Тема «сообщественная демократия (по монографии А. Лейпхарта)»
Вопросы Содержание ответа 1. Какие термины (понятия) использует А. Лейпхарт для обозначения демократии в многосоставном обществе?
2. В чем состоит суть сообщественной демократии? Четыре «Л».
3. Какие модели, парадигмы, подходы других авторов использует А. Лейпхарт в исследовании?
4. Раскройте содержание принципа боль- шой коалиции
5. Приведите на примерах различных стран, описанных автором, формы большой коалиции
6. Каков смысл принципа автономии сег- ментов? Приведите примеры автономии сегментов из книги
7. Что означает принцип пропорциональ- ного представительства? Раскройте смысл и значение завышенного представитель- ства (приведите примеры)
8. В чем суть принципа «право вето»? В каких случаях его целесообразно применять?
9. Охарактеризуйте такие принципы полити- ческой жизни, как: - принцип «правительство против оппо- зиции»; «победитель получает все» - принцип «нулевой суммы»; - принцип «перекатывания бревна»
10. Какова типология демократических режимов, приведенная в книге?
11. Какой тип республики рекомендуется Лейпхартом в условиях сообщественной демократии?
12. Какая избирательная система соответ- ствует в большей степени сообщественной демократии?
12. Какая партийная система целесообразна для стран сообщественной демократии?
13. Когда эффективно право меньшинства на вето?
14. Каковы недостатки сообщественной демо- кратии?
15. Что Вам импонирует в концепции сообщест- венной демократии Лейпхарта?
16. Какие составляющие сообщественной демокра- тии могут иметь место в российском обществе?
17. Что бы Вы предложили для усиления социально- экономической однородности сегментов (регионов) России?
19. Перечислите линии раскола (размежевания) в россий- ском обществе.
20. Ваши предложения по углублению демократического процесса в нашем обществе.
21. Какие политические элементы незападного типа имеют место в нашем обществе (по Л. Паю)?
22. Какие механизмы более полного учета мнений меньшинства, оппозиции и сотрудничества с ними, основывая на положениях Лейпхарта и других авторов, Вы могли бы предложить?
Ситуационная задача по проблеме становления сообщественной демократии. Рассматривается гипотетическая ситуация на примере условной страны К., вступающей на путь политической модернизации. Краткая характеристика: находится в северо-западной части континента А, прилегающей к океану. Площадь – 200 тыс. кв. км. Нас. - 8 млн. чел. Общество архаичное, экономика в основном экстенсивная, преобладание аграрного сектора, ручного труда с малой механизацией производства. Промышленность в немногочисленных городах представлена обработкой сельскохозяйственной продукции. Часть продовольствия (кофе, фрукты) экспортируется в Западную Европу по ценам ниже мировых. В аграрном секторе сочетаются индивидуальный труд с частной собственностью на землю и коллективно-общинным как рудиментом родового строя. Механизация труда низкая, отсюда его производительность крайне невысокая. Следовательно, уровень жизни в 15-20 раз ниже развитых стран Запада. В промышленности господствует частная и акционерная собственность с незначительной долей государственного и иностранного капитала. Население преимущественно сельское (85%), неоднородно по этническому и религиозному признаку. Свыше 30 этносов и племён. Часть этносов проживает дисперсно. В религиозном отношении треть населения - христиане; две трети – мусульмане. Время от времени происходят стычки между религиозными группами.
Политическая культура пёстрая, эклектичная, представляет смесь клановых, религиозных, общинно-родовых ценностей. Одно время испытывала влияние социалистической доктрины, но в процессе модернизации с середины 1970-х гг. попала под влияние западного либерализма. Дифференциация политических ролей низкая. Электоральное поведение слабо мотивировано в аспекте политических ценностей. Население легко поддаётся на «удочку» популизма. Политический режим до середины 1970-х гг. - авторитарный, полувоенный, оппозиция запрещалась. Единственная политическая партия - клиентела для обслуживания президента, избранного на безальтернативной основе, для поддержания его авторитета. Повседневной политической работой в массах партия не занималась, усилия тратились для массовых парадных кампаний (митингов, шествий), для демонстрации единства народа и власти. Структуры на уровне гражданского общества только зарождались в форме сельских комитетов самоуправления, инициативных групп граждан, организаций по ликвидации безграмотности и донесения элементарных гигиенических знаний. С середины 1970-х гг. в ходе осуществления политических реформ возникли многопартийность (10), клубы интеллигенции. Были проведены местные выборы на альтернативной основе, появились первые оппозиционные движения. По политическому устройству страна состоит из провинций, имеющих незначительные автономные права. По сути, она, скорее, унитарна, чем федеративна. Политическая элита сегментов не отличается достаточностью общегосударственных подходов, ориентаций на интересы страны в целом. Проявляется местничество, имеет место изоляционизм. Налицо центробежные тенденции. Вместе с тем президент, его окружение постоянно говорят о демократических ценностях, хотя экономические, социальные, идеологические и прочие предпосылки, гарантирующие успех переходного демократического процесса, складываются слабо. Задание Вы назначены (условно) политическим советником президента страны. К власти пришёл прогрессивно мыслящий, энергичный человек, писатель по профессии, либерал. Предложено подготовить соображения по демократизации страны на 10-15 лет с учетом опыта других стран, как развитых, так и переходящих от тоталитаризма, авторитаризма к либеральным ценностям без игнорирования национальных особенностей.
Основываясь на теоретических знаниях, выводах Лейпхарта, выскажите свои соображения по реализации модели сообщественной демократии как предтечи будущей соревновательной, конкурентной плюралистической модели (полиархии в процессуально-технологическом аспекте). Внесите также предложения по созданию для этого соответствующих экономических, социально-политических условий. Цель - Теоретически обосновать приоритеты демократизации страны с учётом её социально-экономических и политико-идеологических особенностей. - Проявить способность соединения теоретических положений с практическими вопросами. При выполнении поручения целесообразно рассмотреть следующие вопросы: 1. Какие принципы СД могут быть рекомендованы для этой страны? 2. Какой тип республики целесообразен? Аргументировать. 3. Какие законодательные акты целесообразно принять парламенту для осуществления демократических преобразований? 4. Какая избирательная система рекомендуется для выборов президента, парламента, местных органов власти. Аргументы. 5. Какие могут быть сформированы государственные и общественно-политические демократические структуры (кроме парламента)? 6. Какой механизм представительства сегментов страны во властных и иных структурах можете предложить? 7. Какой механизм формирования правительства с учетом специфики страны наиболее целесообразен? 8. Какая надсегментная идеология может сыграть заметную роль в общественно-политической модернизации общества? Основные её составляющие. 9. Предложения по развитию плюрализма, партийной системы. 10. Какие элементы гражданского общества целесообразно развивать с учётом её реалий? 11. Какие механизмы предложите для взаимодействия представителей политической элиты сегментов (провинций, религиозных, этнических групп и т.д.)? 12. Предложения по формированию либеральной правящей элиты (организационные формы подготовки и переподготовки, ротации кадров, использованию зарубежного опыта).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|