II . III Результаты коррекционной работы по развитию внимания у учащихся с ЗПР на уроках русского языка
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Для проверки эффективности коррекционной работы проведен контрольный этап эксперимента. Задача контрольного этапа эксперимента - проверить эффективность работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР. В результате исследования мы получили следующие данные. При использовании методики С.С. Литвиновой:
Таблица 3
При рассмотрении данных таблицы обращает на себя внимание тот факт, что учащиеся 4-ого класса при выполнении задания стали меньше допускать ошибок в своей работе. Один ученик выполнил работу без ошибок, что составляет 7,1%. Двое учеников допустили 1 ошибку, что составляет 14,2% от общего количества детей. Четверо учеников допустили по 2 ошибки, это 28,4%. Пятеро учеников допустили 3 ошибки, это 35,5%. Двое учащихся допустили 4 ошибки, что составляет 14,2% от общего количества детей. Нет учеников, которые бы допустили более 5 ошибок. Таким образом, динамика развития внимания положительная. При использовании методики С.Л. Кабыльницкой были получены следующие результаты:
Таблица 4
Анализ данных таблицы показывает, что все ошибки исправили трое детей, что составило 21,3% от общего количества учащихся. Пропустили ошибки 10 учеников (в интервале от 1 до 4), это 71,4%. Сразу включились в задание 11 учеников, это 78,5%, не смогли включиться в задание сразу - 3 ученика, это 21,3% от общего количества детей. Исправил правильное на неправильное 1 ученик, что составило 7,1%. Анализируя данные таблицы, можно проследить динамику развития внимания у учащихся 4-го класса. Количество ошибок сократилось практически в два раза.
Сводная таблица уровня внимания у младших школьников с ЗПР до и после проведения коррекционной работы: При использовании методики С.С. Левитиной были получены следующие данные;
Таблица 5
При использовании методики С.Л. Кабыльницкой были получены следующие результаты;
Таблица 6
В результате проведения контрольного среза можно сделать вывод, что использование предложенной коррекционной работы способствует формированию и развитию внимания у учащихся с ЗПР. Положительная динамика развития внимания у учащихся с ЗПР прослеживается по результатам исследования.
Заключение
Актуальность проблемы психического здоровья детей в настоящее время значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости. По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности учащиеся классов с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных воздействий для компенсаций нарушений. Внимание школьников с ЗПР характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Причем пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних школьников максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания. А по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижается; у других учащихся сосредоточение внимания наступает после того, как они приступят к деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания.
Л.И. Переслени отмечает следующие специфические особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость внимания, сниженная концентрация внимания, сниженный объем внимания, сниженная избирательность внимания, сниженное распределение внимания, «прилипание внимания», повышенная отвлекаемость. Результаты исследования уровня устойчивости внимания у учащихся с ЗПР в 4-х классах подтвердили, что внимание у учащихся с диагнозом ЗПР неустойчивое - быстро фиксируется и быстро переключается. Такие дети способны к усвоению только малого объема информации. Кроме того, такие дети обладают пассивным вниманием. Медленно сосредотачиваются и также медленно переключаются на другую работу. Результаты исследования по методике С.С. Левитиной говорят о низком уровне сформированности внимания. Практически 100% учащихся допускают ошибки в написании слов. Двое учеников допустили 3 ошибки, что составляет 14,2% от общего количества детей. Шестеро учеников допустили 4 ошибки, что составляет 42,6%. Четверо учеников допустили 5 ошибок - это 28,4%. Двое учащихся допустили 8 ошибок, что составляет 14,2% от общего количества детей. Методика С.Л. Кабыльницкой выявила низкий уровень устойчивости внимания у учащихся с ЗПР в 4-х классах. Анализ данных показывает, что многие ученики не могут находить и исправлять ошибки. Все ошибки исправил один ученик, что составило 7,1% от общего количества детей, пропустили ошибки 13 учеников (в интервале от 1до 4), это 91,9%. Сразу включились в работу 6 учеников - это 42,6%, не смогли включиться сразу - 8 учеников, это 56,8% от общего количества детей; исправили правильное на неправильное 3 ученика, что составило 21,3%. На основании результатов исследования возникла необходимость в разработке системы коррекционной работы по развитию такого психического процесса, как внимание. причем данная работа продолжается и в настоящее время. Важным положением, определяющим эффективность коррекционной работы является принцип комплексного психолого-педагогического воздействия на личность школьника. В соответствии с данным принципом в качестве средств коррекции следует рассматривать все доступные им виды деятельности, а так же формы и условия организации этой деятельности.
Развитие внимания происходило через уроки русского языка и коррекционные занятия. Нами был составлен тематический план уроков и коррекционных занятий по формированию внимания у учащихся с ЗПР. За основу нами были взяты работы Е.И.Кикоина «Младший школьник: возможности изучения и развития внимания», П.Я.Гальперина и С.Л. Кабыльницкой «Экспериментальное формирование внимания», С.С. Левитиной «Можно ли управлять вниманием школьника». Для проверки эффективности коррекционно-развивающей работы был проведен контрольный этап эксперимента. При рассмотрении данных исследования по методике С.С. Левитиной обращает на себя внимание тот факт, что учащиеся 4-го класса при выполнении задания стали меньше допускать в своей работе ошибок. Один ученик выполнил работу без ошибок, что составляет 7,1%. Двое учеников допустили 1 ошибку, что составляет 14,2% от общего количества детей. Четверо учеников допустили по 2 ошибки, это 28,4%. Пятеро учеников допустили 3 ошибки, это 35,5%. Двое учащихся допустили 4 ошибки, что составляет 14,2% от общего количества детей. Нет учеников, которые бы допустили более 5 ошибок. Таким образом динамика развития внимания положительная. Анализ данных исследования по методике С.Л. Кабыльницкой показывает, что все ошибки исправили трое детей, что составило 21,3% от общего количества учащихся. Пропустили ошибки 10 учеников (в интервале от 1 до 4), это 71,4%. Сразу включились в задание 11 учеников, это 78,5%, не смогли включиться в задание сразу - 3 ученика, это 21,3% от общего количества детей. Исправил правильное на неправильное 1 ученик, что составило 7,1%. Анализируя данные таблицы, можно проследить динамику развития внимания у учащихся 4-го класса. Количество ошибок сократилось практически в два раза.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что использование предложенной коррекционной работы способствует формированию развитию внимания у учащихся с ЗПР. Положительная динамика развития внимания у учащихся с ЗПР прослеживается по результатам исследования. Хочется отметить, что данная система психокоррекционных упражнений для развития внимания может использоваться для работы не только в классах с ЗПР, но и в общеобразовательных школах.
Библиографический список 1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998 . Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР. - М.: Изд-во УРАО, 1999. . Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М.: Изд-во НЦ Энас, 2001. . Венгер, Л.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Изд-во «ВЛАДОС-Пресс», 2001. . Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии. - 2-е изд., испр. и доп. - М., «Просвещение», 1973. . Волков, К.Н. Психологи о педагогических проблемах. Под ред. А.А. Бодалева. - М.: «Просвещение», 1981. . Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах - том 6. - М.1984. . Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М. 1974. . Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. Под ред. В.А. Сластенина. - М.:Изд-кий центр «Академия», 1999. . Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М. 1998. . Жубриянова, Р. Коррекционная работа в младших классах: [Дети с ЗПР] // Учитель.- 2001. - №3. . Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. - М.1993. . Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: ТЦ «Сфера»,2001. . Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. Психол. Фак. Высш. Учеб. заведений. - М.: Изд-кий центр «Академия», 2003. . Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника. - М.1980. . Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: педагогика,1983. . Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.:Просвещение, 1989. . Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь,2003. . Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. Пед. Учеб. заведений. Под ред. Л.В.Кузнецовой. - М.: Изд-кий центр «Академия», 2002.
. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. Пед. Учеб. заведений; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Изд-кий центр «Академия», 200. . Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В.Давыдова; научно исследовательский институт общей и педагогической психологии. Академия педагогических наук СССР. - М.: Педагогика,1990. . Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. - СПб.:Речь,2004. . Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер,2001. . Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. - М.: Айрис-пресс,2004. . Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1998. . Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. Под.ред. Н.М.Назаровой. - М.: Изд-й центр «Академия», 2000. - 400 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|