Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей




 

В основе методов, направленных на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей лежит определенный порядок сочетания и регулирования параметров нагрузки: интенсивность, продолжительность, количество повторений, интервалов и характера отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками (см. Приложение, таблица 3).

Равномерный метод характеризуется тем, что при его выполнении занимающийся выполняет физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить неизменной скорость передвижения, темп работы, амплитуду движений [9].

Различаю два варианта этого метода:

. Метод длительной равномерной тренировки.

. Метод кратковременной равномерной тренировки.

Первый вариант характеризуется выполнением работы небольшой интенсивности на протяжении длительного времени. Энергообеспечение мышечной деятельности осуществляется за счет аэробных механизмов энергопродукции, т.е. потребление кислорода соответствует потребностям в нем. ЧСС колеблется от 130 до 180 уд/мин, продолжительность работы от 15 до 90 минут и более. Данный вариант содействует совершенствованию аэробного компонента выносливости.

Во втором варианте работа носит более интенсивный характер. Упражнения выполняются в смешанном аэробно-анаэробном режиме. Он применяется для воспитания и совершенствования чувства темпа, а также для развития аэробно-анаэробного компонента выносливости. Преимущества равномерного метода заключаются прежде всего в том, что он дает возможность выполнить значительный объем работы, способствует стабилизации двигательного навыка, улучшению центрального и периферического кровообращения в мышцах, совершенствованию координации работы внутренних органов и мышц. Продолжительные нагрузки содействуют у занимающихся воспитанию волевых качеств: настойчивости, упорства и др. [5].

Недостатками равномерного метода являются быстрая адаптация к нему организма, в связи с чем снижается тренировочный эффект. Непрерывная длительность работы с постоянной интенсивностью приводит к тому, что со временем вырабатывается некоторый привычный стандартный темп движений.

Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, ритма и т.д.

Примером его может служить изменение скорости бега на протяжении дистанции, темпа игры и технических приемов в спортивных играх.

Задачи, решаемые с помощью переменного метода, весьма разнообразны: развитие скоростных возможностей и выносливости, координационных способностей, расширение диапазона двигательного навыка, воспитание волевых качеств.

Преимущества метода заключаются в том, что он устраняет монотонность в работе. Смена интенсивности выполнения упражнения требует постоянного переключения физиологических систем организма на новые более высокие уровни активности, что в конечном итоге содействует развитию быстроты их врабатывания, повышению способности к одновременной перестройке всех органов и систем. Чередование скоростей и напряжений дает возможность совершенствовать физические способности и технику движения [9].

Недостатком переменного метода является то, что нагрузка в данном методе планируется приблизительно, как правило «по самочувствию».

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности.

Задачи, решаемые повторным методом: развитие силы, скоростных и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма, стабилизация техники движений на высокой скорости, психическая устойчивость [5].

Преимущества повторного метода состоят, прежде всего, в возможности точной дозировки нагрузки, а также его направленности на совершенствование экономичного расходования энергозапасов мышц и устойчивости мышц к недостатку кислорода. Кроме того, если предыдущие методы действуют в основном на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, то повторный метод в первую очередь совершенствует мышечный обмен.

Недостатком повторного метода является то, что при нем обнаруживается сильное воздействие на эндокринную и нервную системы.

При работе с недостаточно подготовленными занимающимися его следует применять с большой осторожностью, поскольку максимальные нагрузки могут вызвать перенапряжение организма, нарушения в технике и закрепление неправильного двигательного навыка [7].

Интервальный метод характеризуется многократным повторением упражнений через определенные (различные) интервалы отдыха. В зависимости от характера применяемых упражнений и видов отдыха, интервальная тренировка может быть направлена на развитие аэробной, анаэробно-алактатной производительности в различных видах спорта.

Преимущество метода заключается в том, что он позволяет достаточно точно дозировать величину нагрузки. Его применение «экономит время» при проведении занятий, так как обеспечивает высокую плотность нагрузки, быстрее, чем посредством какого-либо другого метода, повысить уровень выносливости.

Недостатком метода является сравнительно монотонное чередование нагрузки и отдыха, что отрицательно сказывается на психическом состоянии занимающихся. Ввиду быстрого роста выносливости за короткий срок наступает адаптация к этому методу. Снижается его эффективность.

Круговой метод - это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально проработанного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм - силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Этот метод представляет собой последовательное выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы по типу непрерывной или интервальной тренировки [15].

Игровой метод. Основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом.

Наиболее характерные признаки игрового метода являются:

- ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях;

- чрезвычайная изменчивость хода игры требуют от участника приспосабливаемости к изменяющимся условиям;

- вариативность игровых ситуаций требует самостоятельность в выборе наиболее результативных физических упражнений;

-   отсутствие строгой регламентации нагрузки и отдыха. Многое зависит от инициативы самого ученика;

    комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств (бег, прыжки, метания) [10].

Отрицательная сторона этого метода - ограниченная возможность дозирования нагрузки и формирования нового двигательного навыка.

Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков. Он может использоваться в элементарных формах (например, кто точнее попадет в цель), в виде полуофициальных или официальных соревнований. Обычно целесообразность применения этого метода зависит от вида и характера физических упражнений, пола, возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, свойств нервной системы и темперамента занимающихся [6].

Наиболее характерные признаки соревновательного метода:

- подчинение всей деятельности задаче победить в соответствие с правилами;

-   стимулирование максимальных проявлений двигательных и личностных возможностей и качеств, выявление уровня их развития;

    обеспечение максимальной физической и психической нагрузок.

Но необходимо помнить, что соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью занимающихся.

Таким образом, знакомство с многообразием методов выполнения физических упражнений позволяет сделать вывод о том, что ни один из них, применяемый в отдельности, никогда не сможет оказаться как единственно полноценный и самый эффективный. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывает себя только в тесной связи с ними [5].

 


Заключение

 

Написав данную курсовую работу, можно сделать вывод, что формирование физической культуры личности является целью физической культуры. Наиболее значимыми гуманистическими результатами, характерными для системы образования, являются ориентированные на физическую культуру знания, умения и навыки, необходимые для использования физических упражнений с целью оздоровления, рекреации, реабилитации, формирования здорового образа жизни. При этом важными являются знания, формирующие ценностные ориентации на здоровый физически активный образ жизни и социальные установки на его достижение. В конечном итоге общее физкультурное образование должно формировать мировоззрение здорового и обязательно физически активного образа жизни. Именно физическая культура личности соответствует правовым, методологическим и дидактическим основаниям цели одноименного учебного предмета. Поэтому формирование физической культуры личности было определено как цель учебного предмета «Физическая культура».

Сущность понятия физическая культура личности представляет особый определенный научный интерес в плане ее актуальности и актуализации - перевода из состояния желаемого будущего в состояние реальности.

Попытки определить сущность физической культуры личности предпринимались на протяжении 20-го века, и сформировалась как "осознанное отношение человека к физическому состоянию и развитию своего организма".

Определив сущность физической культуры личности, мы раскрыли суть ее основных структурных компонентов. Таковыми являются:

· аксиологический компонент;

·   операциональный компонент;

·   личностно-творческий компонент;

·   потребностно-мотивационный компонент;

·   эмоционально-волевой компонент;

Были рассмотрены следующие задачи формирования физической культуры личности:

· Естественно-культурные;

·   Социально-культурные;

·   Социально-психологические.

Основными методами, применяющимися при формировании физической культуры личности, являются:

1. Методы, направленные на приобретение знаний:

· Словесные методы:

ü Рассказ

ü Описание

ü Объяснение

ü Беседа

ü Разбор

ü Указание

ü Оценка

ü Команда

ü Подсчет

ü Самопроговаривание

ü Идеомоторная тренировка

ü Словесная саморегуляция

· Методы обеспечения наглядности:

ü Метод непосредственной наглядности

ü Метод опосредованной наглядности

ü Методы направленного прочувствования двигательного действия

ü Методы срочной информации

2. Методы овладения двигательными умениями и навыками:

· Метод разучивания упражнения по частям (расчленено - конструктивный)

·   Метод разучивания упражнения в целом (целостно- конструктивный)

·   Метод сопряженного воздействия

3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей:

· Равномерный метод:

ü Метод длительной равномерной тренировки

ü Метод кратковременной равномерной тренировки

· Переменный метод

·   Повторный метод

·   Интервальный метод

·   Круговой метод

·   Игровой метод

·   Соревновательный метод.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...