I . I Внимание, как психический процесс
Ученые установили, что важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание. В отличие от опознавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Как память, внимание относится к так называемым «сквозным» психическим процессам, Традиционно ученые внимание связывают прежде всего с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.) предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена. Внимание осуществляет выбор той информации, которая будет обрабатываться. Центральные механизмы переработки информации у человека могут иметь дело в данный момент времени лишь с одним объектом. Сущность внимания, по мнению Леонтьева А.Н., проявляется, прежде всего, в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействия и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Внимание - это направленность и сосредоточенность психической активности на объекте. Ученые указывают несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное (16, С. 187). Непроизвольное внимание возникает непосредственно под воздействием внешних раздражителей, действующих в данный момент и вызывающих оптимальное возбуждение в определенных участках коры головного мозга. Такое внимание не требует предварительной готовности человека к данному восприятию или действию. Оно протекает внезапно и, как правило, непродолжительно. Произвольное внимание требует волевых усилий и характеризуется целенаправленностью, организованностью, устойчивостью. Произвольное внимание обусловлено рядом основных причин:
) Осознанием долга и обязанности; ) Наличием интересов, мотивов, побуждений и т.п.; ) Привычкой работать, выполнять ту или иную функцию. Послепроизвольное внимание возникает в тех случаях, когда исчезает необходимость, волевого усилия для сохранения произвольного внимания, а эффективность познавательных процессов сохраняется. Это бывает в тех случаях, когда человек увлечен какой-либо деятельностью. Внимание характеризуется рядом свойств: объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением, подвижностью и распределением. Объем внимания оценивается числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости. Концентрация внимания это степень сосредоточенности внимания на объекте. Устойчивость внимания определяется длительностью сосредоточения внимания на объекте. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания. Влияет на внимание и активная деятельность с объектом внимания. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой характеризуется переключением внимания. Подвижность внимания проявляется в закономерной периодической смене объектов, на которые оно обращено.
Направленность внимания одновременно на несколько объектов или на выполнение нескольких действий характеризует такое свойство внимания как распределение (16, С. 193). Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся. Внимание может быть направленно на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь. Человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными. В зависимости от того, где находится объект внимания - во внешнем мире или в субъективном мире человека - выделяются внимание внешнее и внутреннее. В ходе обучения, воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания и его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания - индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также типом нервной системы. В педагогическом процессе сравнительно легко направить внимание учащихся на тот или предмет или действие. Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени. Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее состоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание. Внимание - динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного акта деятельности или общения. Проявляется в избирательном отражении объектов соответственно потребностям субъекта и целям и задачам его деятельности. Это своего рода целесообразная воля, очень важная компонента в структуре самостоятельности. Она обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, которые он воспринимает в ходе деятельности и о которой думает или говорит. Благодаря устойчивому вниманию он глубже осознает свою практическую жизнь, и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям, делу и самому себе (23,С. 234).
Таким образом, внимание - это психический процесс, который характеризуется направленностью и сосредоточенностью психической активности на определенном объекте. Различают несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. А также характеризуется рядом свойств: объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением, подвижностью и распределением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|