Методы, направленные на приобретение знаний
Знания являются одним из ведущих компонентов содержания физического образования, формирования физической культуры личности. Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого [13]. На основе знаний создается полный и более точный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движений. 1. Словесные методы предусматривают устную передачу и усвоение информации. С помощью слова учитель осуществляет многие функции: . конструктивную, 2. организаторскую, . активизирует процесс обучения и др. Устное изложение осуществляется в виде следующих форм речевого воздействия: Рассказ - повествовательная форма изложения событий. В рассказе сообщаются истории развития видов спорта, методики тренировки (организация игры). Описание - способ создания у ученика представления о действии. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так. Объяснение - предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений, обеспечивает глубокое понимание изучаемого учебного материала, побуждает обучаемых к активной мыслительной деятельности. Оно отвечает на два главных вопроса: «Почему так, а не иначе?» и «зачем это нужно делать?». Беседа - представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. Беседа может протекать в виде вопросов учителя и ответов учеников или в виде свободного выяснения взглядов. Главное требование этого метода - строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов. Разбор - отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого-либо задания.
Указание - словесное воздействие с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и др.) [5]. Оценка - результат анализа выполненного действия (например, «хорошо», «правильно», «плохо» и др.). Команда - форма приказа к немедленному исполнению действия, его окончанию или изменению. (Стартовые команды, строевые, судейские реплики). Подсчет - позволяет задавать ученикам необходимый темп (гребля, для чувства темпа). Самопроговаривание - применяется для создания общей картины предстоящих двигательных действий. Суть его состоит в том, что перед выполнением действия, ученик преднамеренно мысленно воссоздает технику выполнения упражнения, сопровождая мысленное выполнений действий проговариванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем и «про себя» с акцентом внимания на самые важные характеристики техники. Идеомоторная тренировка - мысленное выполнение действий. Словесная саморегуляция - основана на применении внутренней речи при выполнении действий. Регуляция двигательной деятельности при обучении движениям может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др. [7]. 2. Методы обеспечения наглядности в физической культуре способствуют зрительному, слуховому, двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся: Метод непосредственной наглядности - предназначен для создания у занимающихся представления о технике выполнения двигательного действия и осуществляется непосредственным показом движений самим преподавателем или одним из учеников. Метод опосредованной наглядности создает дополнительные возможности для восприятия двигательного действия с помощью предметного изображения (плакаты, пособия, кино-, видео-, зарисовки и т.д.)
Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся: - направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия - выполнение упражнений в замедленном темпе использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения упражнения. Методы срочной информации - предназначены для получения срочной информации после или по ходу выполнения двигательных действий ( фотоэлектронные устройства, электрогониометры, светолидеры и др.) [9]. Методы овладения двигательными умениями и навыками
В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на: - метод разучивания упражнения по частям (расчленено - конструктивный); - метод разучивания упражнения в целом (целостно- конструктивный); метод сопряженного воздействия. Метод расчлененно-конструктивный предусматривает разучивание отельных частей движения с последующим их соединением (например, гимнастические комбинации). Этот метод применяется в следующих случаях: - при обучении координационно-сложным двигательным действиям, когда нет возможности изучить его целостно; - если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанных между собой; если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части; когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы; когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, сформировать уверенность в своих силах [15].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|