Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II . І Уровень сформированности внимания у детей с ЗПР




База исследования - ОШ VII вида города Амурска. В экспериментальную Группу были включены учащиеся 4 «Б» класса с ЗПР (14 человек).

Эксперимент включал в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Цель констатирующего эксперимента - изучить уровень сформированности внимания у учащихся младших классов с ЗПР.

В ходе констатирующего эксперимента проводилась диагностика внимания учащихся четвертых классов по методикам:

.   Оценка уровня устойчивости внимания учащихся с ЗПР (словарный диктант с комментированием), предложенная С.С. Левитиной (15, С.28).

.   Методика С.Л. Кабыльницкой для измерения индивидуального внимания учащихся.(8, С.44).

Разработанная С.С. Левитиной методика основывается на словарном диктанте с комментированием. Этот хорошо известный методический прием становится способом измерения внимания, если: 1) учитель читает каждое слово один раз; 2) учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев; 3) учитель следит за тем, чтобы ученики не заглядывали в тетради друг к другу. Если ученик не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке. Перед началом работы целесообразно показать на примерах, как надо выполнять это задание. Анализируя структуру комментированного письма, психолог С.Н. Калинникова выделила 7 стадий этой деятельности, соблюдение которых обеспечивает безошибочность ее выполнения:

первичное восприятие слова;

самостоятельный анализ правописания слова;

прослушивание комментариев;

представление орфографии слова в соответствии с комментированием;

уточнение первичного анализа правописания с комментированием;

написание слова;

проверка написанного слова в соответствии с комментированием.

Анализ количественных данных дает информацию о качестве сосредоточения, устойчивости внимания учащихся. Успешность выполнения этой работы и характер допущенных ошибок позволяют судить об организации коллективного внимания учащихся.

Методический прием, предложенный психологом С.Л. Кабыльницкой, позволяет измерить индивидуальное внимание учащихся. Его суть состоит в выявлении недостатков внимания при обнаружении ошибок в тексте.

Пример текста, предлагаемого детям для обнаружения в нем ошибок:

«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречит кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня»

Работа проводится следующим образом. Каждому учащемуся дается текст и сообщается инструкция: «В тексте есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время.

При анализе результатов этой работы важным является не только количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное.

Рассмотренные выше примеры психолого-педагогической диагностики, включенные в живой учебный процесс, позволяют получить общее представление об особенностях внимания учащихся.

Результаты исследования оценки уровня внимания учащихся 4-го класса, с помощью методики С.С.Литвиновой.

 

Таблица 1

Класс Количество учащихся, выполнивших работу

Количество ошибок, допущенных учащимися

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
4 14 - - - 2 6 4 - - 2 -

 

При рассмотрении данных таблицы обращает на себя внимание тот факт, что учащиеся 4-го класса при выполнении задания допускают в своей работе ошибки. Двое учеников допустили 3 ошибки, что составляет 14,2% от общего количества детей. Шестеро учеников допустили 4 ошибки, что составляет 42,6%. Четверо учеников допустили 5 ошибок - это 28,4%. Двое учащихся допустили 8 ошибок, что составляет 14,2% от общего количества детей. Нет ни одного ученика, который бы не допустил ошибку.

При использовании методики С.Л.Кабыльницкой для выявления уровня устойчивости внимания были получены следующие результаты:

 

Таблица 2

Класс Кол-во учащихся Исправил все ошибки Пропустил ошибки Сразу включился в задание Не сразу включился в задание Исправил правильное на неправильное
4 14 1 13 6 8 3

 

Анализ данных таблицы показывает, что все ошибки исправил один ученик, что составило 7,1% от общего количества детей, пропустили ошибки 13 учеников (в интервале от 1до 4), это 91,9%. Сразу включились в работу 6 учеников - это 42,6%, не смогли включиться сразу - 8 учеников, это 56,8% от общего количества детей; исправили правильное на неправильное 3 ученика, что составило 21,3%.

Результаты исследования подтвердили, что внимание у учащихся с диагнозом ЗПР неустойчивое - быстро фиксируется и быстро переключается. Такие дети способны только к усвоению малого объема информации. Кроме того, такие дети обладают пассивным вниманием, медленно сосредотачиваются и также медленно переключаются на другую работу.

На основании результатов исследования возникла необходимость в разработке системы коррекционной работы по развитию такого психического процесса как внимание, причем данная работа продолжается и в настоящее время.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...