Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Наука и техника как объект исследования 4 глава




Развитие техники, возникновение ее новых областей в период перед Второй мировой войной было обусловлено не только практическими потребностями общества, но и стимулирующим влиянием науки. А. Ф. Иоффе и П. С. Эренфест, открывшие явление «упрочнения» материала, изучали термоэлектрические свойства полупроводников, что послужило началом развития новой области техники – термоэлектрического охлаждения. В 1934 г. П. Л. Капица создал первый в мире гелиевый ожижитель, он спроектировал установки для сжижения других газов с использованием цикла низкого давления, а в 1938 г. им было открыто новое явление – сверхтекучесть гелия, объяснение которого в 1941 г. было дано Л. Д. Ландау. А. И. Берг разработал практические методы создания приемно-передающих устройств, систем для радиопеленгации. В 1937 г. С. И. Катаевым были созданы телевизионная трубка и кинескоп, а в 1938 г. были введены в эксплуатацию первые опытные телевизионные центры в Москве и Ленинграде.

Значительную роль в совершенствовании модификации военной техники сыграли теоретические достижения отечественных ученых. Так, группа академика А. Ф. Иоффе участвовала в разработке новых методов радиолокации. Группа академика С. И. Вавилова принимала участие в создании новых оптических приборов. И. В. Курчатов, И. Е. Тамм, А. П. Александров и другие участвовали в разработке методов защиты советских кораблей от мин. В годы Великой Отечественной войны ускоренно развивались ядерная физика (Ю. Б. Харитон) и ракетная техника (создание и применение реактивной артиллерийской установки БМ-13 «Катюша»). Теоретической основой последней является ракетодинамика К. Э. Циолковского. У истоков отечественной ракетотехники, начало которой связано с испытанием ракет и ракетных установок в 1933–1936 гг., стоит и Ф. А. Цандер, построивший в 1930 г. первый в мире реактивный двигатель.

 

2.9. Развитие научных и технических знаний
во второй половине XX в.

 

Все крупнейшие изменения и преобразования в истории человечества второй половины ХХ в. связаны с развитием науки и техники. Сфера взаимодействия науки, техники и производства радикально изменилась. Об этом свидетельствует резкое сокращение срока реализации научных открытий. Если средний период освоения технических новшеств с 1885 г. по 1919-й составлял 37 лет, с 1920 по 1944 – 24 г., с 1945 по 1964 – 14 лет,
в 70–80-е гг. для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика, лазеры) он составлял 3–4 года, то сейчас возникновение научной идеи и изготовление на ее основе техники происходит почти одновременно. Например: от возникновения идеи микрочипа до создания микрочипа прошел один год (Стив Джобс, Эппл). Новое качественное состояние науки и техники характеризуется как глобальная научно-техническая революция, оно связано с превращением науки в непосредственную техническую силу. Она подробно рассматривается в теме 8.

Со второй половины XX в. во всем мире стали развиваться высокие технологии, связанные с аппаратными средствами информатики, – электроника, вычислительная техника, телекоммуникация, радиолокация, оптоэлектроника, лазерная техника. Характерен пример развития электронного машиностроения: от традиционной вакуумной электроники (осветительные и приемно-усилительные лампы, кинескопы, приборы ночного видения) к твердотельной электронике (полупроводниковые диоды и транзисторы, разнообразные интегральные схемы). Революция электронных приборов стала импульсом к революции электронных систем, обусловила появление современных телевизоров, персональных компьютеров, микропроцессорного управления.

Последняя треть ХХ в. характеризуется революционными изменениями в области информационных технологий. В 1969 г. была создана компьютерная сеть Арпанет, объединившая по телефонным каналам компьютеры Стэнфордского и Калифорнийского университетов и университеты штата Юта и ставшая прообразом современной «всемирной паутины». В 1972 г. Р. Томлинсон изобрел электронную почту. В 1975 г. появился первый коммерческий персональный компьютер АЛЬТАИР-8800 на основе процессора Intel-8800. Пол Аллен и Билл Гейтс в конце 1975 г. создали интерпретатор языка Basic для компьютера Альтаир, что позволило пользователям писать для него свои программы. В августе 1981 г. фирма IBM выпустила персональный компьютер на базе процессоров Intel 8088 с операционной системой PC-DOS. В 1983 г. компания IBM создала персональные компьютеры PC/XT с операционной системой MS-DOS, написанной компанией Microsoft. В феврале 1993 г. был выпущен первый веб-браузер Mosaic и создана служба InterNIC, давшая возможность присваивать IP адресам доменные имена.В 1990-е гг. была создана глобальная сеть Интернет.

В настоящее время развитие компьютерных технологий идет по ставшему традиционным за последние полвека пути увеличения мощности процессоров, миниатюризации микросхем и увеличения их быстродействия. Это относится как к персональным компьютерам, так и к суперкомпьютерам. Основная цель разработчиков компьютеров – достижение мощности, сравнимой с мощностью человеческого мозга. Однако, это задача будущего, поскольку суперкомпьютеры представляют собой не единичный процессор, с которым можно сравнить человеческий мозг, а сотни и тысячи отдельных процессоров, выполняющих параллельную работу. Поэтому реальное отставание единичного процессора от мощности человеческого мозга составляет до десяти миллионов раз. Развитие компьютерных технологий, а также достижения в области электронной промышленности позволили оптической голографии, изобретенной в 1968 г. Ю. Н. Денисюком (1927–2006), перейти на качественно новый уровень новейших технологий, таких как нанотехнологии и генная инженерия. Специалисты прогнозируют, что микроминиатюризация и нанотехнологии позволят создать искусственные нейронные сети с числом соединений, превосходящим число соединений мозга.

Исследование космоса привело к созданию метеоспутников (первый был выведен на орбиту США в 1960 г.), GPS-навигации, спутниковой телефонии и спутникового телевидения.

Революция в информационных технологиях является планетарным, глобальным процессом, затрагивающим все сферы общественной жизни. Появление микропроцессоров привело к информатизации общества, к развитию наукоемких производств, к созданию энерго- и ресурсосберегающих технологий. Свертывание многих традиционных отраслей промышленности вызвало уменьшение численности занятых в сфере материального производства, рост числа занятых в сфере услуг и в образовании. Таким образом, НТР стала импульсом к переходу от индустриального к постиндустриальному, или информационному обществу.

В информационном обществе появились новые формы организации науки и техники. Их возникновение обусловлено чрезвычайновысокими темпами развития технологии в наукоемких отраслях, которые используют достижения фундаментальных и прикладных наук. Так возникли различные формы внедрения научных разработок в производство. Первая форма интеграции науки с промышленностью – «Научные парки» представляет собой территориальные научно-промышленные комплексы в США и Великобритании. «Технополисы» как вторая форма интеграции науки с промышленностью распространены в Японии и представлены в городах-спутниках, в которых сосредоточены центры научных исследований в передовых и пионерных отраслях и наукоемкое производство.

В Советском Союзе развитие науки и техники рассматривалось в качестве важнейшего фактора общественного развития. Научные исследования и разработки советских ученых 50–60-х гг. были отмечены Нобелевскими премиями. В 1956 г. за создание теории цепных реакций премию получил Н. Н. Семенов; в 1958 г. за истолкование «эффекта Черенкова – Вавилова» премию получили П. А. Черенков, И. М. Франк и И. Е. Тамм; в 1961 г. «за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия» премия была вручена Л. Д. Ландау; в 1964 г. – Н. Г. Басову и А. М. Прохорову за разработку принципа действия лазера и мазера. Позднее нобелевскими лауреатами стали П. Л. Капица (1978), Ж. И. Алферов (2001), А. А. Абрикосов и В. Л. Гинзбург (2003).

Интенсивное развитие отечественной космонавтики приходится на вторую половину ХХ в. Это не только запуски пилотируемых космических кораблей, начало которым было положено полетом Ю. А. Гагарина, но и изучение Луны и космического пространства при помощи 24 автоматических межпланетных станций, запущенных в 1959–1976 гг., и первой в мире автоматической лунной станции – «Луноход-1» в 1970 г. Прообразом современных международных космических станций стала работа первого международного космического комплекса «Союз-Апполон» в результате стыковки в 1975 г. советского и американского космических кораблей.

Уже во второй половине 50-х гг. начало развиваться отечественное серийное производство вычислительной техники, что находилось в русле основного направления первого этапа НТР – автоматизации производственных процессов и управлению ими. Внедрение ЭВМ стало фактором, определившим темпы прогресса в науке, технике и производстве. Причем, в
60-е гг. ХХ в. развитие отечественной вычислительной техники было весьма успешным и не являлось «догоняющим», но с распадом СССР оно остановилось. Вместе с тем, многие специалисты считают, что отечественное компьютеростроение 70–80-х гг. было тупиковым. Слишком поздним оказался переход к интегральным схемам и памяти на магнитных дисках, значительные недостатки были вызваны ошибками в определении приоритетов развития. По оценкам Б. И. Рамеева, к 1991 г. 99 % отечественного парка вычислительной техники отставало от мирового уровня на 10–25 лет.

Тем не менее, развитие отечественной техники и технологии было весьма успешным в таких областях, как космическая промышленность, авиастроение и атомная промышленность. Значимые инновационные разработки и проекты были созданы в сфере лазерной техники, электроники и информатики. С распадом Советского Союза Россия вступила в стадию «неореформаторства», которое сопровождалось разрушительными тенденциями в научно-технической сфере. И все же, отечественная наука развивалась, о чем свидетельствует присуждение отечественным ученым Нобелевских премий. В 2001 г. Жорес Алферов (совместно с Гербертом Кремером) получил Нобелевскую премию за открытие быстрых опто- и микроэлектронных компонентов, которые создаются на базе многослойных полупроводниковых структур (полупроводниковых гетероструктур). Созданные на их основе быстрые транзисторы используются в сверхбыстрых компьютерах, спутниковой связи и, мобильных телефонах. Лазерные диоды, сконструированные по этой же технологии, позволяют передавать информацию по оптическим сетям. Нобелевская премия по физике за 2003 г. была вручена А. А. Абрикосову, профессору В. Л. Гинзбургу, профессору Э. Дж. Леггетту за объяснение двух важнейших явлений квантовой физики: сверхпроводимости и сверхтекучести. Поэтому место России в современном пространстве мировой науки невозможно определить однозначно.

 

2.10. Становление постнеклассической науки,
ее характерные черты

 

Чтобы обозначить новый этап в развитии науки, ставший результатом научной революции 70-х гг. ХХ в. – по настоящее время, в конце 80-х гг. было введено понятие «постнеклассическая наука». Фундаментальными научными открытиями, которые привели к возникновению нового типа науки, явились физическая научно-исследовательская программа унитарных калибровочных теорий (Стивен Вайнберг, Абдус Салам и др.) и общенаучная исследовательская программа синергетики (Г. Хакен, И. Пригожин и др.).
Первая из них относится к сфере физики высоких энергий и космологии, вторая не имеет дисциплинарных границ и ее предметная область выходит за пределы природных процессов в сферу человекоразмерных самоорганизующихся систем: экологических, технологических, социальных. Осуществление обеих программ является проявлением единого процесса становления нелинейного естествознания, стимулированного бурным развитием вычислительных методов решения нелинейных задач с помощью новейшей вычислительной техники. Научная деятельность в рамках постнеклассической науки связана с революцией в средствах хранения и получения знаний: компьютеризациинауки, использования сложных и дорогостоящих приборных комплексов, приближающих науку к промышленному производству.

В постнеклассической науке изменился объект исследования. Объектами науки стали уникальные открытые саморазвивающиеся системы, прежде всего природные комплексы, включающие человека. Отсюда их основная особенность – «человекоразмерность». Они представляют собой более сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулирующимися системами, так как с течением времени эти системы формируют новые уровни своей организации, изменяют свою структуру, характеризуются принципиальной необратимостью процессов.

Примерами человекоразмерных систем являются все объекты современных биотехнологий, экологии, генетической инженерии, биоценозы и биосфера как целое. К таким уникальным объектам относятся и современные системы технического проектирования, где проектируется не только машина и даже не система человек–машина, а еще более сложный объект. Он предполагает сложную систему взаимодействий: машина – человек, работающий с машиной – экосреда – культурная среда. С необходимостью проектирования в развитии подобных объектов столкнулись современные технологии проектирования.

Для постнеклассической науки характерно усиление ценностных аспектов. Поскольку объектами постнеклассической науки являются развивающиеся системы, включающие в себя человека или небезразличные для его выживания (биосфера, биоценозы и т. п.), постольку происходит отказ от представлений о ценностно-нейтральном характере научного исследования. Современные способы описания указанных объектов не только допускают, но даже предполагают введение аксиологических факторов в содержание, в структуруспособа описания и в состав объясняющих положений (этика науки, социальная экспертиза программ и т. п.). В определении познавательных целей науки все чаще начинают играть роль не внутри­научные, а внешние для науки экономические, социально-политические и культурные цели. В итоге в постнеклассической науке обозначились человеческие ориентации, как в методах исследования, так и в общекультурном и философском осмыслении.

Для постнеклассической науки характерен пересмотр трактовки истины как зеркального отражения объекта: истина конструируется, а не является слепком с объекта. Соответственно, происходит переход от статического, структурно ориентированного научного мышления к мышлению динамическому, ориентированному на процесс. Что ведет к изменению методологических установок познания. Так, например, исследование развивающегося объекта требует особых способов описания и предсказания его возможных состояний, построения сценариев возможных линий развития системы. Поэтому важнейшими исследовательскими подходами стали системный и исторический подходы: объект исследования рассматривается как процесс и как сеть взаимосвязей. Идеал построения теории как аксиоматико-дедуктивной системы все чаще сочетается с созданием конкурирующих теоретических описаний, основанных на методах аппроксимации и компьютерных программах.

Постнеклассическая наука характеризуется постоянным взаимодействием естественнонаучного и гуманитарного знания. Наряду с сохраняющейся дисциплинарной организацией знания, идет активное формирование междисциплинарного знания, в котором науки объединяются в процессе решения конкретной проблемы. Выдвижение на первый план междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ предполагает использование в естествознании методов гуманитарных наук, в частности, принципа исторической реконструкции. Исследование развивающихся объектов предполагает не только применение методов их исторической реконструкции, но и изменение стратегии эксперимента. Результаты экспериментов с объектом, находящимся на разных этапах развития, могут быть согласованы только с учетом вероятностных линий эволюции системы. В первую очередь это относится к системам, существующим лишь в одном экземпляре – они требуют особой стратегии экспериментального исследования, поскольку нет возможности воспроизводить первоначальные состояния такого объекта.

В ходе научной революции конца ХХ – начала XXI вв. сформировалась нелинейная, или синергетическая, картина мира. Ее теоретическими основаниями выступают концепции самоорганизации, глобального эволюционизма (который предполагает исследование любого объекта – от Вселенной до мельчайшей ее составляющей как саморазвивающихся систем), коэволюции, системности, антропный принцип. Базовыми принципами указанной научной картины мира являются сложность, темпоральность и целостность, ее понятийный каркас задает исследование процессов самоорганизации, т. е. синергетика.Отсюда основными категориями постнеклассики являются «самоорганизация», «нестабильность«, «неустойчивость», «хаос».

В постнеклассической науке возникла новая познавательная ситуация, в которой человек рассматривается как звено космической эволюции, и средства познания неизбежно носят печать его присутствия в этом мире. Если, согласно Копернику, человечество не занимает привилегированного места во Вселенной и в картине мира классической науки присутствие человека выглядит случайностью, то в рамках постнеклассической науки Вселенная обрела «человеческие измерения». Гносеологическим ориентиром становится «антропный принцип», сформулированный Б. Картером в 1976 г. и фиксирующий соответствие между наблюдаемой Вселенной и наблюдателем (в конечном итоге человеком). В рамках постнеклассики положение антропного принципа, что Вселенная должна быть запрограммирована на появление человека, наблюдателя, интерпретируется на основе принципов саморазвития, самоорганизации, эволюции мира. Антропный принцип – это попытка современной науки осознать место человека в эволюционирующей Вселенной.

В настоящее время происходит становление постнеклассического типа рациональности. Ее характерные черты можно рассмотреть на основе соотношения объекта познания, субъекта познания, средств познания и познавательной деятельности. Классика выделяла только объект, а все остальное выносила за границы процесса познания.Неклассика берет средства и объект, отношение объекта к средствам и предполагает, что условием получения истины является рефлексия над средствами и операциями деятельности.Постнеклассика утверждает, что «этого мало», что еще нужно ценности науки связать с социальными ценностями и целями, с гуманистическими идеалами.

 

2.11. Проблемы и перспективы современного научного
и технического развития

 

В XX в. человечество столкнулось с глобальными проблемами, которые поставили вопрос о его физическом и духовном выживании и сохранении как вида. Важнейшими средствами спасения жизни на Земле являются наука и техника (и это мнение не только представителей сциентизма и техницизма). Развитие биотехнологии, робототехники, лазерной техники, освоение новых видов энергии, создание новых конструктивных материалов открывают перспективы для выхода из сложившегося кризиса. В настоящее время глобальными направлениями развития науки и техники выступают не только информационные технологии, но и науки биологического цикла, в том числе биотехнологии. В рамках глобальной НТР произошла смена лидеров в науке и технике: на смену физике, и основанным на ней технологиям, пришла биология, и основанные на ней биотехнологии.

Значительные успехи в расшифровке генома человека обозначили тенденцию к смещению приоритетов в развитии науки и техники в сторону биотехнологий и конструирования организмов с заданными свойствами. Выявление генов и их групп, ответственных за синтез различных белков в человеческом организме, несущих информацию о взаимосвязях во времени синтезируемых белков между собой в процессе развития организма, обеспечили революцию в медицине. Практическим применением полученных данных стали рекомендации для большинства людей относительно образа жизни, профессиональной деятельности и выбора места проживания.

Современные специалисты полагают, что именно биотехнологии позволят обеспечить возможности резкого увеличения сельскохозяйственной продукции. Так, в Нидерландах строятся фитотроны – своеобразные оранжереи, в которых поддерживается особый климат, благодаря чему растения выращиваются не из семян, а из клеток, что во много раз увеличивает их продуктивность. Однако фитотроны требуют значительных энергозатрат, и перед учеными стоит задача поиска новых источников энергии и минерального сырья.

Особого внимания заслуживает развитие комбинаторной химии.Ее расцвет, вызвавший революцию в фармацевтике, в совокупности с достижениями генной инженерии привел к созданию качественно новых лекарств, позволяющих нормализовать работу дефектных генов и эффективно излечивать многие наследственные заболевания. Параллельно были разработаны новые средства доставки лекарств непосредственно в клетку к определенному участку генома, и даже к конкретному гену. Практический опыт их применения позволил заложить фундамент нового вида лекарств, направленных на нормализацию генов. В ближайшем будущем планируется применять их не только для исправления дефектов генетических врожденных, но и приобретенных, и для восстановления функций тканей и органов человеческого организма. Новейшие технологии комбинаторной химии привели в течение 1-го десятилетия XXI в. к замене почти 2/3 старых лекарственных препаратов в мире более эффективными, безопасными и дешевыми препаратами. В ближайшей перспективе создание современных лекарственных средств с механизмом молекулярного воздействия, как на отдельные разновидности клеток, так и на целый организм.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое техника и когда она возникает?

2. Что можно назвать самым значительным техническим открытием первобытности и почему?

3. Назовите характерные черты «рецептурного» знания цивилизаций Древнего Востока.

4. Назовите предпосылки возникновения и характерные черты теоретического мышления в Древней Греции.

5. Почему в Средние века развитие техники опережало развитие знаний о природе? Назовите важнейшие технические достижения Средневековья.

6. Охарактеризуйте предпосылки научной революции XVI–XVII вв.

7. Что такое промышленная революция? Когда она началась, и что стало ее причинами?

8. Охарактеризуйте специфику развития науки и техники в XVIII–XIX вв.

9. Назовите предпосылки научной революции конца XIX – начала XX вв.

10. В чем Вы видите отличие классической науки от неклассической и постнеклассической?

11. Каковы тенденции и перспективы развития современной науки?

 

 

Тема 3. Логика развития научного знания

 

Интенсивное развитие естественных и технических наук, усиление роли науки и техники в обществе и культуре обусловили необходимость их философского осмысления. Важнейшей проблемой философии науки, сформировавшейся во второй половине XIX в. в рамках позитивизма, является проблема генезиса науки и закономерностей ее развития. Позитивисты как первые философы науки провозгласили принципиальный отказ от объяснения развития науки, трактуя его просто как постепенное накопление различных знаний.

Но в 20–30-е гг. XX в. исследователи обратили внимание на радикальные изменения в истории науки и попытались их объяснить. В 1931 г. на II Международном конгрессе по истории науки и техники в Лондоне выступила группа советских ученых во главе с Б. М. Гессеном, доклад которого о влиянии экономических и социально-политических факторов (прежде всего, потребностей военной промышленности, транспорта и горного дела) на становление и развитие механики Ньютона, вызвал особый интерес у зарубежных ученых. Вскоре возникла группа по исследованию взаимосвязей науки и общества, в которую входили физик и социолог науки Джон Бернал (1901–1971), социолог Л. Хогбен (1895–1975), биохимик Дж. Холдейн (1892–1964) и др. Эти исследования послужили ядром для формирования экстернализма – направления в философии науки, считающего важнейшими для ее развития внешние факторы: экономические, социальные, политические, культурные.

В своих работах, среди которых «Наука, техника и общество в Англии XVII в.» Р. Мертона, «Социальные функции науки» и «Наука в истории общества» Дж. Бернала, экстерналисты наглядно демонстрировали, как социально-экономические факторы определяют развитие науки. Однако, стремясь установить прямые однозначные зависимости между проблемными ситуациями в науке и социально-экономическими условиями, они, как это часто случается, преувеличивали значение последних. Например, так называемый «социальный заказ», конечно, способен активизировать усилия ученых в определенном направлении, привлечь их внимание к тем или иным проблемам. Но он не может однозначно предопределить то, каким образом наука будет их формулировать и разрешать. Скорее, это зависит от накопленного в науке к этому времени наличного теоретического материала.

Как оппозиционное экстернализму направление в конце 30-х гг. прошлого столетия возник интернализм. Его лидером стал АлександрКойре (1892–1964), который в работе «Галилеевские этюды. На заре классической науки» выступил не только против экстерналистской трактовки развития науки, но и против позитивистской традиции. Койре и его единомышленники полагали, что основное влияние на развитие науки оказывают внутренние факторы, прежде всего, борьба научных идей, разрешение проблем, в которых выражаются противоречия между различными частями научного знания. Но, поскольку уже с конца XIX в. невозможно было отрицать значение практических потребностей общества для развития науки, интерналисты не могли абсолютно игнорировать влияние общества на науку. Они рассматривали его как фон развития научных идей, который может оказать на них либо положительное, либо отрицательное влияние.

Длительная и острая дискуссия между представителями альтернативных взглядов на развитие науки в середине XX в. показала ложность дилеммы экстернализм – интернализм. Важнейшими недостатками обеих концепций является, во-первых,резкое противопоставление внешних факторов развития науки внутренним (в действительности первые могут действовать только через посредство вторых); во-вторых, игнорирование роли личности ученого в развитии науки и, в-третьих, отсутствие объяснения механизмов научного открытия.

С 60-х гг. ХХ в. получила развитие социокультурная концепция развития науки, в рамках которой была осуществлена попытка снятияпротивопоставления внешних факторов развития науки внутренним. У истоков данного направления стояли постпозитивисты К. Поппер (1902–1994) и его последователь Т. Кун (1922–1996), книга которого«Структура научных революций» (1962) существенно изменила представления о развитии науки. Введение Куном таких понятий, как «парадигма», «научная революция» (смена парадигмы), «научное сообщество» привело к пониманию науки как относительно самостоятельной формы культуры, на развитие которой оказывают влияние как другие формы культуры, так и общество в целом. Но это воздействие происходит не прямо, а опосредованно, через глубинные основания науки – метатеоретическое (предпосылочное) знание.Последнее, являясь синтезом специально научных и философско-мировоз­зренческих положений, выполняет функции базиса понимания и объяснения объекта исследования.

Снятие противопоставления интернализма экстернализму повлекло за собой признание в рамках социокультурной концепции (Т. Кун, М. Полани, С. Тулмин и др.) определяющего влияния внешних факторов на движение научных идей через деятельность научных сообществ и отдельных ученых как их представителей. Это привело к качественно новому пониманию активности субъекта – отдельного ученого и научного сообщества в целом в научном познании.

Т. Кун, первым обративший внимание на роль традиций в науке, абсолютизировал доминирование в нормальных условиях одной парадигмы, т. е. образца постановки и решения научных проблем. Его критик, Имре Лакатос, подходил к пониманию научной традиции более гибко, утверждая, что обычно в науке конкурируют несколько научно-исследовательских программ (его название феномена метатеоретического знания).

Традиции (от лат. «traditio» – передача) в науке можно трактовать как ее каркас, в рамках которого развивается деятельность и научного сообщества, и отдельного ученого. Они представляют собой механизм накопления, сохранения и трансляции научного знания, идеалов и норм науки, образцов постановки и решения проблем. Традициям в науке, под влиянием которых ученые воспринимают реальность и воспроизводят одни и те же действия, противостоят новации, в глобальном плане – революции, которые можно трактовать как смену одной традиции другой.Традиции, выступая основой развития науки, выполняют следующие функции в науке:

· во-первых, определяют выбор предмета научного исследования,

· во-вторых, задают правила научного исследования,

· в-третьих, определяют ход научного исследования,

· в-четвертых, на их основе оформляются результаты научного
исследования, осуществляется организация и систематизация знания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...