, ухудшения материального положения части населения, роста группы изгоев. В российском обществе, десятилетиями привыкшем в советское время к патернализму государства, бесплатному образованию и здравоохранению, отсутствию безработицы, доступности духовных ценностей, зарплате, обеспечивающей удовлетворение основных потребностей на весьма сносном уровне, голые либеральные рецепты функционирования индивида как атома, «робинзона» как самодостаточного, активного субъекта, кующего собственный достаток, благополучие, не пользуются массовой поддержкой. Об этом свидетельствует ощутимое поражение правых сил при избрании Госдумы в декабре 2003 г. Либеральный курс без явно выраженной социальной составляющей обречен в нашем обществе на неудачу. Осознание этого обстоятельства позволит придать социальной и экономической политике государства большую оправданность и легитимность, а в конечном итоге укрепит доверие населения к власти.

 

II. Приложение: планы, задания, таблицы, тесты

 

План семинара по теме

«Сравнительная политология как научная дисциплина»

- Статья К. Гаджиева «Политология сравнительная» (Политическая энциклопедия, т.2. С. 223-224).

Вопросы:

* характеристика сравнительного метода;

* факторы, способствующие развитию сравнительных исследований;

* какие политические процессы, явления сравниваются во второй половине 20 в.?

 

- Лекция М.Н. Марченко. Развитие сравнительной политологии (Политология. Курс лекций. Под ред. д.ю.н., проф.М.Н. Марченко. Изд. 3-е, перераб. и доп.-М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 1999. – с. 111-123).

Вопросы:

* ленинское понимание сравнительного метода;

* особенности сравнительной политологии, ее кризисные проявления;

 

- Статья М. Ильина «Методология сравнительного исследования» (прилагается копия).

Вопросы:

- что такое методология?

- ее компоненты применительно к сравнительной политологии;

- характеристика предмета сравнительной политологии (комментарий схемы).

 

- Ч.Э. Мерриам «Новые аспекты политики» (Антология политической мысли. Т.2, с. 176-184).

Вопросы:

* достижения в области политических исследований примерно за сто лет;

* трудности политологических исследований;

* важные изменения в масштабах и методах исследования политики.

 

- Основные подходы и парадигмы сравнительной политологии (Р. Х. Чилкот. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы. –М.: ИНФРА-М, Изд. «Весь мир», 2001, с. 88, 108-110)

Вопросы:

* охарактеризуйте подходы, раскройте их значение для компаративиста;

* раскройте парадигмы, их значение.

 

- Напишите понятия сравнительной политологии по названиям первых букв терминов «сравнение» и «компаративистика»

С…….

Р…….

А…….

В……

Н……

Е……

Н……

И……

Е…….

Аналогично используйте «компаративистику».

 

- Заполните таблицу по методологии сравнительной политологии

 

Закономерности    
Ключевые понятия    
Концепции, парадигмы  
Принципы    
Методы    
Приемы    

 

Тест по темам 1-7

(выбрать один ответ, оценивается правильный ответ в один балл)

1. Каким образом сравнительная политология повлияла на развитие политической мысли?

а) расширилось географическое пространство исследований

б) углублено понимание взаимосвязи необходимого и случайного

в) выявлены новые зависимости между явлениями политической жизни

г) уточнено понятие демократии

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...