І. Внимание, как форма организации познавательной деятельности его особенностей у учащихся с ЗПР
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание
Введение Глава I. Внимание как форма организации познавательной деятельности и его особенности у учащихся с ЗПР I.I Внимание как психический процесс I.II Особенности детей с задержкой психического развития I.III Особенности внимания у учащихся с ЗПР Глава II. Развитие внимания у учащихся с ЗПР II.I Уровень сформированности внимания у детей с ЗПР II.II Система коррекционной работы по развитию внимания у учащихся с ЗПР на уроках русского языка II.III Результаты коррекционной работы по развитию внимания у учащихся с ЗПР на уроках русского языка Заключение Библиографический список
Введение
Как отмечают ученые психологи, актуальности проблемы психического здоровья детей в настоящее время значительно выросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а так же различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости. По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности учащиеся классов ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных воздействий для компенсаций нарушений. В настоящее время распространена система коррекционно-развивающего обучения. Она позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям со стойкими трудностями в обучении (10, С.20). В ходе коррекционно-развивающей работы отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов каждого конкретного ученика. При этом необходимо учитывать коррекционно-развивающую задачу, которая должна быть предельно конкретной и ориентированной на активность тех функций, которые будут максимально задействованы в ходе данного урока.
Важным положением, определяющим эффективность коррекционной работы, является принцип комплексного психолого-педагогического воздействия на личность школьника. В соответствии с данным принципом в качестве средств коррекции следует рассматривать все доступные им виды деятельности. Центральным местом в системе занятий в условиях коррекционной школы являются коррекционно-развивающие упражнения, как на уроках, так и во внеурочной деятельности (18, С.78). Л.И. Переслени отмечает, что внимание школьников с ЗПР характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Причем пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних школьников максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются; у других учащихся сосредоточение внимания наступает после того, как они приступят к деятельности; у третьих отмечается периодическое колебания внимания (19, С.180). Снижение данных способностей проявляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей. Посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой деятельности детей с ЗПР и увеличивают количество ошибок. Поэтому целью коррекционной работы, по мнению психологов, является повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала (10, С.34). Реализация коррекционного направления происходит в ходе индивидуального подхода к детям на уроке (при объяснении, закреплении учебного материала, а также при оценке знаний учащихся).
Развитие познавательных способностей ученика, тренировка сосредоточенной деятельности позволяют развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности. Следует отметить также, что предмет русского языка специфичен. Его специфика требует наличия аналитико-синтетических качеств ума, развитого ассоциативного и образного мышления, воображения, достаточного объема памяти, способности к абстрагированию, анализу, сравнению, классификации, наблюдательности, подвижности мыслительных процессов, в том числе устойчивого внимания. Не секрет, что изучение русского языка вызывает затруднения у многих учащихся, что влечет за собой снижение познавательного интереса к предмету, активности школьников. На основании сказанного можно сформулировать цель исследования: формирование и развитие внимания у учащихся с ЗПР через систему адаптированных психокоррекционных упражнений на уроках русского языка. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: . Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования. . Изучить особенности внимания как психического процесса, специфику внимания у детей с ЗПР и существующие методики диагностики и коррекции внимания. . Использовать методики по диагностике и коррекции внимания у детей с ЗПР в рамках предмета русский язык. . Изучить эффективность применяемых методик в развитии устойчивости внимания у учащихся с ЗПР на уроках русского языка. Объект исследования: внимание детей младшего школьного возраста с ЗПР. Предмет исследования: процесс формирования и развития внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование и развитие внимания у детей с ЗПР будет более успешным при проведении специально организованной коррекционной работы. Методы исследования: . Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
. Эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы). . Количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. База исследования: исследование проводилось в ОШ VII вида г. Амурска. В исследовании участвовали дети младшего школьного возраста с ЗПР (14 человек). Практическая и теоретическая значимость работы: подтверждено, что учащиеся с ЗПР имеют низкий уровень развития внимания, но при использовании психокоррекционных упражнений наблюдается положительная динамика его развития. Полученные результаты могут быть использованы учителями при работе с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках русского языка. Структура исследовательской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
І. Внимание, как форма организации познавательной деятельности его особенностей у учащихся с ЗПР
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|