Личностно-творческий компонент физической культуры личности
Личностно-творческий компонент физической культуры личности - обусловлен тем, что его может реализовать студент, осознающий себя личностью, способный выделить свое "Я" из окружающей действительности, обладающий развитым самосознанием. Творческий характер физкультурно-спортивной деятельности, связанный с новизной и значимостью ее результатов, обусловлен синтезом познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности. Личностный смысл ее требует достаточно высокой степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими ситуациями. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких ее черт, как инициативность, самостоятельность, ответственность и др. Поэтому творческую личность студента в физической культуре можно рассматривать как "инвариант", проявляющийся во взаимодействии сознания, ценностей, способностей, интеллекта, воли и деятельности. Личностное развитие физической культуры студента предполагает наличие двух моделей самореализации. Прогрессивный вариант - характеризует процесс постоянного преодоления противоречий, преодоления себя для нового полного раскрытия своих сил и способностей. В этом случае происходит непрерывное наращивание личностного потенциала через самоотрицание и самоопределение в результатах и процессе физкультурно-спортивной деятельности. Регрессивный вариант - представляет собой уход на узкие сферы самореализации, основой которого служат иллюзии прошлого опыта, успокоенности. Неполнота самовыражения в физкультурно-спортивной деятельности порождает неудовлетворенность ею, ее результатами, что ведет к ограничению культурного пространства жизнедеятельности [9].
Будучи интегрированным результатом гуманитарного образования, физическая культура личности как деятельностная категория проявляет себя в трех основных направлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности "на себя", детерминированную ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому "самостроительству", самосовершенствованию. Во-вторых, она является основой самодеятельного, инициативного самовыражения специалиста, проявления творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс своего профессионального труда. В-третьих, отражает творчество личности, направленное на общественные отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. "на других". Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективности, так как она сама начинает творить те общественные отношения, совокупным ансамблем которых является. Как известно, научное познание включает в себя следующие познавательные действия: восприятие с помощью органов чувств изучаемых объектов (процессов, явлений), осмысление заключенных в них причин и следствий и раскрытие их сущности, формирование теоретических выводов (понятий), практическая апробация их истинности и включение в систему соответствующей отрасли знаний. Указанные познавательные действия осуществляются и в системе учебного познания, в ходе которого в том или ином виде воспроизводится процесс физического воспитания, естественно, с определенной педагогической модификацией, поскольку учащимся нужно не только осмысливать сущность и закономерности изучаемых предметов и явлений, но и усваивать их, вырабатывать соответствующие умения и навыки, а также осуществлять повторение и упрочение усвоенных знаний, умений и навыков [9].
Какие учебно-познавательные действия необходимо совершать учащимся в процессе обучения физического воспитания, чтобы овладеть изучаемым материалом, т.е. знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями? Система этих действий включает в себя: · первичное восприятие и осмысление изучаемого материала; · последующее его более глубокое осмысление; · усвоение (запоминание) изучаемого материала; · применение усвоенных знаний на практике; · дальнейшее повторение, углубление и систематизацию знаний, упрочение умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей. Указанные познавательные действия органически связаны между собой и осуществляются в единстве, хотя на каждом этапе учебной работы на первый план выступает то одно, то другое действие, причем каждое из них позволяет добиваться лишь определенного результата в овладении изучаемым материалом. Было бы, однако, неправильным сводить усвоение процесса физического воспитания только к воспроизводящей деятельности. Оно должно сопровождаться более глубоким его осмыслением, нахождением в нем тех нюансов и деталей, которые раньше не воспринимались. Психолог А.А.Смирнов писал: «…Запоминание должно быть понято не как однообразное многократное запечатление того, что надо запомнить, а как разнообразно протекающая деятельность, каждое отдельное звено которой, то есть каждое отдельное повторение направлено на решение новой задачи». В конечном итоге правильная организация процесса обучения в физическом воспитании принято состоит из трех этапов учебно-познавательной деятельности учащихся [4]. Первый этап как раз и состоит в организации восприятия, осмысления и усвоения (запоминания) изучаемого материала, что обеспечивает овладение учащимися научными фактами и теоретическими знаниями. Второй этап заключается в применении усвоенных знаний на практике и выработке учащимися соответствующих умений и навыков. Эта деятельность приобретает форму тренировочных упражнений.
Для организации этих упражнений существенное значение имеют два положения: Первое. Тренировочные упражнения только тогда дают эффект и выполняются осмысленно, когда учащиеся предварительно хорошо овладели теоретическими знаниями. Второе. Процесс применения знаний на практике оказывается для учащихся более сложным, чем усвоение теоретических знаний. Академик Б.М. Кедров в свое время писал: «Движение познания от теории к практике соответствует нарастанию момента субъективности в деятельности человека при сохранении объективного момента в качестве исходного, определяющего собой весь процесс его познавательной и практической деятельности». Вот это многообразие конкретного, в котором проявляется общее, а также наличие субъективного момента при применении знаний на практике и вносит в этот процесс определенные, а иногда и немалые затруднения. Усвоив на основе анализа конкретных примеров и фактов то или иное правило, вывод или закономерность, учащийся должен решать сам (субъективный момент), подходят или не подходят они для решения новых задач или объяснения новых, ранее не встречавшихся явлений, ибо на знаниях не написано, в каких случаях и как их нужно применять. Л.С. Выготский писал, что наибольшие трудности представляет перенесение смысла или значения выработанного понятия на новые конкретные ситуации. Путь от абстрактного к конкретному оказывается здесь не менее трудным, чем был в свое время путь от конкретного к абстрактному. Эта трудность преодолевается только одним путем - усилением мобильности тренировочной работы учащихся по применению знаний на практике. Как показывает школьный опыт, многие недостатки обучения обусловливаются недостаточной тренировочной деятельностью учащихся. И, наоборот, успех лучших учителей во многом объясняется тем, что они обеспечивают высокую натренированность учащихся в применении знаний на практике. Однако для окончательного усвоения и перевода знаний учащихся в долговременную память, необходимо периодически обращаться к ранее изученному учебному материалу с целью его систематизации и преобразования в мыслительную активность. Третий этап строится на повторении, систематизации и обобщении изученного материала. Таким образом, сходным положением, обусловливающим необходимость повторения, углубления и систематизации знаний, умений и навыков, является положение о том, что овладение знаниями не сводится к одному познавательному акту, а требует неоднократного обращения к их более глубокому осмыслению, систематизации и упрочению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|