Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Наука и техника как объект исследования 6 глава




В качестве наглядного примера вспомним, что представление Л. Больцмана об «идеальном газе» как хаотическом движении абсолютно упругих шариков (атомов) позволило этому австрийскому физику объяснить с единых позиций все основные законы термодинамики и предложить статистическую трактовку закона непрерывного роста энтропии в замкнутых системах.

Вводя идеальные объекты в корпус формируемой теории, мы в дальнейшем, соответственно, получаем законы, относящиеся не к объективной, а к идеализированной действительности. Эти законы в случае их применения к реальным природным (социальным) объектам должны быть к ним адаптированы (конкретизированы).

Но зачем, спрашивается, нужно сначала удаляться от реальности, чтобы затем затрачивать усилия на возвращение к ней?!

В конце XIX столетия ответ на этот вопрос сформулировал выдающийся австрийский физик и философ Э. Мах. По его мнению, цель теории – экономно представлять всю имеющуюся эмпирическую информацию о предметной области, для чего и нужны такие логические модели эмпирии, которые бы из относительно небольшого числа допущений выводили бы максимально большое число эмпирически проверяемых следствий. И удачнее всего такое упрощение, схематизация и универсализация происходит путем введения идеальных объектов.

Мах придерживался инструменталистского взгляда на природу идеальных объектов и научных теорий. Существует и другая – эссенциалистская позиция, утверждающая, что идеальные объекты и научные теории описывают сущностные отношения мира, в то время, как эмпирическое знание имеет отношение к миру явлений.

Эта важная проблема онтологического статуса теоретического знания, как и многие другие, не имеет на настоящее время единого решения.

Разным формам идеализации и идеальных объектов соответствует многообразие способов построения научных теорий. Важнейшими среди последних выступают:

· эмпирические (описательные) теории, характеризующиеся малой степенью теоретизации, основное содержание которых составляют обобщения эмпирического материала (биология, медицина, история);

· гипотетико-дедуктивные теории – единство базисного (эмпирического и полученных на основе его обобщения общих гипотез) и выводного (следствий, полученных дедуктивным путем);

· аксиоматико - дедуктивные теории – представляющие собой систему полученных без непосредственного обращения к эмпирическим данным фундаментальных допущений (аксиом), выводы из которых сделаны по строго дедуктивной схеме.

Несмотря на имеющиеся различия в способах построения, научные теории должны обладать общими свойствами:

1) адекватностью своему объекту,

2) максимально возможной полнотой описания предметной области,

3) внутренней непротиворечивостью,

4) связью и логической обоснованностью всех ее положений,

2) принципиальной проверяемостью,

6) простотой, т. е. способностью объяснить все известные факты из немногочисленных исходных положений.

К основным функциям теории относят:

· синтетическую – объединение отдельных достоверных знаний в систему;

· объяснительную – выявление причинных и других зависимостей, существенных характеристик, законов происхождения, функционирования и развития;

· методологическую – служит концептуальной основой разработки методов, приемов познавательной деятельности;

· предсказательную – является основой для прогнозирования;

· практическую – будучи воплощенной в технике и технологии, реализуется в предметно- и социально-преобразовательной деятельности.

Одним из ключевых элементов научной теории выступает закон, открытие которого многие ученые и философы науки считают ее главной задачей.

Научный законуниверсальное для описываемой области утверждение, фиксирующее объективную, существенную, необходимую, повторяющуюся связь явлений и процессов.

Классификации законов науки осуществляются по разным основаниям:

· по предметам (областям исследования) законы делятся на физические, химические, биологические…;

· по уровню научного познания – на эмпирические закономерности и теоретические законы;

· по типу детерминации – на динамические и вероятностные.

Функции законов – объяснительная, предсказательная, синтетическая и др. – совпадают с таковыми теории, что подтверждает высказанный ранее тезис о ключевой роли закона в структуре научной теории.

Важнейшей особенностью (ценностью) научного знания как цели познавательной деятельности выступает, как известно, его истинность. Своими корнями проблема истины уходит в далекое прошлое, когда основоположники теоретико-рационалистического подхода к постижению мира дали признанное с тех пор классическим определение этого понятия.

С точки зрения корифеев античной мысли Платона и Аристотеля, истина – есть свойство знания (высказывания), проявляющееся в его соответствии реальности (своему объекту).

Данная трактовка истины долгое время вполне удовлетворяла потребностям общества, так как хорошо вписывалась в его повседневную практику и была (и до сих пор является) доступна обыденному сознанию. Однако становление науки в эпоху Нового времени с последующей эволюцией и постепенным ее превращением в доминирующий вид познания и важнейшую составляющую современной культуры вызвали повышенный интерес к философско-методологической рефлексии над ее основаниями, закономерностями и ключевыми категориями, одной из которых, без сомнения, выступает «истина».

В результате у классической концепции появились конкуренты. В ходе осмысления специфики точных, прежде всего – математических наук, с характерным для них аксиоматико-дедуктивным построением теоретического знания, появилась когерентная (от латинского – связь, сцепление) теория истины. По ней, истинными считаются те выводы, которые получены с соблюдением правил из других ранее признанных истинными положений. Будучи вполне применимым для узкого круга специфических теорий, этот критерий истинности (точнее было бы его назвать, правильности), мало подходит для наук, построенных на обобщении эмпирических данных.

Появление другого понимания истины в науке было обусловлено увеличением практического применения ее достижений. Именно так в конце XIX в. с подачи философии прагматизма в качестве критерия истинности знания, том числе и научного, была выдвинута его полезность (успешность основанной на нем практической деятельности). Отсюда происходит и название концепции – прагматическая. Логика рассуждений ее представителей была, вероятно, следующей. Раз целью познания выступает, в конечном счете, его применение для удовлетворения человеческих потребностей, и, в то же время, проблема определения соответствия знания своему объекту в рамках классической модели истины – сложна (если, вообще, разрешима), то пусть в качестве такого критерия выступает практичность (полезность). А от понятия истинности в прежнем смысле можно вообще отказаться…

Приблизительно в это же время – на рубеже XIX и XX вв. в ходе ломки свойственных классической науке представлений о мире и его познании возникает философское течение конвенционализма. Оно выражало сомнения в том, что научные теории есть отражение реального мира. Отсюда следовал вывод, что критерием истины выступает согласие (конвенция – международный договор) специалистов по этому поводу, обусловленное удобством, простотой или полезностью знания. А вопрос о соответствии последнего реальности выходит за границы науки. Такой откровенный релятивизм был вполне объясним в условиях развернувшейся в естествознании научной революции, приведшей, в конечном счете, к замене классического типа научной рациональности неклассическим.

В ходе развития позитивистской традиции философии науки в
20–30 гг. прошлого столетия была сформирована корреспондентная теория истины. Ее авторы – неопозитивисты, основываясь на классической трактовке истины как соответствия знания реальности, предложили считать истинными лишь те научные положения, которые прошли эмпирическую проверку. Но, поскольку теоретические знания не могут быть подвергнуты этой процедуре напрямую, то ими были разработаны специальные логические операции перевода теоретических положений в проверяемые опытным путем «протокольные предложения».

О возникающих при реализации этой программы трудностях мы уже говорили применительно к требованиям, предъявляемым к научным гипотезам.

Наконец, в начале ХХ в. в рамках диалектического материализма была разработана деятельностная концепция истины, которая в какой-то мере пыталась учесть рациональные аргументы существовавших тогда теорий. Мы пытались выше показать, что такие основания у различных трактовок истины были.

С точки зрения нового подхода к истине, являющегося, в принципе, как и корреспондентный, разновидностью классического, признавалось, что истинность знания определяется его соответствием действительности. Для обозначения этого вводилось понятие «объективная истина», которое и выражало объективное, т. е. зависимое не от субъекта, а от объекта содержание знания.

Однако при этом упор делался на бесконечность познания (особенно, научного) и его связь с практикой, которая задает цели, средства познания и служит основным (но не абсолютным) критерием его истинности. Эти свойства познавательного процесса фиксировались введением понятий «относительная истина» и «абсолютная истина». Первое обозначает форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, которые и обусловливают достигнутую на данном этапе познания степень ее точности, строгости и полноты. Понятие же абсолютной истины обозначает полное всестороннее исчерпывающее знание об объекте. Вряд ли у кого-то возникает сомнение в том, что такое знание о более или менее сложных объектах («человек», «познание», «природа»…) практически недостижимо. Поэтому реальное научное познание представляется в рамках рассматриваемой концепции как движение от одной относительной истины к другой, более приближающейся к абсолютной, но…

Рассмотренная выше теория, в какой-то степени сняла проблему непознаваемости мира теоретическим разумом И. Канта за счет введения в гносеологию понятия практики и признания бесконечности познания мира. Однако дальнейшее развитие науки поставило новые вопросы, которые актуализировали полемику вокруг самого понятия истины и ее критериев.

Сегодня можно говорить о двух основных моделях познания – классической и неклассической. В фундаменте первой лежат:

· представления о познании как взаимодействии субъекта и объекта, оба элемента которого строго обозначены – объект определяет субъект, а последний в своих основных свойствах подобен миру объекта;

· установка на то, что процесс познания оценивается в плане используемых познавательных средств и их соответствия объекту из какой-то особой, находящейся вне процесса познания точки, которой, фактически, выступало сознание;

· признание свойственного классическому рационализму идеала научности как хорошей обоснованности (фундаментализма), универсализма и объективной истинности.

Неклассическая модель познания, возникшая в ходе кризиса классической, была вызвана объективными процессами в науке, которые характеризовались:

· размыванием четкого разграничения субъекта и объекта, проявляющемся, в частности, в признании влияния первого на второй;

· отсутствием уверенности в схожести, согласованности структур субъекта и объекта;

· неуверенностью в том, что сознание может быть бесстрастной (объективной) инстанцией, оценивающей процесс и результат познания;

· сомнением в возможности проникнуть в сущность изучаемого.

В итоге на смену фундаментализму классической эпистемологической парадигмы пришел глобальный критицизм.

При таком подходе любое знание предстает социально и культурно обусловленным, что неизбежно ведет к признанию его принципиального плюрализма.

В одной из наиболее крайних форм критицизм неклассической теории научного познания проявился в «эпистемологическом анархизме» П. Фейерабенда, который, утверждая решающее влияние вненаучных факторов на процесс познания, отрицал монополию на истину науки, ставя ее в один ряд с мифологией, религией и обыденным познанием.

В менее радикальном варианте мнение о том, что понятие истины в ее классической интерпретации как соответствия знания реальности уже не столь значимо для современной теории познания, можно встретить у многих представителей постпозитивизма (Т. Кун, С. Тулмин, И. Лакатос). И в их рассуждениях приводятся серьезные аргументы, частично рассмотренные выше.

Однако сложности определения сущности истины и поиска ее критериев не должны привести к их прекращению и, тем более, к отказу от самого понятия истины как соответствия знания реальности. Последнее давно вышло за пределы теории познания, превратившись в культурную универсалию, лежащую в основании не только науки, но и практически всех сфер духовной, социально- и предметно-практической деятельности человека.

Отказ от него не только ведет к утрате смысла научного познания и науки в целом как системообразующей составляющей современной цивилизации, но и ставит под сомнение понятия доказательства, обоснования, опровержения, дискуссии, то есть всю логическую сторону мышления.

Рассмотренные выше точки зрения по этой проблеме, на наш взгляд, дают основание заключить, что ни один из выдвинутых ими критериев – практическая полезность, общепризнанность, внутренняя согласованность, опытная проверяемость, взятый по отдельности, не является достаточным. Для разграничения истины и заблуждения (лжи) необходима система показателей, в совокупности позволяющая учесть присутствие в истинном научном знании таких его свойств, как конкретность, единство объективности и субъективности, абсолютности и относительности.

В качестве базовых составляющих этого системного критерия истины часто рассматриваются:

· внешняя, включающая в себя практическую (в том числе эмпирическую) проверку, полезность и признанность научным сообществом; и

· внутренняя, сводящаяся к логическойнепротиворечивости самого знания.

Завершая разговор об истине и ее роли в научном познании, можно заключить, что эта проблема требует дальнейшего всестороннего исследования, в том числе с учетом ее аспектов, выходящих далеко за рамки эпистемологии.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Охарактеризуйте особенности структурных компонентов науки как деятельности.

2. Сравните основные характеристики эмпирического и теоретического уровней научного познания.

3. Что такое метатеоретический уровень научного познания (знания) и почему он был выделен в качестве самостоятельного?

4. Перечислите основные формы научного познания и опишите свойства научной теории.

5. Что такое классическая и неклассическая модели познания и в чем различие их подходов к решению проблемы истины в науке?

 

Тема 5. Методология научного и технического
исследования

 

Одной из важнейших задач философии науки выступает анализ используемых в научном познании методов. Уже первые античные мыслители внесли весомый вклад в разработку методологии познания. Сократ создал майевтику – метод подведения ученика с помощью искусно поставленных вопросов и ответов к истинному выводу. Архимед использовал аналитический и синтетический пути решения, в то время широко применялись способы так называемого регрессивного решения задач (от конца к началу), решение задач на доказательство и на нахождение.

Мощный рывок в развитии методов познания происходит в эпоху первой научной революции (XVII в.), один из деятелей которой Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим дорогу путнику.

Значимость методологической составляющей научного исследования с тех пор не только не уменьшилась, а, наоборот, существенно возросла. Сегодня в науке, наряду с материальными орудиями труда и познания, существует особый мир искусственных объектов – логических инструментов деятельности, к которому относятся методические советы, нормативы, правила, стандарты, инструкции, технологические карты, поисковые программы, алгоритмы и др. Некоторые исследователи науки говорят даже о «методологическом взрыве» и возникновении особого вида творчества – методического. Продуктами последнего выступают приемы, методы, операции самых различных отраслей знания и деятельности, которые регламентируют последние, определяют их структуру, операционный состав и формы.

Результаты методического творчества – методические приемы, методы, средства – двойственны. С одной стороны, они примыкают к технике, так как выполняют функцию посредников, инструментов для производства других продуктов – знаний или действий. С другой стороны, они подобны научным знаниям, ибо представляют собой логические конструкты, правда, не отображающие и объясняющие реальность, а предписывающие шаги по ее освоению.

Современное понимание науки не только как знания, но и как способа его получения, при постепенном выдвижении второго аспекта на доминирующие позиции делает актуальной проблему соотношения теории и метода.

В предшествующей главе при рассмотрении теории как высшей формы организации научного знания, мы отмечали ее методологическую функцию. Здесь же обратим внимание на диалектическое единство теории и метода, которое заключается в том, что:

· метод един с теорией, так как определяется ею, прямым подтверждением чего выступает использование науками своих специфических методов исследования;

· в то же время, метод и теория различны, ибо для того, чтобы выполнять методологическую функцию, теория должна быть конкретизирована в правилах и требованиях, предъявляемых к познанию.

Таким образом, теория и метод различаются по форме и функциям. Первая представляет собой систему логически взаимосвязанных высказываний об объекте, описывающую и объясняющую последний, второй – систему высказываний о правилах, программе действий над объектом, обеспечивающую организацию познавательной деятельности и приращение знания.

Рассмотрим базовые понятия – «метод», «методология», «методика», без уяснения которых невозможно приступать к дальнейшему раскрытию содержания данной темы.

Термин «метод» (от греч. – «преследовать», «идти пешком»), начиная с Платона, используется для обозначения пути следования, ведущего к истине. Сегодня под методом понимается совокупность приемов и операций, регулирующих действия исследователя с изучаемыми объектами.

Понятие «методология» (дословно – «учение о методе») имеет в современной эпистемологии двойной смысл:

· во-первых, им обозначают науку о путях и средствах рационализации научно-познавательной деятельности,

· во-вторых, под ним понимают саму совокупность принципов и способов организации научного познания.

Наконец, методика трактуется как специально разработанная система методов, приемов, применяемых в определенном порядке для решения конкретной научной, образовательной или практической задачи (например, методика обучения плаванию).

Переходя к анализу многообразия и специфики используемых в современной науке методов, отметим, что последние выражают целенаправленность, планомерность познания как программно осуществляемого процесса. К ним, соответственно, предъявляются строгие требования:

1) детерминированности (обусловленности) не только закономерностями изучаемого объекта, но и задачами исследования;

2) результативности и надежности;

3) экономичности (соотношение «познавательное усилие – результат»);

4) ясности и эффективной распознаваемости;

5) воспроизводимости и обучаемости (т. е., им должен быть способен воспользоваться при соответствующей подготовке любой ученый).

За многовековой путь развития науки ею наработано большое количество методов познания, что ставит перед учеными проблему их представления в удобном для использования виде.

Существуют разнообразные классификации методов науки по различным основаниям. Среди последних чаще всего используют следующие:

v степень общности, позволяющая разделить методы на:

· всеобщие (философские), к числу которых традиционно причисляют диалектический и метафизический;

· общенаучные, куда входят применяемые в большинстве наук наблюдение, эксперимент, моделирование, индукция и др.;

· конкретно-научные (метод дактилоскопии в криминалистике, спектральный анализ и т. п.);

v стадии научного исследования, на которых применяют методы, выделяют:

· методы сбора и обработки опытных данных, которые, в свою очередь, можно разбить на методы вычленения и исследования эмпирического объекта и методы обработки и систематизации полученной информации;

· методы выдвижения научных гипотез;

· методы проверки научных предположений;

· методы построения научных теорий и т. д.;

v наконец, в зависимости от уровня научного познания философы науки говорят об эмпирических и теоретических методах.

После достаточно пространного введения в методологию, переходим к рассмотрению отдельных методов науки.

Одним из самых древних и распространенных методов эмпирического исследования является наблюдение, под которым в науке подразумевают организованное целенаправленное восприятие предметов и явлений действительности, обусловленное задачей исследования и осуществляемое при помощи органов чувств и приборов.

Задачи этого метода получения информации могут быть самыми разными:

· предварительная ориентировка в объекте,

· сбор информации для постановки проблемы, выдвижения или проверки гипотезы,

· уточнение результатов, полученных другими путями,

· иллюстрация и т. д.

Чаще всего наблюдение включает в себя следующие этапы:

· определение цели и задач,

· выбор объекта,

· определение способа наблюдения (обусловлен задачей, объектом и ситуацией),

· выбор способа и средств регистрации получаемой информации,

· само наблюдение,

· обработка и интерпретация полученных данных.

Важнейшей характеристикой наблюдения является отсутствие (в идеале) вмешательства исследователя в изучаемый процесс. Однако бывают ситуации, например, в гуманитарных науках, когда наблюдатель находится внутри объекта исследования – социальной группы («включенное наблюдение»). Проникновение физики в микромир в начале ХХ столетия поставило проблему «эффекта наблюдателя», заключающуюся в учете влияния, оказываемого на изучаемый объект исследователем (аппаратурой).

Различают такие виды наблюдения, как открытое и скрытое, прямое и косвенное, случайное и систематическое, сплошное и выборочное и многие другие.

Структурными компонентами наблюдения выступают: наблюдатель (субъект наблюдения), объект, условия, средства, теоретический фон, задающий цель исследования и характер интерпретации полученных данных.

Главное требование к наблюдению в науке – интерсубъективность, то есть его результаты должны быть в принципе способны получить (подтвердить) другие наблюдатели в сходных условиях.

В случае изучения количественных свойств интересующего нас объекта, применяется метод измеренияпознавательная процедура, осуществляемая путем сравнения (сопоставления) изучаемого свойства с принятым за единицу измерения образцом (эталоном). Широкое внедрение количественных методов исследования, обусловленное, прежде всего, потребностями технико-технологического плана, привело к возникновению самостоятельной науки об измерении – метрологии, основоположником которой в нашей стране был Д. И. Менделеев, создавший в 1893 г. Главную палату мер и весов, которая и стала центром организации и внедрения метрической системы в России. Проблема точности и объективности измерительных процедур особенно актуальна для естественных и технических наук.

Главные недостатки наблюдения – пассивность и зависимость познающего от протекания процесса – преодолеваются в другом эмпирическом методе – эксперименте. Историки науки считают, что введение этого метода в познание мира в конце XVI – начале XVII вв., сопровождавшееся разработкой математического аппарата обработки получаемых таким образом данных, привело к становлению науки в современном смысле слова. И обязаны этим мы, в первую очередь, Галилео Галилею, который, в результате проведенных физических экспериментов доказал ошибочность аристотелевской физики и способствовал формированию основ классической механики, впоследствии развитых и систематизированных в трудах И. Ньютона.

Из физики эксперимент распространился в области исследования химии, биологии, физиологии…, и вскоре использование этого метода стало свидетельством степени зрелости той или иной науки. Сейчас экспериментальный метод применяется не только в естественнонаучном и техническом знании, но и в ряде социально-гуманитарных дисциплин (социология, психология, экономика). Новый импульс развития этот метод получил в связи с использованием ЭВМ.

Экспериментактивный метод изучения объекта в точно фиксированных условиях, которые могут воссоздаваться и контролироваться исследователем. Его преимущества перед наблюдением состоят в воспроизводимости, возможности поставить объект в искусственные (экстремальные, изолирующие от искажающих факторов и т. п.) условия и использовать более широкий арсенал приборов. Однако следует иметь в виду, что в этом случае мы лишаем объект естественности (натуральности) его свойств.

Основная цель проведения эксперимента – получение принципиально новой информации, которая может быть использована как для выдвижения и проверки гипотез, так и для верификации существующих теорий. Но в любом случае, эксперимент всегда является только звеном в процессе научного исследования. План его проведения, интерпретация полученных результатов обязательно требуют обращения к теории.

В своем развитии экспериментальное исследование проходит следующие основные фазы:

· планирование эксперимента, куда входят: определение цели, объекта; выбор типа эксперимента; выделение факторов, влияющих на изучаемое свойство; прогнозирование возможных результатов; определение набора контролируемых параметров и методики контроля, обусловливающие выбор технических средств…

· само экспериментальное действие,

· интерпретация результатов, включающая статистический и теоретический анализ, а также истолкование.

Единой классификации типов экспериментов не существует, ибо за более чем четырехвековую историю применения разработано огромное разнообразие форм его проведения.

Так, по природе исследуемого объекта эксперименты делят на физические, химические, биологические, технические, социальные… По основной цели – на поисковые и проверочные (подтверждающие, опровергающие …), по характеру взаимодействия с объектом – на прямые и косвенные (частным случаем последних является модельный эксперимент), наконец, среди экспериментов различают мысленные и предметные (вещественные) виды.

Относительно недавно была предложена методология многофакторного эксперимента. Дело в том, что классический эксперимент предполагает разовое изменение и изучение влияния какого-то одного фактора, что в случае сложных объектов, требующих исследования комплексного воздействия многих факторов, оказывается по многим параметрам (время, экономичность) неприемлемым.

Для таких ситуаций Р. Фишером (1890–1952) на материале агробиологических опытов была разработана новая разновидность исследования, когда в ходе последовательно проводимых экспериментов комплексно (одновременно) меняются сразу несколько параметров. Затем в результате статистического (дисперсионного) анализа полученных данных выявляется вклад каждого в зафиксированные изменения объекта. В итоге, ученые получили эффективный, экономичный, информативный и достаточно надежный способ экспериментального изучения сложных объектов.

Еще одним важным методом исследования, роль которого сегодня незаслуженно преуменьшается, выступает научное описание. Оно, подобно другим видам эмпирического познания, чаще выступает как вспомогательный, а не самостоятельный метод.

Под научным описанием мы понимаем представление (репрезентацию) полученных эмпирических данных об объекте в качественных терминах, осуществляемое в виде повествовательных суждений и использующее, как правило, естественный язык. Например: вода – это «прозрачная жидкость, не имеющая цвета, запаха, не выделяющая осадка на дне…».

Вплоть до XVIII в. описания свойств минералов, растений, веществ и т. д. составляли бóльшую часть научных знаний. Таксономические описания, соотносящие предмет с определенным классом (например, в ботанике, зоологии, астрономии), производили концептуальное упорядочивание эмпирического материала, закладывали фундамент будущих теоретических обобщений. Вспомним К. Линнея (1707–1778) – основоположника научной систематики в биологии, который разработал и ввел в научную практику диагноз – краткое (не более 12 слов) описание таксономических групп, принцип которого используется по настоящее время.

Развитие науки в сторону теоретизации существенно снизило роль описательной процедуры, однако и сегодня дескриптивный (описательный) метод продолжает развиваться, прежде всего, за счет введения в него стандартов точности и однозначности (более строгого языка, математизации).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...